Сергей Шаманаев рассказал, что он подразумевает под понятием «провинциальный театр», на чем стоит сконцентрироваться современному искусству и какое значение имеет связь с аудиторией.
Где же еще встретиться с директором Мирнинского театра как не в Магадане! С ним и другими работниками Мирнинского и Саха академического театров я познакомился на Первом фестивале современного искусства «Территория. Магадан» . Любопытное было мероприятие, там можно было увидеть нынешний уровень российских региональных театров. Хотел было сказать «провинциальных», но вот Сергей Шаманаев вкладывает в это слово другой смысл:
— Понятие «провинциальный театр» для меня подразумевает уходящие под потолок три стены, отделяющие заднее пространство со сценой, и деревянных актеров, которые говорят текст, а не живут им.
Было интересно узнать, что в фестивальной программе особенно зацепило директора Мирнинского театра:
— Осмыслив кое-какие моменты из спектакля «Малые деньги» театра «Поиск» (Красноярский край – ред.), я понял, что давненько такого хорошего материала не видел с таким неожиданным концом. Кое-что запомнил на будущее. Как говорится, если из спектакля нечего украсть, спектакль не интересен (смеется). Я, конечно, говорю об интерпретации. Это относится и к художественным приемам, и к актерским реакциям.
В рамках фестиваля состоялся танцевальный спектакль «Мирлифлор» – копродукция компании «Диалог Данс» и бельгийского хореографа Карин Понтьес. Это — вещь специфичная, чуть-чуть не моя. Ребята, бесспорно, талантливы, но я как сторонник драматического театра вижу необходимость в том, чтобы получать отклик от зала. В этой же постановке энергия, на мой взгляд, передавалась между самими актерами. Мне бы хотелось больше акцентированных моментов, где бы стало понятно, что хочет сказать актер зрителю в конкретный момент. У них была потрясающая работа со столом, который служил и стулом, и постаментом, и гробом.
«Территория. Магадан» завершился концертом молодых солистов Государственного академического Большого Театра России. Это было потрясающе. Что ни номер, то гвоздь. И когда ты этими гвоздями сидишь прибитый к креслу, это сильно. Это высокое искусство.
И немного о катарсисе:
— На лекции «О чем с нами говорит сегодня русская классическая опера?» я сидел с открытым ртом. Мне как руководителю и актеру драмтеатра казалось, что опера и драма — это разные части большой многоугольной системы. Но лекция была познавательна, и стало ясно, что у нас много общего. Мало заинтересовать зрителя постановкой, надо сделать так, чтобы зритель ушел с катарсисом. Вне зависимости от формы, важно достучаться до сердца зрителя, царапнуть его за оберегаемую плотноупакованную душу. В этом то, что я услышал там, оказалось созвучно моим мыслям.
Участие в фестивале — это праздник, душевный подъем и трепетное ожидание чего-то нового. Также это признание всего театра Якутии в лице нашего театра и Саха театра. Приобрел интереснейшие знакомства с людьми из Москвы, Иркутской области и Красноярского края. Когда делишься мыслями, обязательно рождаются идеи для новых спектаклей. Такие мероприятия обязательны для посещения, иначе будет застой.
Григорий ФОМЕНКО