Проблему ветхого жилья одним лишь бюджетом Хабаровска на решить

Проблему ветхого жилья одним лишь бюджетом Хабаровска на решить
Фото: primamedia.ru
Цена вопроса в данном случае составляет около 20 млрд рублей, а это больше годового бюджета краевой столицы

19 июля, YakutiaMedia. Вопрос расселения граждан из аварийного жилья в Хабаровске не теряет своей актуальности — помимо социальной составляющей, он имеет в себе немалый финансовый вес, и одними бюджетными средствами его не решить. Как идет этот процесс и какие подводные камни в себе он таит, ИА AmurMedia рассказал первый заместитель мэра города по городскому хозяйству Сергей Чернышов.

Все муниципальные образования имеют свою экономическую и финансовую основу, обусловленную индивидуальными характеристиками географического положения, историей формирования и развития. Решение вопросов, поставленных перед каждым муниципальным образованием федеральным законодателем в сфере жилищно – коммунального хозяйства, образования, электро-, тепло-, газо— и водоснабжения населения, водоотведения, строительства и содержания дорог, оказания транспортных услуг, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предоставление услуг связи, бытового обслуживания, пожарной безопасности, культуры, экологии и многое другое должно обеспечиваться сбалансированностью городских бюджетов, формируемых при учете интересов всех горожан. Исключить финансирование мероприятий в какой либо сфере жизнедеятельности и направить все средства в одном направлении, например, только строительство, попросту невозможно.

Общественные организации, созданные для удовлетворения нематериальных потребностей граждан, для представления и защиты общих интересов, критикуя органы местного самоуправления за непринятие решений об аварийности и не предоставлении жилых помещений исключительно в отношении нескольких жильцов определенных двух домов, находящихся далеко не в плачевном состоянии, частично благоустроенных, с холодной водой и канализацией, нарушают принципы своего создания. Как сочетается рдение за справедливость нескольких конкретных человек с общими интересами людей?

Теперь поговорим. В чем суть проблемы?

Наибольшей проблемой, объединяющей все муниципальные образования, является развитие жилищно-коммунальное хозяйство, содержание которого в полном объёме возложено на органы местного самоуправления. Основным вопросом является вопрос расселения и сноса жилых домов с большим процентом износа, хозяином которых до 90х годов было государство. Многих жителей деревянных бараков именно оно наделило этой жилплощадью.

В период освобождения государственных предприятий от несвойственных им функций по содержанию жилья в муниципальную собственность было передано 1226 неблагоустроенных домов. В настоящее время таких многоквартирных муниципальных неблагоустроенных домов 759, общей площадью 228 780,6 кв.м., в которых проживают 5 071 семья. Для расселения семей потребуется более 19 миллиардов рублей, что составляет почти два годовых бюджета города.

Как мы знаем, проблема обветшалого жилья пришла к нам не вчера, одним бюджетом все жилье не расселить.

В период действия в 2002 году федеральной программы переселения из ветхого жилищного фонда за счет трех бюджетов для расселения горожан из аварийных многоквартирных домов построены 216 квартир, общей площадью 10773,8 кв.м., переселены 223 семьи. Всего было потрачено 152 миллиона рублей из городского бюджета, 2 миллиона из краевого и 71 миллион из федерального. В 2005 году федеральная программа была отменена.

Городом Хабаровском вопросы расселения жилья решались самостоятельно в сочетании с выполнением иных социально-экономических задач. Расселены 20 многоквартирных жилых дома, признанных в установленном порядке аварийными, общей площадью 6 668,3 кв.м., из которых в благоустроенные жилые помещения переселены 156 семей. В результате действия адресной программы по сносу и расселению домов для развития застроенных территорий города полностью снесено 18 жилых домов (122 квартиры), в стадии расселения 16 жилых домов (137 квартир), подлежат расселению 77 жилых домов (746 квартир).

Как решаются вопросы расселения неблагоустроенных жилых домов на уровне законов государства?

Обвинения мэрии о неучастии в федеральной программы сноса аварийного жилья по закону "О фонде содействия реформированию ЖКХ" является мягко говоря, огульны. Закон, принятый в июле 2007, предусматривал господдержку из Фонда на расселение домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года. В настоящее время для получения господдержки срок признания домов аварийными установлен до 01.01.2012. В такие сроки на территории города был признан аварийным один многоквартирный дом по проспекту 60-летия Октября. Стоимость переселения 8 семей составила 21 933 600 руб., в том числе за счет средств бюджета города — 13 116 806 руб., и только 8 816 794 руб. за счет средств Фонда.

Возвращаясь к индивидуальности муниципальных образований необходимо учесть, что стоимость строительства жилья на территории города Хабаровска и территории, например, города Комсомольска-на-Амуре, далеко не одинаковая. И подход при определении размера средств, которые должны быть выделены на расселение и строительство жилья в различных муниципальных образованиях, должен быть индивидуальный. В Адресной же программе стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, для участия в этой программе, в 2013 году составляла для всех предполагаемых участников 34 600 рублей, в 2014 году – 37 368 рублей, в 2015 году – 39 722 рубля, в 2016 году — 41 788 рублей, тогда как рыночная стоимость 1 квадратного метра в городе Хабаровске в период с 2013 по 2016 год составила от 63 550 до 66 090 рублей.

Здесь необходимо сказать еще о том, что неблагоустроенные жилые дома с большим процентом износа региональным оператором были исключены из Программы капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирных домах Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края. Порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах, на уровне Правительства Хабаровского края в нарушение требований жилищного законодательства не определены.

Конфликт интересов или что вперед?

Прямые обязательства органов местного самоуправления – обеспечение в порядке очереди жильем состоящих на учете нуждающихся и малоимущих граждан. Их в городе 5483 семей, больше 15 тыс. человек. Кроме того, администрация в силу закона исполняет решения суда о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилищном фонде. В настоящее время в администрации города на исполнении находится 71 решение суда о предоставлении 79 жилых помещений общей площадью 3535,98 кв.м., стоимостью 245 057 557 руб.

Какое решение может быть?

Позиционирование государства как гаранта соблюдения права граждан на комфортное жилье должно включать в себя его координирующие действия по развитию строительного комплекса и формированию благоприятных инвестиционных условий для того, чтобы обеспечить заинтересованность строительных организаций в реализации жилищных программ. Необходимо на законодательном уровне Российской Федерации разработать механизм расселения и сноса неблагоустроенных деревянных домов с большим процентом износа, не отвечающих санитарным и техническим требованиям. Только при финансовой поддержке за счет средств федерального, краевого бюджетов возможно решить вопрос расселения неблагоустроенного жилья, а для этого нужны решения соответствующих краевых и государственных структур. К чему резкая критика мэрии общественной организацией в части не признания конкретного дома № 13 по ул. Нагорной аварийным и не предоставлении квартир гражданам? Принятие решений межведомственной комиссией о признании избирательно домов аварийными и подлежащими сносу не может являться механизмом расселения 759 многоквартирных жилых домов.

Проблема расселения и сноса неблагоустроенных деревянных жилых домов постоянно поднимается мэром города, депутатами города Хабаровска, администрацией города Хабаровска на всех уровнях власти. Хабаровской городской Думой в ноябре 2016 было направлено обращение к депутатам Законодательной Думы Хабаровского края о необходимости разработки и принятия государственной программы Хабаровского края "Безопасность условий проживания граждан". Предлагаемый механизм реализации мероприятий по созданию безопасных жилищных условий граждан, переселению из аварийного жилищного фонда предусматривает финансирование из средств федерального, краевого и местного бюджетов.

Депутаты Законодательной Думы Хабаровского края совместно с органами исполнительной власти Хабаровского края инициативу депутатов Хабаровской городской Думы поддержали, однако сообщили, что в настоящее время в Хабаровском крае в первоочередном порядке идет работа по завершению расселения граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном аварийным до 01.01.2012 года.

Так чему отдать приоритет?

В настоящее время, без принятия решений о расселении неблагоустроенных домов с большим процентом износа на краевом и федеральном уровне, решение вопроса по расселению всех 759 домов, стоимостью более 19 миллиардов рублей при годовом бюджете на все сферы жизнедеятельности населения 12 миллиардов – невозможно. Общественная организация, действующая в чьих интересах, предлагает отказаться от предоставления света, образования, водоснабжения или всего сразу? Поддержит ли такую идею остальные горожане? Может было бы правильным просто помочь городу, поддержать на всех уровнях власти в решении вопроса расселения и сноса неблагоустроенного жилья с большим процентом износа??

Кто в доме живет?

Вернемся к дому № 13 по ул. Нагорной. Из 8 квартир задолженности по оплате содержания жилья не имеют 3 семьи, одна семья задолжала чуть больше 20 тысяч, остальные за 200 тысяч рублей. Одна семья только успела купить квартиру в этом доме 2014 году, однако жалобы на условия проживания ей подаются не к прежнему собственнику, а в администрацию города. Каждой семье администрацией города до проведения реконструкции дома или принятия иного решения было предложено переселиться в жилые помещения маневренного фонда. Не очень то поверили жильцы радеющим за них лидерам общественной организации, говорящим о том, что дом рухнет – все семьи от переселения отказались. Сейчас этот вопрос планируется решать в судебном порядке.

Чем на практике заканчивается предоставление жилья жителям аварийных домов, будет рассказано далее.

 
По теме
Прокуратура Вилюйского района на основании обращения жительницы г. Вилюйска провела проверку соблюдения прав граждан при реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Прокуратура города Мирного в ходе проверки установила, что постановлением Правительства РС(Я) от 29.10.2009 N 463 один из жилых домов в с. Арылах по ул.
В Якутии продолжается операции «Нелегальный мигрант» - ИА SakhaLife.Ru С целью выявления и пресечения каналов незаконной миграции сотрудниками полиции обследованы более 540 объектов пребывания пребывания и трудовой деятельности мигрантов, где проверен 991 иностранный гражданин.
ИА SakhaLife.Ru
Как стать опекуном ребёнка в Якутии - Министерство труда и социального развития РС(Я) На сегодня в Якутии численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3718 детей, из них на воспитании в семьях находятся 3304 ребенка.
Министерство труда и социального развития РС(Я)
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)