Образование - основа устойчивого развития коренных народов
Уважаемые делегаты первого съезда учителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, приглашенные участники и высокие гости!
От имени организаторов съезда приветствуем вас в северной столице Российской Федерации. Многие годы именно в городе Санкт-Петербург ведется подготовка педагогических кадров и гуманитарной элиты коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и неслучайно, что лучшие учителя языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока собрались в этом городе с целью выработки концепции преподавания своих родных языков и содействия модернизации содержания и образовательных технологий обучения языкам коренных народов.
Напомню, что в 2009 году многие из вас участвовали во всероссийской научно-практической конференции по родным языкам коренных народов России, которая проходила в городе Якутске. В 2010 году мы также собирались в Якутске на научно-практической конференции «Образовательное пространство Арктики: развитие через диалог и сотрудничество». На этой конференции мы запускали флагманский проект «Учителя Арктики» под эгидой ЮНЕСКО.
Сегодня перед системой образования в целом, в том числе перед учителями родных языков коренных малочисленных народов стоят новые цели образования. Осуществляется переход на новые образовательные стандарты на всех уровнях образования и в связи с этим проблемы изучения родных языков и обучения на языках коренных народов не впервые выносятся на обсуждение научной и педагогической общественности.
Педагогическая общественность на себе испытывает энергию новых вызовов. Эти вызовы связаны с разграничением полномочий в сфере образования и с введением новых правовых норм, которые касаются языков образования и реализации права граждан на образование на родном языке.
В настоящее время становятся особенно актуальными вопросы выработки общих подходов для дальнейших шагов по обеспечению устойчивого развития коренных малочисленных народов на основе доступности качественного образования. Требуется комплексный подход в решении задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока в соответствии с принципами устойчивого развития.
Следует отметить, что Институтом национальных школ Республики Саха (Якутия) именно к съезду проведен сбор и анализ информации о состоянии изучения языков коренных малочисленных народов субъектов Российской Федерации. По итогам большой работы выявлены как достижения, так и проблемы.
Хотелось бы, чтобы съезд стал точкой отсчета для решения проблем и для совершенствования системы образования как основы устойчивого развития коренных малочисленных народов нашей страны.
Надо признать, что нормативная и правовая основа для поддержки образования коренных народов создана на международном и российском уровнях.
В Концепции устойчивого развития Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации в 2009 г. перед нами поставлены задачи, среди которых:
– сохранение исконной среды обитания и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера;
– развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
– повышение качества жизни малочисленных народов Севера;
– создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов;
– повышение доступа коренных малочисленных народов Севера к образовательным ресурсам с учётом их этнокультурных особенностей;
– содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера;
– сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
Мы считаем, что именно эти задачи являются для нас стратегическими ориентирами для оценки результатов образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Между тем можно отметить следующие факты, влияющие на процессы сохранения, умножения и развития коренного населения Арктики и Севера.
Факт первый: Арктику и Север продолжают покидать трудоспособные люди с детьми. Север теряет молодое население более интенсивно, особенно в возрасте от 0-19 лет. Но за последние 10 лет наметилась положительная тенденция роста рождаемости.
Факт второй: По переписи 2010 г. уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше в районах Крайнего Севера проигрывает населению в целом по Российской Федерации, имеющему послевузовское, высшее и незаконченное высшее образование.
Кроме вышеназванных фактов, существуют проблемы, которые характерны для многих районов Арктики и Севера:
- сложная транспортная логистика и финансово-затратное транспортное обеспечение перевозки детей от места проживания до региональных центров;
- цифровое неравенство и высокие тарифы на обеспечение доступа к сети Интернет по спутниковой технологии;
- недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами;
- недостаточное соответствие материально-технической базы с современным требованиям;
- организация образования в условиях традиционного уклада жизни оленеводов, рыбаков и промысловых охотников.
В этой ситуации в нашей республике разработан комплексный проект «Арктическое образование», цель которого - создание эффективной образовательной системы, обеспечивающей получение детьми качественного и доступного образования с сохранением при этом национальной идентичности.
Отмечаем, что с каждым годом расширяется сеть образовательных организаций, в которых ведется обучение родного языка и литературы коренных народов Севера, увеличивается количество обучающихся. В последнее время значительная динамика наблюдается в Оленёкском, Анабарском, Булунском, Жиганском, Момском и Эвено-Бытантайском улусах.
Между тем в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)» определено 70 местностей компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, из них 33 имеют статус национальных наслегов.
Следовательно, изучение родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера еще не организовано в 26 населенных пунктах.
Организация изучения родного языка и литературы для детей коренных малочисленных народов требует учёта реальной социолингвистической ситуации, значительно отличающейся от положения в других регионах России, проведения системных исследований, разработки специальной методики обучения родным языкам и создания учебной литературы с учётом функционально первого языка детей, основного языка обучения, формирования двуязычия и многоязычия.
Развитие региональной системы арктического образования осуществляется комплексно путем сочетания трех основных системных блоков:
Первый блок - совершенствование организационной системы, позволяющей обеспечить получение качественного и доступного образования в соответствии с ФГОС;
Второй блок - подготовка квалифицированных педагогических кадров с учетом этнокультурных особенностей северных регионов, способных решать задачи, поставленные перед образованием детей из числа коренных народов;
Третий блок - развитие ресурсного обеспечения региональной системы арктического образования, включающее учебно-методическое, материально-техническое и технологическое оснащение.
В рамках первого блока реализуются 9 проектов.
Прежде всего, это проект «Кочевая школа» , в реализации которого мы исходили из тезиса «приблизить школу к ребенку, а не ребенка к школе».
Статус кочевой школы нормативно закреплен республиканским законом. Сотрудничество с Бюро ЮНЕСКО в Москве позволило достичь следующих результатов:
- во-первых, впервые в России принята Концепция развития системы общинных кочевых образовательных организаций, созданы основные модели кочевых школ, предоставляющих дошкольное, начальное и основное образование детям оленеводов;
- во-вторых, разработана республиканская нормативная и правовая база, в том числе повышенные нормативы финансирования на обучающихся в кочевых условиях;
- в-третьих, созданы научно-методические и образовательные ресурсы, обеспечивающие учёт региональных и этнокультурных особенностей в рамках федеральных государственных образовательных стандартов;
в-четвёртых, внедрена система подготовки педагогов для кочевых школ в профессиональных образовательных организациях.
Второй проект « Экспериментальная школа-интернат «Арктика » с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля. Сегодня школа «Арктика» располагает комплексом технологий по обучению эвенскому, эвенкийскому языкам, воспроизводству культурных и духовных ценностей этих народов в образовательных программах общеобразовательной школы. С 2016 года при поддержке Института новых технологий республики введено дистанционное обучение юкагирскому языку воспитанников школы-интерната.
Третий проект « Международный Арктический Центр культуры и искусств» , в рамках которого осуществляется взаимодействие и сотрудничество с международными и общественными организациями. Подписаны договоры, соглашения с учебными заведениями, центрами культуры с Финляндией, Аляской, Канадой, Норвегией, Швецией. Проект ведет Арктический государственный институт культуры и искусств.
Такие вызовы времени, как глобализация и информатизация требуют и воспитания гражданина, конкурентоспособного в мире, интернационально настроенного и глобально мыслящего, вместе с тем любознательного, самостоятельного, предприимчивого и коммуникабельного человека новой эпохи.
Поэтому мы приступили к реализации проекта « Международная Арктическая школа» - школы, реализующей образовательные программы международного бакалавриата для детей Севера, Сибири, Дальнего Востока России и стран Арктического региона, а также проекта «Международный центр дополнительного образования «Дети Арктики» - базы для апробации и практической реализации детских идей в области науки и техники, культуры и спорта.
Цель этих проектов: развитие человеческого потенциала, предоставление выбора своей жизненной траектории, а также повышение конкурентоспособности наших выпускников на мировом уровне.
Следующий проект «Сохранение языков и культур малочисленных народов» предусматривает:
- создание нормативно-правовой, организационно-управленческой, научной и учебно-методической базы обучения, новых образовательных ресурсов (в Республике успешно работает портал Куйаар.ru );
- издание художественной литературы в серии «Детское Североведение»;
- повышение мотивации к изучению родного языка, литературы и культуры, грантовая поддержка носителей и подвижников родных языков коренных малочисленных народов Севера.
Седьмой проект « Дети Арктики. Дошкольное образование » реализуется с 2017 года с Федеральным агентством по делам народов, Ассоциацией КМНС Российской Федерации и пятью субъектами Арктической зоны. Цель проекта - установление эффективного информационного обмена, оценка лучших практик в сфере подготовки детей коренных народов Арктической зоны, реализации международных образовательных проектов.
В рамках работы съезда предлагаем рассмотреть перспективы развития проекта с целью охвата, в дальнейшем, всех уровней общего образования.
В рамках кадрового блока реализуются 5 проектов - это проект « Педагогика Севера», проект « Учитель Арктики» , проект « Качественное образование в арктических школах». Обращаю ваше внимание на проекте « Профи–учитель », в рамках которого проводится профессиональное тестирование всех учителей, в том числе учителей языков коренных малочисленных народов. Тестирование стало стимулом для самообразования, поводом для повышения квалификации и ориентиром для методической работы соответствующих служб.
Если упомянутые проекты содержательного характера, то республиканский проект «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ Арктических и Северных улусов » направлен на обеспечение кадрами. Суть проекта - государственная поддержка педагогических работников, проработавших 5 лет согласно трудовому договору в школах, в виде социальной выплаты в размере 50 % от расчетной стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры.
По итогам этих проектов можно выделить следующие эффекты:
Во-первых, более 28 тысяч педагогов арктических регионов республики и других регионов получили доступ к образовательным ресурсам;
Во-вторых, выросла доля педагогов со сформированной IT-компетентностью, увеличился охват педагогов северных улусов курсами повышения квалификации;
В-третьих, улучшились показатели ЕГЭ выпускников северных улусов, качественно изменился педагогический состав, молодые педагоги стали оставаться в северных и арктических районах.
Для ресурсного обеспечения региональной системы арктического образования - это блок 3 – также реализуется 5 проектов.
Среди них проекты « Детское североведение», «ФГОС в школах коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», «Цифровые образовательные ресурсы» направлены на создание литературы для детей на официальных языках Республики Саха (Якутия) - эвенском, эвенкийском, долганском, чукотском и юкагирском.
Кроме этого с 2014 года в Якутии по двум направлениям реализуется проект « Государственно-частное партнёрство» .
Первое направление - это сотрудничество государства с частным партнером. Строительство, полное оснащение оборудованием объект, техническая эксплуатация осуществляется за счет Частного партнера. Публичный партнер обеспечивает возмещение вложений по истечении времени в соответствии с соглашением.
Второе направление - организация дополнительных дошкольных групп за счет партнерства муниципальных дошкольных образовательных организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства: дошкольная группа создается частным лицом в его помещении, где организовано питание, коммунальные услуги, а образовательные услуги предоставляются педагогами муниципальных детских садов или частных детских садов с лицензией. Данный проект в 2014 году стал победителем федерального рейтинга моделей дошкольного образования.
Следующий проект «Открытое образование для детей КМНС» - это пилотный проект по внедрению новых технологий обучения.
Большинство населенных пунктов, в которых проживают наши коренные малочисленные народы, находятся в труднодоступных местах. С целью обеспечения доступа к образовательным ресурсам в наших планах модернизация инфраструктуры дистанционного и сетевого образования, организация высокоскоростных каналов связи, снижение расходов на их содержание за счет повышения эффективности.
Отдельный успешный проект можно транслировать на всю Российскую Федерацию. Мы уверены, что электронные ресурсы будут в ближайшее время доступны нашим удаленным школам, и считаем, что в целом назрела необходимость очередной модернизации инфраструктуры доставки контента на основе проектного подхода на уровне России.
Каждый вышеупомянутый проект ориентирован на развитие системы арктического образования, на то, чтобы дети и молодежь, живущие в арктической труднодоступной зоне, могли получать качественное образование наравне со всеми.
Вместе с успешной практикой есть и ПРОБЛЕМЫ, возникающие в процессе работы, и требующие совместного решения на федеральном уровне.
Среди проблем можно отметить нехватку учителей родного языка и литературы в общеобразовательных организациях, расположенных в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Почему это возникает?
Во-первых. Недостаточный уровень заработной платы учителей родного языка и литературы. Общеобразовательные организации, расположенные в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, преимущественно, малокомплектные и малочисленные. В связи с этим они не могут обеспечить полную нагрузку учителю родного языка и литературы.
Во-вторых. Низкая мотивация молодых учителей работать в труднодоступных и отдалённых населённых пунктах в суровых природно-климатических условиях.
В-третьих. Учителя, получившие двухпрофильное образование - учитель русского языка и литературы и учитель родного языка и литературы, предпочитают работать учителями русского языка и литературы. Безусловно, получение диплома с двумя специальностями предоставляет учителю широкую возможность для профессиональной деятельности, особенно в условиях малокомплектных общеобразовательных организаций, а также обеспечивает мобильность человека в современном мире. Между тем, как показывает практика, реально сложно совмещать одновременно преподавание 4 учебных предметов «Русский язык», «Русская литература», «Родной язык» и «Родная литература» в основной и старшей школах.
Часто учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера вынужден работать в условиях недостатка инфроструктуры.
В-четвертых. В связи с ростом этнического самосознания в некоторых местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера появилась потребность в изучении родного языка и литературы в общеобразовательных организациях, в которых раньше не велось их преподавание.
В этих условиях школы оказываются в сложной ситуации. С одной стороны, есть понимание необходимости изучения родного языка и литературы, а также соблюдения прав участников на изучение родного языка.
С другой стороны, отсутствует языковая среда, нет организационно-управленческого опыта, традиций в этой области, учителей и педагогов со знанием языка, а также учебно-методического обеспечения.
Для решения проблемы обеспечения учителями родного языка и литературы и повышения их заработной платы предлагаем следующее.
Необходимо установить фиксированную оплату труда при условии объективной недостаточности учебных часов для полной педагогической нагрузки, а также предусмотреть систему оплату труда, обеспечивающую среднемесячную заработную плату учителя в регионе.
Учителям родного языка и литературы, уехавшим работать по распределению или по договору в места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера необходимо решить их жилищно-бытовые проблемы (то есть обеспечить предоставление благоустроенного или частично благоустроенного жилья, льготное ипотечное кредитование и другие меры).
Организовать переподготовку и повышение квалификации учителей начальных классов, работающих в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера по специальности «преподаватель родного языка и литературы», что позволит качественно организовать в начальной школе обучение родному языку и литературе.
Реализовать проект «Учебники для детей коренных народов» по обеспечению преподавания родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера современными образовательными ресурсами, качественными учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, методическими пособиями, контрольными материалами.
Повышение квалификации учителей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера также требует дифференцированного подхода в связи со спецификой данного направления. Между тем, многие институты повышения квалификации не имеют отдельных структурных подразделений, занимающихся конкретно учителями родного языка и литературы. На практике получается, что курсы для учителей родного языка и литературы не могут организовываться отдельно по языкам в связи с отсутствием лекторов и малочисленностью слушателей.
Таким образом, необходимо создать систему межрегиональных и всероссийских курсов повышения квалификации учителей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Такие курсы также могут создать условия для педагогического общения на конкретных родных языках и совершенствовать качество речи учителей.
Научно-методическая система обучения родным языкам и литературе народов Российской Федерации по различным обстоятельствам, связанным с историческими процессами и предметной спецификой, является наиболее «проблемным» направлением в педагогической науке Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют аспирантуры и диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций на соискание учёной степени по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (родной язык народов Российской Федерации)».
Следующая проблема. Учебно-методическое обеспечение изучения родных языков и литературы. Языки коренных малочисленных народов Севера имеют ряд специфических факторов, связанных с их дисперсным проживанием: это наличие диалектов и говоров языков и отсутствие неустойчивость норм языков (графики, правил орфографии). Это обстоятельство усложняет разработку и издание учебников на родных языках коренных малочисленных народов Севера и их включение в федеральный перечень.
Поэтому предлагаем внести изменение в Порядок формирования федерального перечня учебников.
Издание малотиражной учебной литературы на родных языках коренных малочисленных народов Севера всегда было связано с высокими затратами, государство традиционно оказывало возможную помощь через федеральные целевые программы (например, были подпрограмма «Дети Севера» программы «Дети России). С 2011 года федеральное финансирование на разработку, экспертизу и издание учебников фактически прекращено.
В последние годы из-за отсутствия государственного заказа за счет средств федерального бюджета учебно-методическая литература на родных языках издается по государственному заказу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Включение в федеральный перечень учебников требует значительных финансовых вложений, особенно это остро ощущается в последнее время в связи с необходимостью придания легитимного статуса учебному предмету «родной язык и литературы». К сожалению, не все регионы находятся в равных экономических условиях и не имеют возможности в полной мере выполнять полномочия в этой сфере.
В завершение своего доклада предлагаем следующее.
- принять государственную программу «Дети Арктики»;
- формировать государственное задание на учебно-методическое
обеспечение и экспертизу учебников;
- принять программу обеспечения учебниками и электронными образовательными ресурсами;
- внедрить новые модели реализации и финансирования совместных проектов, в том числе проектов «Дети Арктики. Доступность качественного образования» и «Международная Арктическая школа»;
- обеспечить инфраструктурную модернизацию для обеспечения доступности качественного образования в труднодоступных и удаленных территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- внести изменения в законодательство в части исключения избыточных требований о закреплении земельных участков и зданий при лицензировании образовательной деятельности в кочевых условиях ;
- обобщить успешные практики с учетом социокультурной и языковой ситуации в районах Российской Федерации;
Мы уверены в том, что только комплекс взаимосвязанных проектов и системы изменений должен привести к желаемым результатам во имя устойчивого развития наших территорий.
Благодарю за внимание!
Программа Всероссийского съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ