Анатолий Сергеев: якутские фильмы должны выходить из гетто республиканского кино

В декабре этого года компания «Алмазфильм» отметила свое 10-летие. Одним из почетных гостей, приглашенных на юбилейные мероприятия, стал журналист, актёр, продюсер, автор неоднозначной «Тропы Смерти» Анатолий Сергеев. С Анатолием мы поговорили об актуальной в последнее время теме – о якутское кино: как оно начиналось, развивалось и куда ему двигаться дальше.

- Все статьи о якутском кино в российской прессе, которые мне приходилось читать, в последнее время, например в «Афише», - говорит Анатолий, - как будто написаны по заказу заинтересованных лиц. В них не хватает объективности, как минимум. Не то, чтобы я так уж возмущен отсутствием себя в летописи якутского кино, но ради справедливости хочется подчеркнуть: вот уже 10 лет успешно действует кинокомпания «Алмазфильм», совершившая революцию и открывшая дорогу независимому кино. Именно с наших действий и началась новая эпоха.

Как все начиналось

В 2004 Александр Джурович Данилов предложил возглавить мне направления PR и прокат в новой кинокомпании. Александр Данилов — это ведь такой якутский Стив Джобс. Если проанализировать его действия, можно заметить, что он всегда предугадывал направления, которые будут востребованы спустя несколько лет. Он видит в людях те качества, о которых они сами не подозревают. Так было и со мной. Когда он сказал, что я буду маркетологом, рекламщиком и пиарщиком в небольшой кинокомпании, я и не думал, что в будущем буду заниматься этим уже в международном плане. В общем, он «сделал предложение, от которого было невозможно отказаться» и дал, таким образом, стимул для дальнейшего развития.

Мы начали менять якутский кинематограф, который был представлен в то время единственной государственной структурой «Сахафильм». Снимали они качественное кино, но привлечь широкую аудиторию не могли. Например, фильм «Журавли над Ильменем» с бюджетом в три миллиона рублей, если мне не изменяет память, в прокате собрал чуть более полумиллиона. К примеру, сейчас якутские фильмы собирают по шесть -семь миллионов рублей. Говорят, что касса «Айыы Уола» даже больше.

Большим прорывом начала 2000-х стала картина «Черная маска» Никиты Аржакова. Фильм сильно выделялся из типичной продукции «Сахафильма», благодаря крепкому сценарию, ярким актерам, узнаваемым типажам и медийным лицам. Позже, я отдал дань этой картине, пригласив в свой первый фильм отца и сына Заманковых.

В то время было удивительно, что на якутское кино выстраиваются очереди. И это несмотря на то, что фильм выпускался практически без маркетинга.

Настоящий прорыв произошел осенью 2004 года, с выходом картины «Любовь моя» Сергея Потапова. Мы использовали весь опыт, собранный по крупицам при прокате международных картин в «Центральном» и сделали, по сути, первые настоящие рекламные материалы: постер, фотосессию с актерами, синопсис, трейлер, который запустили на местных каналах и в фойе кинотеатра на плазменных панелях. Фильм Сергея получился острым, в духе некоторых работ Балабанова, что добавляло ему перца и вызывало множество дискуссий. На моей памяти, это была первая премьера якутского фильма, проведенная как полагается: с актерами, VIP-лицами города, фуршетом, шампанским и так далее.

Важную роль сыграли СМИ. Тогда главные редакторы начали понимать, что якутское кино впредь будет выступать поставщиком информационных поводов. Сергей Потапов стал образцом нового, молодого, в хорошем смысле дерзкого и талантливого режиссера, который может резать на экране правду-матку. Это авторский стиль Потапова.

Потом был «Куот» Константина Барашкова — первый якутский молодежный боевик. На главные роли Костя взял симпатичную девушку и парня, оба стали своего рода секс-символами у молодежной аудитории. Было забавно наблюдать, как они меняются в процессе подготовки фильма. Качественные погони, изобретательная операторская работа. И вообще, в процессе работы над фильмом была выработана правильная концепция – получился качественный, полноценный боевик. Он тоже стоил недорого. Именно на нем мы полностью развернули свои PR-мощности. Помню, мы договорились с «Якутском Вечерним» сделать пару обложек «Афиши» под фильм, а в предпремьерном выпуске толстушки был подробный материал о фильме. Меня даже ругали за «настойчивость». Кстати, тогда мы заложили персонажа в сценарий «Тропы Смерти» - журналиста, это был хитрый план по привлечению «Вечерки» на свою сторону.

Так выстраивалась долгоиграющая акция по взаимодействию СМИ и местного кино. Мы подбрасывали новости каждую неделю. Когда новостей не было – мы их придумывали. Тогда это сработало.

Что делать дальше?

Якутское кино сегодня достигло своего потолка и находится, в так называемом, локальном «гетто». Что еще можно делать? Есть три кинотеатра, которые дают возможность местным производителям демонстрировать кино (не всем, конечно). Есть победы якутских фильмов над блокбастерами по сборам. Побить сборы «Айыы Уола» будет очень сложно. В общем, пора выходить за грани республики. Этот вопрос мы и обсуждаем сейчас с «Алмазфильмом».

Десять лет назад мы создали инерционную силу, которая двигала местный кинематограф. Сейчас очень важно выйти на другие территории. Прежде всего пришла пора создавать фильмы на русском языке. Стоит приглашать в республику актеров российского кино, это не так дорого, как кажется. Возможно, самим совершать поездки для съемок в другие города, чтобы вовлечь общественность других регионов в кинодиалог.

Я постоянно читаю сценарии, написанные в республике. Они интересны с точки зрения более масштабного применения. По ним можно снимать и в России. Но с якутскими кадрами.

Как человек знакомый с индустрией кино, готов помогать совершенно бескорыстно. Есть выходы на различные мировые площадки. Например, ежегодно в Каннах функционирует Российский павильон, где можно презентовать республику, для начала, как локацию, где можно снимать кино. Я призываю Министерство культуры разработать систему возврата налогов для тех, кто приезжает снимать кино в Якутию и вовлекает в производство местные кадры. Есть и другие идеи. Но самое главное, чтобы сами якутские кинематографисты нашли в себе амбиции для дальнейших шагов. Есть поговорка: «плох тот солдат, что не мечтает стать генералом» - она вполне применима к якутским кинопроизводственным реалиям. Становиться «генералами» можно и нужно.

Источник: Николай БОРИСОВ, ИГ Якутия. Инфо

 
По теме
Административная комиссия г. Якутска под руководством Феликса Антонова 11 марта выехала на место по сигналу, поступившему от горожан о деятельности бара «Ковчег» по улице Кальвица.
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)