Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва отметила, что сегодня представители КМНС проживают на территории 21 муниципального района республики, где сохранились традиционные виды хозяйствования: оленеводство, рыболовство, охота.
Как сообщили ЯСИА в пресс-службе Ил Тумэна, депутат выступила 28 апреля 2015 года на парламентских слушаниях «Правовое регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний-недропользователей и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в местах их компактного проживания».
Она напомнила, что в 90-х годах были приняты базовые законы федерального и республиканского уровней, регулирующие вопросы исконной среды обитания, сохранения традиционного уклада жизни, культуры, языка, мест компактного проживания. Однако изменения, внесённые в них позже, по мнению парламентария, «привели к искажению, иногда к неприятию тех положений, которые должны быть учтены при взаимодействии между коренными малочисленными народами и недропользователями».
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока предполагает укрепление социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов, сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства.
«Реализация Концепции и Стратегии развития Арктики , а также положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и законодательства республики в части защиты конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока становится особо актуальной в связи с промышленным освоением новых территорий. Согласно Конституции РФ, добыча ресурсов должна осуществляться без ущерба для природы, с учётом интереса общества, мнения и прав малочисленных народов, на исконных территориях которых происходит освоение недр», - подчеркнула Елена Голомарёва.
Она отметила, что на территории республики по данным Госкомитета Якутии по геологии и недропользованию на 3 марта 2015 года имеют действующие лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых 144 предприятия.
По словам Голомаревой, в 10 арктических улусах зарегистрировано 32 предприятия, которые имеют 55 лицензий. При этом только пять предприятий заключили договора (соглашения) о социально-экономическом взаимодействии недропользователей с муниципальными образованиями, родовыми общинами коренных малочисленных народов. Обязательства, прописанные правовыми актами Российской Федерации, республиканского законодательства перед коренными малочисленными народами соглашениями (договорами) закреплены АК (АЛРОСА) (ОАО), ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Нижне-Ленское», ОАО «Звезда», ООО «Восток инжиниринг».
Парламентарий сказала, что закон РФ « О недрах» уполномочивает органы государственной власти субъектов федерации осуществлять защиту интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешать споры по вопросам пользования недр, участвовать в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых и представлять в федеральные органы государственной власти соответствующие предложения.
Она отметила, что правовые нормы федерального и республиканского уровня охватывают различные направления жизнедеятельности малочисленных народов и природопользователей и вкратце охарактеризовала положения федерального и республиканского законодательства.
Елена Голомарёва рассказала, что в ходе подготовки к парламентским слушаниям собраны данные от всех муниципальных образований, в которых зарегистрированы места компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.
«Алданский улус заявляет, что на территориях традиционного проживания КМНС промышленные предприятия хозяйственную деятельность не осуществляют, соглашения и компенсационные выплаты отсутствуют Нерюнгринский улус отмечает, что Иенгринская наслежная администрация заключенных соглашений с промышленными предприятиями не имеет. В Момском улусе работают три недропользователя – ООО «Ылэн», ООО НАС «Хоту», ООО «Сулус» – соглашений нет. Нижнеколымский улус – на территории Походского наслега работает ООО «Нирунган», соглашения нет. Такой список можно продолжить», - с сожалением отметила народный депутат республики.
Положительных примеров мало, но они есть: «В официальных письмах из муниципальных образований отмечается содействие социально экономическому развитию территорий компанией АЛРОСА, ее подразделениями ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Нижне-Ленское». Жители селя Тяня Олёкминского улуса благодарны ООО «Нерюнгри-Металлик», ООО «Чароит» за сотрудничество и взаимопонимание. В письме указывается, что население и молодежь села воспряли духом, есть возможность строить дома, благоустраивать улицы, строить дороги, появилась уверенность в завтрашнем дне. Жители Анабарского, Оленекского национальных районов чтят и не забывают имена руководителей АЛРОСА, внесших посильный вклад в социально-экономическое развитие улусов, сохранение традиционного хозяйствования» .
Елена Голомарёва сообщила, что все респонденты указывают на необходимость внесения дополнений в федеральный закон «О недрах» в части порядка, условий и сроков заключения соглашений (договоров) недропользователей с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципальной власти территории недропользования, об их участии в социально-экономическом развитии территории недропользования, чтобы соглашения (договора) об участии в социально-экономическом развитии территории недропользования заключались на весь срок действия лицензий.
Кроме того, предлагают определить условия и порядок компенсации потерь землепользователей, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России на территориях традиционного природопользования и традиционного хозяйствования с учетом прямых косвенных потерь и упущенной выгоды, сроков возврата, восстановления и качества возвращаемых земель. Предлагается нициировать перед правительством РФ вопрос о выводе земель традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности КМНС России из земель лесного фонда с переводом их в категории земель или особо охраняемых территорий или сельскохозяйственного назначения (пастбищ для оленеводства). При этом установить для этой категории земель пожизненное бесплатное пользование с правом наследования.
На уровне республики указывается на необходимость информирования муниципальных образований о намерении начала деятельности и проведения аукциона на получение лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых. Карта мест компактного проживания КМНС и территорий традиционного природопользования, которая представлена сегодня Министерством промышленности Республики Саха (Якутия), должна пройти экспертизу Ассоциации коренных малочисленных народов и быть вынесена на утверждение в совместную с правительством республики межведомственную рабочую группу с участием научного и юридического сообщества.
Кроме того, предлагается добиться принятия соглашений (договоров) на всех территориях компактного проживания коренных малочисленных народов. Обратить особое внимание на возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйствования. Все природопользователи должны проводить экологические и этнологические экспертизы в обязательном порядке.
Предлагается также выработать на основании имеющихся нормативно-правовых актов «дорожную карту» по взаимодействию природопользователей и коренных малочисленных народов на всей территории Республики Саха (Якутия), утвердить на межведомственной комиссии.
«В соглашениях (договорах) должны учитываться верхний уровень - с региональными органами власти и уполномоченными объединениями коренных малочисленных народов; средний уровень - с муниципальными органами при участии представителей общин; нижний уровень - с общинами и лицами из числа малочисленных народов, в границах компактного проживания коренных малочисленных народов, в которых предполагается осуществление нетрадиционной хозяйственной деятельности», - сказала Елена Голомарёва.
Ещё одно предложение – выработать критерии оценки деятельности недропользователей в социально-экономическом развитии территорий, в которых должны учитываться компенсация (денежная и материальная), подготовка местных кадров, трудоустройство из числа местного населения, развитие предпринимательства, защита окружающей среды, поддержка социальной и культурной сфер, возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйствования, режим пользования водными и иными природными ресурсами, проведение рекультивационных и иных восстановительных работ, если есть необходимость условия переселения малочисленных народов из территорий хозяйственной деятельности.
«Отношения КМНС и недропользователей должны строиться на принципах открытости и доверия. Должны быть нами установлены нормы реальных возможностей, обеспечивающих участие представителей КМНС в обсуждении и разработке намечаемых проектов, в осуществлении контроля за реализацией законодательства и решений, принятых в указанной сфере, в том числе по вопросам компенсационных выплат и иных обязательств недропользователями. Законодательство должно отвечать вызовам времени, не должно быть конфликта интересов между коренными народами и промышленными компаниями. А это зависит от позиций и социальной направленности соглашений между руководителями компаний-недропользователей и муниципальными образованиями, родовыми общинами на этих территориях», - подчеркнула Елена Голомарёва.