Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии

Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии
Фото: sakhalife.ru

Завершил свою трехдневную работу Форум учителей музыки и изобразительного искусства РС(Я) «Музыкальное и художественное образование – путь к успеху» под руководством первого Президента РС(Я) Михаила Ефимовича Николаева. 

Органичная работа двух ведомств Якутии — Министерства образования и науки РС(Я) и Министерства культуры и духовного развития РС(Я) — продемонстрировала слаженную работу и дала трамплин к подготовке к 100-летнему юбилею нашей республики  и признание на государственнном уровне о роли и значении музыкального и художественного образования в качестве существенной роли в  части национальной культуры и одного из приоритетных направлений её развития.

Надо признать, что учителя музыки и рисования, даже в советской школе, были  приверженцами свежих идей, они были открыты творческим экспериментам. Благодаря таким Учителям, в школе была развита художественная самодеятельность, конкурс стендгазет, было обилие кружков. Каждая школа имела свои хоры, известных школьных певцов, оркестры,  а каждый класс имел своего оформителя стендгазеты.

Сегодня, когда дан проект «Музыка для всех» и «Рисуем все» для каждого педагога художественного образования даётся весь спектр духовного воспитания. Никому не секрет, что, сегодня, в современном мире , где царствует «Экономика знаний»  роль музыкального и художественного образования в школе —  превращается в фундаментальную. Недаром, три ведущие азиатские государства: Япония, Корея, Китай  осознав  эту формулу выработали свою национальную стратегию, где  конкурентоспособность в XXI  веке определяется культурной индустрией, которая начинается с детского сада. И теперь такое право предоставлено нам, якутским учителям музыки и изобразительного искусства, где шаг за шагом, преображая детей через музыкально-образовательный контент, должны будем подготовить выпускников школ, открытых к современным инновациям и рассматривающих свою будущую жизнь с художественно-эстетической, социально-политической, социально-экономической, нравственно-этической, репутационно-имиджевой стороны дела.

Потому, эти два проекта, после Форума, официально,  стали народными проектами а  каждый делегат превратился «послом» проекта и теперь должен будет продвигать их в своём родном улусе, школе, классе.

Программа Форума была обширной, где наряду с мастер- классами и стратегическими сессиями была организована выставка-продажа музыкальных инструментов, научно- методических пособий, учебников по музыкальному и художественному образованию.  Само мероприятие прошло в микрорайоне Октёмского технического лицея с. Чапаево Хангаласского улуса, где мне посчастливилось поучаствовать в  летней дипломатической школе для старшеклассников России и Китая, которая так и называлась «Россия и Китай – будущее глазами подрастающего поколения».

Когда задумываешься об исторической судьбе нашей страны, несомненно, мы воздаём справедливую положительную оценку советской школе, которая дала грамотность народу и повысила его общую культуру.  Но, начиная, с 90-х годов, где запущенность эстетического образования в школе свелась к нулю, она моментально отразилась  и имела негативные явления в нравственной сфере. Бесспорно, это произошло в значительной мере от недооценки роли искусства в школьном обучении, забвения истины, ведь искусство первый союзник нравственности, ибо прекрасное пробуждает доброе. Надо признать, что музыкальное и художественное образование – проблема достаточно сложная и многогранная. Это дело и школы, и семьи, и творческих союзов, и учреждений культуры и средств массовой информации…

Сегодня, наши головные ведомства в лице Министерства образования и науки, Министерство культуры и духовного развития уже четвертый год добиваются лучшей, качественной подготовки учителей музыки в СОШ, консолидируют общественные силы и организации, занимающихся воспитанием детей и подростков, стараются преодолеть  межведомственные барьеры между школой и учреждениями культуры, годами выработанные принципом «Каждый сам за себя». Мы видим, как образовательные ведомства сближаются, где есть точки соприкосновения на  всемерное  развитие художественного творчества детей и юношества на базе отечественной, мировой классики, народного искусства, современной музыки.

Мне очень понравилось на Форуме, что образовательные ведомства не давали педагогам готовых рецептов, настойчивых рекомендаций, по которым должно пойти обновление системы образования, а решающее слово предоставили широкой педагогической общественности, и прежде всего специалистам: преподавателям, учителям – новаторам, которые не на словах, а на деле, выстроили свой духовный учебный оазис.

Нашими учителями — модераторами по музыке явились: директор ГБУ г. Москва «Школа №324 «Жар-Птица» — Зотова Елена Борисовна,   победитель конкурса «Учитель года России»  Заруба Артур Викторович, хормейстер, педагог по вокалу Школы №324 «Жар-Птица», Засл. Учитель РФ — Богачёва Зинаида Витальевна, доктора педагогических наук фГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Торопова Алла Викторовна и Осеннева Марина Степановна.

На стратегических сессиях «Музыка для всех» было обстоятельно и всесторонне проанализировано состояние дел в школе, поднято немало наболевших вопросов, высказаны конкретные предложения и пожелания, подвергнуты критике и упущения. Например, в 3 группе «В интеграции общего, дополнительного и предпрофессионального музыкального образования детей (5-8 классы)» учителями музыки были высказаны предложения, чтоб оплачивались два их внеклассных урока. Во время брейк-кофе я случайно услышал разговор двух учителей музыки, которые ставили под сомнение программу Кабалевского в нынешних условиях. Мне показалось, что эти педагога в силу своего нетворческого характера личности превратили в догму программный характер композитора и встретили на Форуме по-настоящему творческий подход к предмету «Музыка» по Кабалевскому. Со своей стороны, я считаю, что две системы Д.Кабалевского и И.Красильникова – (игра на электронных и элементарных инструментах) имеют право на жизнь. Ведь, оба композитора справедливо считали и считают,  что самое важное – увлечь детей музыкальным искусством.

Программу  Кабалевского, которую продолжил его ученик Эдуард Абдуллин – была и есть прорывом тех лет, которая изменила поверхностное отношение к музыке и заняла своё место как  предмет в системе других школьных уроков, а место учителя – в педагогическом коллективе, да и сама программа изменила отношение к предмету «Музыка» многих учащихся.

Если на данном этапе, для якутских  учителей музыки в общеобразовательных школах стал ясным их программный путь развития, (у них создан общественный Союз учителей музыки), есть обеспечение методической и фонохрестоматийной литературой,  то для учителей музыки Детских школ искусств и музыкальных школ — вопрос остался открытым. И тем, не менее, для педагогов ДШИ и ДМШ в первый день прошли увлекательные мастер-классы…

Для учителей ДШИ и ДМШ с прекрасным практическим  опытом и презентационным материалом поделились : Богачёва Зинаида Витальевна —  московский хормейстер с многолетним стажем из «Школы№324 «Жар-Птица». Её работа называлась  «Вокальная работа в хоровом классе», где были продемонстрированы основные распевки своего хора с младшего по старшие классы. Вместе со своим учеником – вокалистом  они преподнесли присутствующим вокализы и вокальные номера в убедительном исполнении.

Елена Борисовна Зотова(директор Школы №324 «Жар-Птица»)  в своих выступлениях исходила из единства законов  развития природы, мышления, искусства, а также из того, что именно искусство зачастую опережает философию и науку в поисках новых форм освоения действительности. Теперь мы знаем, что выпускники  её школы это не только будущие певцы, актёры, музыканты, но и химики, учителя и дипломаты с высокой культурой.

О своей профессиональной мотивации педагога-музыканта в неформальной обстановке поделился победитель конкурса «Учитель года России», кандидат педагогических наук, композитор  Заруба Артур Викторович. Его тема называлась «Математика … Музыка….»- о глубинной связи музыки и математики».  Не вдаваясь в рамках своей статьи о его увлекательном анализе математического золотого сечения с ритмом музыки или организацией длительности нот, Заруба подытожил, что каждый его урок музыки – это общение учителя с учащимися в русле идей педагогики сотрудничества. Он говорит, что при изучении математики, например, зная только составляющие  математические выражения , ученик может понять смысл целого строения ритмических задач. А через музыку, напротив, воспринимая художественные образы выявить математические формулы.

Доцент педагогических наук Осеннева Марина Степановна из ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» практически в своем выступлении процитировала Дмитрия Кабалевского: «Надо ратовать за школу ЧЕЛОВЕКА, то есть не знания, умения, навыки, не зубрёжка и муштра. Не пичканье какой-то информацией, а формирование личности, воспитание человека в целом!».

В рамках Форума учителей музыки и изо был издан сборник статей и материалов из опыта работы педагогов-музыкантов республики, где вопросы педагогики и искусства пронизаны поиском новых нестандартных методов и приёмов, на обновление системы образования и культуры. К сожалению, в данный сборник не вошла моя статья «Активизация связи с общественностью – важнейшая задача дополнительного образовательного учреждения в современных условиях».  При тщательном своём журналистком расследовании виной оказался «Человеческий фактор» со стороны небрежности и невнимательности специалиста министерства культуры и духовного развития Павловой –Борисовой Татьяны Владимировны.

Кстати, о человеческом факторе.

Надо ли говорить о том, что какие бы дворцы и стадионы государство не построило для своих будущих граждан, без неповторимой, творческой личности учителя или тренера все эти усилия напрасны. Без компетентного учителя, с творческим подходом к делу, с хорошей методической выправкой, с современной имиджевым престижем с национальным чувством культурной общности – вся эта выстроенная концепция проекта «Музыка для всех» может рухнуть или дать сбой! .

Чтобы занять своё нишу учителя музыки наряду с учителем математики в школе, каждый урок учителя музыки должен быть творческим. Это значит, выявить до конца,  раскрыть своё собственное отношение к музыке столь же ярко и убеждённо, как это делает композитор, исполнитель. И тогда труд педагога станет сродни деятельности  создателя и интерпретатора художественного произведения. Знание каждого класса, умение преподнести музыкальное произведение так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой, пробуждение в них эмоциональной отзывчивости, активности в процессе исполнения, слушания музыки, размышления о ней – в этом и будет заключаться мастерство учителя. Педагог должен быть всегда «в форме», уметь в нужный момент вызвать в себе эмоциональный подъём и передать его детям.

В представленных программах, продемонстрированных на стратегических сессиях,  можно с уверенностью сказать, что многое здесь зависит  от жизненного опыта самого учителя, его владение инструментом, его наблюдательности, интереса, знания музыки, владению речи. Все прослушанные программы с ходом урока на Форуме в течении трёх дней, а также с 16 по 18 августа на курсах повышения квалификации в ИРОиПК, ЯПК им Гоголева, АГИКИ  — обращены ко всем качествам  педагога, нацеливая его на инициативное, нешаблонное ведение урока.

Нельзя не вспомнить об импровизированном музыкально-художественном  марафоне, прошедшего в МФОКСе,  где каждый учитель рисования и музыки, в качестве зрителя оценивал каждое выступление артиста, где каждый балл эквивалентно равнялся рублям. Если зритель оценивал выступление юных скрипачей и хомусистов из Покровска в 100 баллов, то он  должен был положить в,  выставленную на видном месте,   коробку-копилку- 100 рублей. Многим понравился эмоциональный видеоклип «Вижу сердцем» и зрители выстроившись в ряд ложили в копилку  по 500 рублей. Выступление струнного ансамбля «Аrco ARTico» и сольные номера солистов оперного театра: Зинаиды Колодезниковой и Григория Петрова были оценены на 1.000 рублей. Трогательный разговор о юном скрипаче из Оленёкского района инвалиде Владимире Бенчике, невозможно писать без слёз и только благодаря его мамы, учительницы по скрипке и самой музыке помогла 15-летнему юноше выздороветь и реабилитироваться. Вся собранная сумма с импровизированного марафона была передана коррекционной школе, для покупки музыкальных инструментов её воспитанников.

В свою очередь, учителя проекта «Рисуем все» организовали аукцион, который провёл Член творческого Союза художников России, Отл. образования Якутии – Алексей АНДРЕЕВ, с любовью раскрывая каждую работу юных художников. Все работы юных мастеров были выкуплены всеми участниками и зрителями данного увлекательного  мероприятия.

В целом, форум ещё раз подчеркнул актуальность двух проектов, об их соответствиях современным задачам мирового значения, обозначил последующие цели и задачи, придал основным направлениям деятельности своё внимание в соответствии с установками ЮНЕСКО, популяризировал артистическую деятельность в пропаганде проекта «Музыка для всех»,придал административно-организационное обеспечение в реализации проектов, нацелил педагогов к предполагаемым результатам и осуществления их.

Сегодня можно смело утверждать, что начавшийся с 2014 года — второй этап проекта «Музыка для всех» усилился новым проектом «Рисуем все» и будет всецело отдан практической работе по осуществлению этих двух проектов и к 2020 году должен будет перейти к третьему этапу.  Хотелось бы пожелать двум образовательным ведомствам, чтоб было единое взаимодействие, чтобы годовые планы работы составлялись вместе и были там три или четыре важных события, где ученики двух  ведомств встречались вместе на своих общих культурно-массовых мероприятиях.  Хотелось бы, чтобы в этой нелёгкой, но интересной работе требовались не только формальные итоги успеваемости, но и более пристальное внимание к эффективности формирования высоких музыкальных интересов у самих учащихся: не только что умеют, но и что хотят уметь, что любят они в период учёбы и после неё.

Первый слёт учителей музыкального и изобразительного искусства, пронизанный изменить роль и значение художественного образования в Якутии, выработать конкретные механизмы реализации республиканских творческих проектов собрал большое количество педагогической элиты со всей республики, которую надо было встретить, расселить, накормить и напоить…  Кроме, творческих вопросов, которые прошли на высоком уровне, хочу поблагодарить незаметную для глаз,  работу – транспортного цеха, руководство Октёмского научно- образовательного центра, работников гостиничного цеха и горячего питания. Отдельно благодарю координатора Форума, генерального директора МБНОУ «Октёмский НОЦ» МР «Хангаласский улус» РС(Я) – Юрия Ивановича Семёнова за компетентную работу, которая выразилась  в личной заинтересованности, поддержание общественно-доброжелательного климата, терпимости и выдержки в условиях некой неопределённости, которая присутствует в подобных массовых мероприятиях.

В заключении своей статьи хочу напомнить забытые слова Льва Баренбойма, который обратился в прошлом веке к молодым педагогам музыки:

«Нам всем нужно мужество, чтобы смело противопоставить свой голос мнению других, иной раз ваших старших товарищей и руководителей. Конечно, здесь нужен такт, выдержка… Поймите: уверенные суждения многих из тех, кто вас критикует и требует «продукции», «показов» и т.п.., сложились в давние годы, когда руководитель школы из художника нередко вырождался в чиновника, больше заботившегося о благопристойных «сводках», «отчётах» и «показателях», чем о пользе дела; когда боялись художественного, научного и, конечно же, педагогического своеобразия. Всё это в прошлом. Кому же, как не вам, молодым педагогам, разрушать эти обветшалые суждения, прокладывать пути новому и прогрессивному в музыкальной педагогике и вернуть этим свежесть в занятиях. Да, для всего этого нужно мужество! Где взять силы? Только в одном: быть уверенным в своей правоте…».

Фотографии автора.

Источник: Владимир ИНДИГИРСКИЙ, делегат форума, заслуженный работник культуры РС(Я), отличник образования, обладатель знака «Учитель, ученических признаний», «Лучший учитель искусств»,  музыкальный обозреватель

Ещё новости о событии:

         15 августа 2017 года состоялось заключительное мероприятие первого Форума учителей музыки и изобразительного искусства Якутии “Музыкальное и художественное образование – путь к успеху”,
13:21 18.08.2017 Министерство культуры - Якутск
15 августа 2017 года состоялось заключительное мероприятие первого Форума учителей музыки и изобразительного искусства Якутии “Музыкальное и художественное образование – путь к успеху”,
18:26 17.08.2017 Министерство образования РС(Я) - Якутск
О стратегических сессиях  13 августа 2017г. в день открытия 1-го Форума учителей музыки и изобразительного искусства РС(Я) работа прошла в формате стратегических сессий по проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все»,
16:56 17.08.2017 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
13 августа 2017г. в день открытия 1-го Форума учителей музыки и изобразительного искусства РС(Я) работа прошла в формате стратегических сессий по проектам «Музыка для всех» и «Рисуем все»,
16:07 17.08.2017 Министерство образования РС(Я) - Якутск
Владимир Индигирский о Форуме учителей музыки и изобразительного искусства Якутии - ИА SakhaLife.Ru
Завершил свою трехдневную работу Форум учителей музыки и изобразительного искусства РС(Я) «Музыкальное и художественное образование – путь к успеху» под руководством первого Президента РС(Я) Михаила Ефимовича Николаева.
15:26 17.08.2017 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
 
По теме
С 13 по 15 августа 2017 года будет проходить форум учителей музыки и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия)  «Музыкальное и художественное образование – путь к успеху».
Творческую молодежь Якутии, художников-дизайнеров, модельеров, студентов, учащихся средних школ в возрасте от 16 до 35 лет приглашаем принять участие в I республиканском смотре-конкурсе эскизных работ молодых дизайнеров «Суһум».
Пожар в расселенном доме: Причина — поджог - ИА SakhaLife.Ru В Ленске произошел пожар в расселенном доме: Предположительная причина — поджог В Ленске 18 марта в 00:15 в пожарно-спасательную службу поступило сообщение о пожаре в расселенном доме на улице Фурманова.
ИА SakhaLife.Ru
«Золотое» дело полковника Тарабукина: судья удалилась для вынесения приговора - ИА SakhaLife.Ru Сегодня судья Якутского горсуда Елена Протопопова удалилась в совещательную комнату для вынесения приговора по нашумевшему делу полковника МВД Гаврила Тарабукина и его подельников Григория Массаева и Василия Кулаковского.
ИА SakhaLife.Ru
ЯГБ-2 стремится к региональному статусу качества образца лучшей практики бережливых технологий - ИА SakhaLife.Ru В республике реализуется проект «Новая модель организации первичной медико-санитарной помощи» под руководством специалистов Центра организации первичной медико-санитарной помощи Республиканского центра общественного здор
ИА SakhaLife.Ru
В Якутии стартовал республиканский семинар-практикум детских библиотекарей - Министерство культуры Ежегодно весной в городе Якутске по инициативе филиала Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) «ДТК – центр чтения» проводится   республиканский семинар-практикум библиотекарей, обслуживающих детское население.
Министерство культуры