Девиз учительницы математики Городской классической гимназии Якутска Нины Ноговицыной: «Быть на шаг впереди». Возможно, это кредо помогло ей стать лауреатом ежегодного конкурса «Лучший учитель Якутии». Она в числе одиннадцати педагогов республики получит денежное поощрение Министерства образования и науки РФ.
В ее родословной педагогов не было. Мама-медик мечтала о том, что дочь пойдет по ее стопам и продолжит славную династию ангелов в белых халатах. Мечту исполнила родная сестра. А Нина уже тогда подспудно мечтала об ином пути. Вместе с подругой рассаживала кукол, учила их и выставляла оценки в разлинованную под журнал тетрадку.
Все определилось, когда девятиклассница Нина попала в первый физико-математический класс Амгинской средней школы №1 им. Короленко и навсегда полюбила математику. Этот класс открыла учитель-новатор Галина Ивановна Алексеева, ныне директор Института развития образования и повышения квалификации учителей. Опытный профессионал сумела разглядеть в девочке умение объяснять другим учебный материал и посоветовала подумать о профессии педагога. Так под ее влиянием школьница про себя решила, что пойдет по стопам любимой учительницы.После окончания школы Нина выбрала педагогическое отделение математического факультета ЯГУ, успешно его закончила и пришла в среднюю школу №8 Якутска, ныне Городскую классическую гимназию. Это случилось 21 год тому назад.Она и по сей день трудится в этой же школе и считает ее своим вторым родным домом. «Именно здесь происходило становление меня как учителя, здесь я выросла как профессионал», —считает педагог. О выбранном пути она не пожалела ни на одну минуту. Кроме прочего Ноговицына – лауреат республиканского конкурса «Учитель года-2012», обладатель гранта родителей «Учительская слава».
Это сейчас 1 сентября – волнительный и радостный праздник для нее. Стало доброй традицией накануне собираться всем классом и украшать кабинет. А двадцать лет назад ей было настолько страшно, что даже приснилось, как она забыла план урока и лихорадочно его ищет.
— Я и сейчас переживаю перед каждым открытым либо другим ответственным уроком. Но после все волнения улетучиваются сами собой, и ты сливаешься с темой, классом, детьми, — говорит учитель.
Тогда ее пятиклассники, у которых она стала классным руководителем, показались ей практически взрослыми людьми. «Теперь же современные мне кажутся совсем малышами», —смеется Нина Александровна.
Рецепт успешного учителя
Побеждает тот, кто опережает время. Поэтому педагог готов идти с ним в ногу.
— Учитель всегда должен учиться. Как только перестаешь это делать, профессия заканчивается. Мы должны соответствовать времени и быть на шаг впереди. Иначе ты неинтересен ученику. Школа – кусочек жизни каждого ребенка, и этот отрезок должен быть самым лучшим для него. А сделать его таковым – суть нашей профессии, — уверена Ноговицына.
Она безмерно радуется, когда удается привить любовь, интерес к своему предмету, и огорчается, когда не получается, и даже считает это своим провалом. Но, как правило, ученики ей отвечают взаимной любовью. Она твердо знает: из каждого можно сделать математика. Только кому-то для усвоения темы потребуется пятнадцать минут, а другому – несколько дней. Вопрос в упорстве, труде и старании.
— Иногда ребенок со средними данными при наличии трудоспособности показывает на выходе гораздо больше успехов, нежели одаренный ученик с леностью, — говорит она. — Проблема не в том, что не знаешь, а в том, что не хочешь знать. Дело ведь в тренировках, можно довести до автоматизма решение задачи и увидеть в этом красоту.
Моя героиня учит детей самостоятельности и считает, что у них всегда должно быть право выбора.
— Я стараюсь не мешать им в этом, ведь самостоятельность – это свобода, — убеждена она.
О своих учениках педагог рассказывает настолько увлеченно, что мне кажется: я уже знаю этих Машу, Витю, Колю. Она не загоняет детей в какие-то рамки, часто стимулируя их на маленькие личные победы, поиск нестандартных путей решения задач, ее уроки подчас превращаются в лабиринт интересных испытаний, веселую головоломку, пытливую гимнастику для ума. Мальчишки и девчонки решают веселые задачки, чтобы добраться до клада, отправляются в заочные путешествия, устраивают соревнования по счету, проводят конкурсы сказок и даже сочиняют стихи.
— Обязательно проверяю домашнюю работу. Это такой свое-образный разбор полетов. Я же понимаю, что есть всевозможные решебники,откуда можно легко списать ответы. Но мои подопечные знают: лучше спросить у меня и разобрать трудные вопросы, чем просто списать ответ. Формальная работа и надутое качество не для меня, — делится математик. – Важен не алгоритм решения, а понимание сути задачи. Вот если ребенок поймет это, математика перестанет быть для него непосильной.
Математическим объединением гимназии в 2011 году была принята программа работы с одаренными детьми, которая успешно реализуется и уже начинает давать положительные результаты. Так, ежегодно учителя проводят Математический праздник для учеников среднего звена совместно с Институтом развития образования и повышения квалификации, образовательные курсы на базе Малой академии наук и другое.
У Нины Александровны всегда в голове куча идей и множество проектов. Вот и сейчас назревает очередной, который станет сюрпризом для ее учеников, так что в новом учебном году им, поверьте, некогда будет скучать. В этом году гимназия отметит 75-летие, и всех выпускников ждет очередной подарок – виртуальный музей школы, куда они могут заглянуть, находясь в любой точке мира. Это тоже проект учителей гимназии. Мобильная и быстрая в решениях, она любит эксперименты, не боится браться за новое и благодарна родному коллективу и особенно директору Ольге Ипатьевой за поддержку.
В ритме школы
Жить в ритме школы давно стало привычным делом. Силы взаимного притяжения оказались настолько сильны, что такая круговерть –образ или, если хотите, стиль ее жизни. Быть учителем – ее призвание. Приходя туда, она забывает обо всех проблемах, а вечером, закрывая двери гимназии, удивляется, сколько дел сделано.Во время школьных каникул сын и дочь шутят, мол, мама домой вернулась. Зато ученики и родители знают, что могут рассчитывать на ее понимание и поддержку. В своем расписании Нина Александровна всегда выделяет день для общения с родителями. В такой своеобразный родительский день мамы и папы могут прийти к учителю и поговорить о своем чаде.
— Беру пример с реальных героев труда, потому что живу реальной жизнью и не склонна идеализировать людей. Я, как губка, впитываю у всех что-то хорошее и лучшее. В этом смысле я гибкий человек, — смеется Ноговицына.
Кстати, по ее словам, она многому учится и у своих учеников и, если нужно, готова признать неправоту.
Семейные радости
Нина Александровна – любимая жена, ласковая мама двоих детей. Муж – полковник внутренней службы, старший сын Виталий –студент Московского авиационного института, будущий инженер по обслуживанию и эксплуатации самолетов, дочь Кристина –пятиклассница. Мама Лидия Ивановна – главная опора и поддержка, домочадцы знают, что дома их всегда ждет горячий и вкусный ужин. Есть и любимый питомец семьи –йоркширский терьер Софи, подарок брата сестренке. Всей семьей они любят ездить в лес по грибы и ягоды, на рыбалку с друзьями. А еще всегда встречают и провожают каждого члена своей дружной семьи у дверей, желая успешного дня.
Отец Нины Александровны раньше смеялся: «Если дети сидят на заборе, значит, наша Нина сидит выше всех». И этой планки, невольно заданной себе в далеком детстве, учитель до сих пор придерживается, отдает много сил любимой работе. Она получает удовольствие от своего труда. «Это счастье не считать минуты до окончания дня», —говорит она, и мне невольно захотелось побыть ее ученицей хоть какое-то время.