Актуальную трактовку «синдрома Обломова» поставили в Государственном академическом русском драматическом театре. В эти дни театр представляет премьерные показы новой постановки московского режиссера Татьяны Ворониной по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов» - «TOTUS».
В новом спектакле нет ни засаленного халата, ни пресловутого дивана, это не «экранизация классики», совсем нет. Постановка представляет собой пронзительное эссе, открывающее новые грани и возможности актерского потенциала театра.
Обломова играет Александр Сердюков , создавший в прошлом году запомнившиеся зрителям комичные образы Бартли в «Калеке с Инишмаана» М. МакДонаха и Шаки в «Страстях по ямщику» В. Харысхала. Они стали ступеньками, на которые поднялся сердюковский Илья Обломов – добрый, наивный, с детским прямодушием и, самое главное, человечный. Как сказала в интервью ЯСИА режиссер Татьяна Воронина , финал в Якутске оказался таким немного мягким. «Если бы я ставила его в Москве, он был бы намного жестче. Так что есть в этой постановке что-то привнесенное от атмосферы Якутска» , - отмечает она. Возможно, якутский зритель найдет параллели с образом киношного «Кэскила», созданного актером Михаилом Борисовым.
Обломов – это то человеческое внутри нас. И Штольц, и Обломов есть в каждом, но, как бывает и в нашей жизни, и происходит в финале спектакля, нельзя быть Обломовым всецело. Не то чтобы нельзя, а это невозможно. Как сказал доктор, персонаж, введенный драматургом Михаилом Угаровым , цельность несовместима с жизнью. Что это такое, зрители поймут на спектакле.
Сам спектакль соткан так, что действие в нем происходит вне времени и вне места. Это в какой-то момент и Якутск, и будто современность Гончарова, и от этого ощущения только острее. Одновременно художником и музыкальным оформителем выступила сама режиссер Татьяна Воронина.
Актеры раскрылись в этом спектакле с другой стороны и были почти неузнаваемы. Очень колоритный образ создала Марина Слепнева в роли Агафьи Матвеевны Пшеницыной, практичного немца Штольца с оригинальным немецким акцентом создал Степан Федоренко , совершенно новым в образе Захара предстал Дмитрий Трофимов .
Сценография, пространство сцены решены графично, и все ощущения перенесены на голые эмоции и внутренние переживания зрителя. Лиричное и пронзительное эссе, в котором все ясно, как на ладони, представило Обломова таким, что можно найти его в себе без труда.