Руководителям предприятий: О реформе в сфере ценообразования в строительстве

В Российской Федерации идет реформа системы ценообразования в строительстве. В чем суть этой реформы?

Реформа ценообразования в строительстве идет с 2015 года под   руководством Минстроя России, которая предполагает централизацию и систематизацию ценообразования в строительстве, и переход с базисно-индексного метода на ресурсный метод определения стоимости строительных работ. Суть базисно-индексного метода заключается в том, что стоимость всех расходов рассчитывается исходя из цен, сложившихся на 1 января 2001 года. Далее с помощью индексов изменения сметной стоимости строительства, устанавливаемых Минстроем России получали текущий уровень стоимости строительства. При этом стоимость различных видов материалов, других используемых ресурсов с 2001 года выросла не одинаково, появляются новые строительные материалы. Технологии. Поэтому этот метод приводит к погрешностям, о чем отмечают многие специалисты и различные контролирующие структуры.

Ресурсный метод предполагает четкое отслеживание стоимости строительных материалов, расходов на строительные машины и оборудование, уровня заработной платы и т.д. на текущий момент. В этот перечень включаются все расходы, все виды строительных материалов и конструкций. Для этого нужно иметь все данные о стоимости всех материальных ресурсов, используемых на объекте, заработной плате, сложившейся у всех участников строительного процесса, а также затраты при эксплуатации или аренде строительных машин и средств малой механизации.

Это более трудоемко, чем при базисно-индексном методе, но при отлаженном механизме дает более точные данные.

 

Что сделано на сегодняшний день? Когда строители перейдут на ресурсный метод определения стоимости строительных работ?

В Градостроительный Кодекс РФ добавлен  новый раздел: «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов», установлены полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии вышеуказанными изменениями Градостроительного Кодекса РФ система ценообразования в строительстве централизована и к полномочиям Минстроя России отнесено: Утверждение сметных нормативов; утверждение методик определения сметных цен строительных ресурсов; установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов; установление порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве; формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов; ведение федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве; утверждение укрупненных нормативов цены строительства и т.п. приняты некоторые нормативно-правовые акты Правительства РФ и Минстроя РФ, но ряд основных и важных документов еще впереди.

С 30 сентября текущего года планируется внедрение федеральной Государственной информационной системы по ценообразованию в строительстве, включающей федеральный реестр сметных нормативов и результаты мониторинга стоимости строительных ресурсов, которые будут находиться в открытом доступе.

По информации Минстроя России предполагается, что с 2018 года бюджетные стройки будут переведены на ресурсный метод расчета смет.

 

Что сделано по реформе ценообразования в строительстве в нашей республике?

Как мы отметили выше реформа ценообразования централизована и ведется под руководством Минстроя России непосредственно Главгосэкспертизой России.

Все новые документы по ценообразованию в строительстве, в том числе важные и актуальные федеральные документы, мы публикуем в Информационном вестнике и рассмотрением его в рамках информационно-консультационного обслуживания заказчикам, проектным и строительным организациям.

Одним из важных инструментов системы ценообразования в строительстве при ресурсном методе будет федеральная Государственная информационная система по ценообразованию в строительстве, в которой будет содержаться результаты мониторинга ресурсов в строительстве в количестве 300 тысяч показателей, вместо 400 показателей, которые мониторятся  при базисно-индексном методе. В республике проведена работа по определению строительных предприятий, которые будут вносить сведения в ГИС о стоимости производимых материалов, при этом Главгосэкспертизой России были установлены требования о том, что у данных предприятий объем выручки за предыдущий год был не менее 10 млн. рублей.

Кроме того мы принимаем меры, чтобы в новых сметных нормативах, методиках определения сметной стоимости строительства были учтены особенности строительства в нашей республике: сложная транспортная схема и расценки на современные технологии, применяемые при производстве строительных работ в условиях вечной мерзлоты. С этой целью периодически направляются письма в адрес ФАУ «Главгосэкспертиза России», курирующей работу создания информационной системы.

 

Что нужно сейчас делать строительным и проектным организациям, чтобы быть готовым при переходе на ресурсный метод определения стоимости строительства?

Конечно, нужно внимательно изучать все новые документы по ценообразованию в строительстве, которые выходят на федеральном уровне, планомерно заниматься повышением квалификации специалистов сметчиков. Предприятиям, которые будут обязаны предоставлять сведения в Государственную информационную систему по ценообразованию в строительстве, необходимо будет со всей ответственностью подойти к этому делу. Заказчикам необходимо сделать ревизию своих контрактов по разработке проектно-сметной документации, при необходимости нужно вести изменение, предусматривающее обязанность исполнителя разработать сметную документацию в действующей сметно-нормативной базе, чтобы потом не было необходимости пересчитывать смету другим способом и нести при этом дополнительные затраты. По мере выхода всех необходимых документов, методик по определению стоимости строительства, механизмов перехода на ресурсный метод будут организовываться семинары, совещания, в которых необходимо будет принять активное участие.           

ГУП "Региональный центр  Республики Саха (Якутия)   по ценообразованию в строительстве"

 
По теме
Вступило в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.02.2024 по делу №А58-2863/2022 о сносе объекта самовольной постройки.
  В ходе приема с участием главы ГО «город Якутск» Григорьева Е.Н. приняты обращения граждан по вопросам реализации социальных и иных прав.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2014 г. № 2729 «Об объявлении второго Десятилетия Олонхо в Республике Саха (Якутия)»,
Незаконная добыча диопсида велась на протяжении 6 лет в Алданском районе - Якутия.Инфо Текст: Прокуратура Якутии Фото: pro-mineral.ru YAKUTIA.INFO. Прокуратура республики направила в суд уголовное дело о незаконном предпринимательстве с извлечением дохода в размере более 52 миллионов рублей.
Якутия.Инфо
В Якутии стали известны  10 лучших архивов республики - Правительство Республики Саха (Якутия) Муниципальные архивы  Аллаиховского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского, Чурапчинского районов и города Якутска признаны лучшими в регионе.
Правительство Республики Саха (Якутия)
Дети из Якутии прибыли в Москву для личностного и профессионального самоопределения - Постоянное представительство РС(Я) при Президенте РФ 25 марта в гостях у Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации побывала большая делегация детей из республики,
Постоянное представительство РС(Я) при Президенте РФ
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)