Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутское-Cаха ИА
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутское-Cаха ИА
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутское-Cаха ИА
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутское-Cаха ИА
Фото: ysia.ru

Тема холодной Арктики горячее день ото дня. Это показала недавняя дискуссия на заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, где сенаторы и эксперты обсудили вопросы построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны России.

Севморпуть ждет расширение

В 2012 году депутаты приняли ФЗ-132 о Северном морском пути. Его формализованным следствием стало создание администрации СМП. Пять лет работы показали, что хлипкость органа, по выражению директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранспорта РФ Виталия Клюева , не позволяет выполнять те задачи, которые стоят перед ним в этом сложном регионе страны. В министерстве считают нужным законодательно отрегулировать функции администрации в сторону их увеличения и придания им нового смысла.

А теперь представьте себе акваторию Севморпути. В нее входит водное пространство, прилегающее к северному побережью России с охватом внутренних морских вод, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны нашей страны. С востока оно ограничивается линией разделения морских территорий с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Более того, нынешняя акватория СМП может и, скорее всего, в ближайшее время будет расширена, причем на совершенно законном основании. Для этого достаточно привести в соответствие внутреннее российское регулирование с международным Полярным кодексом, вступившим в действие с начала 2017 года, поведал собравшимся Клюев.

Российским законодателям следует лишь повторить в своем правовом акте означенную в данном кодексе акваторию СМП. Реально это означает ее сдвиг на западе до середины Баренцева моря (до Канина мыса), а на востоке — с включением северной части Берингова моря. Там полгода стоит лед, а это критерий для отнесения вод к СМП. Такой шаг даст возможность России расширить своё присутствие в северных широтах.

«Мы должны рассматривать Северный морской путь не только как часть российской акватории, но и как целостный объект управления администрации СМП», — отреагировал на это председатель Совета, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров .

Администрация Севморпути как главный координатор

К управлению Севморпутем есть разные подходы. В Минтрансе полагают, что транспортную составляющую лучше оставить в том виде, как она есть, при этом значительно усилив функции связующего звена в формате администрации СМП, которая могла бы стать координатором не только морского транспорта, но и всей транспортно-логистической структуры Арктической зоны РФ. То есть включая все виды транспорта — морской, железнодорожный, речных внутренних перевозок, авиационный. Естественно, при условии наличия грузов и пассажиропотока.

Администрация СМП при таком подходе должна регулировать судоходство в данной акватории, обеспечивать все необходимые логистические функции по организации движения судов, гидрометеорологии, навигационно-гидрографической части, координации ледокольной и лоцманской деятельности, а также организации аварийно-спасательной готовности и реагирования. Предлагается также возложить на нее координацию, развитие и эксплуатацию инфраструктурных проектов портовой деятельности.

Сегодня осуществление этой работы затрудняется целым рядом проблем, требующих технического и законодательного решения. Слабость самой администрации СМП — одна из них. Другая — недостаточное оснащение арктической акватории с точки зрения связи (как наземных видов, так и средств связи спутникового и космического базирования). В госпрограмму развития Арктики Минтранс предложил проект разработки защищенной информационной инфраструктуры для макрорегиона, прежде всего для транспорта, хотя она может использоваться и для других целей. Денег, правда, на него пока нет.

Поддержали в верхней палате и инициативы Минтранса, направленные на упрощение попадания под российский флаг судов, осуществляющих перевозки по СМП. Парламентарии ещё в 2000-х годах поднимали вопрос об изменении отечественного регистра. Последним шагом Минюста в этом направлении стало утверждение правил госрегистрации судов. Теперь корабли под российским флагом регистрируются за одни сутки. Идея в том, чтобы первая перевозка любого груза, добытого в акватории РФ и погруженного на судно в акватории Севморпути, осуществлялась под российским флагом. «Все пряники выданы, остались небольшие кнуты», — прокомментировал предложение представитель Минтранса.

«Управлять будет Атомфлот»

Усиление роли администрации СМП — вопрос не только сложный, но и тонкий. Начнётся перетягивание одеяла на себя, кто над кем будет, где географически расположить штаб управления. Есть и другие оргмоменты. Раньше Севморпуть сам владел всеми судами и ледоколами, а теперь они принадлежат разным компаниям. К тому же надо смотреть и в завтрашний день.

«Мало выйти на советский уровень завоза грузов. Сегодня только ямальский проект через порт Сабетта требует отправления каждые сутки по три корабля из Обской губы. И еще добавится грузовая база. Это значит, танкеры должны ходить как трамваи. Если хотите, Севморпуть — канал во льдах. Вот только тогда он превратится в настоящую международную магистраль», — такой взгляд у главы Совета по Арктике и Антарктике Вячеслава Штырова.

Он отметил, что сенаторы не раз приходили к выводу, что действующий закон о Северном морском пути требует переработки. Его надо расширить и подготовить новую редакцию. Совет Федерации готов помочь в этом Минтрансу. Чтобы обеспечить целостность управления всем этим хозяйством, от законодателей потребуется правильно выстроить систему управления с учётом сегодняшней специфики.

Если Минтранс полагает, что единым координатором и организатором российских побед на Севморпути должна стать его администрация, то есть и другие позиции. О назначении Росатома инфраструктурным оператором СМП губернатор Мурманской области Марина Ковтун говорила как о свершившемся факте, хотя упомянула, что самого решения не видела, а знает об этом только из СМИ.

Ее симпатии на стороне такой идеи. «Безусловно, он всем этим будет управлять из офиса Атомфлота, который находится в Мурманске, — эмоционально заявила она. — Давайте не забывать о роли межвидового объединения северного флота, который базируется в Североморске и Кольском заливе. Сегодня это по факту пятый военный округ в придачу к четырем сухопутным».

С таким видением принципиально не согласен Вячеслав Штыров и другие его коллеги. Их довод: Атомфлот — лишь одна из структур, которая участвует в логистике, и нецелесообразно нагружать его общими функциями управления. Он порекомендовал губернатору Мурманской области лоббировать другой вопрос — о размещении в облцентре администрации СМП. Впрочем, раздались голоса о том, что штаб управления лучше разместить «посередке», на Ямале.

Северяне устали ждать

Руководитель секции транспортного и инфраструктурного развития Совета по Арктике и Антарктике при Совфеде сенатор Игорь Чернышенко еще раз подчеркнул, что сейчас направление «главного удара» для парламентариев — добиться рассмотрения в правительстве законопроекта о развитии арктической зоны «даже в нынешней паллиативной концепции, когда речь больше идет о правилах формирования опорных зон, но через статьи, которые можно потом дополнять и изменять». Документ согласован с большинством министерств и ведомств, и в настоящий момент с ним работает правительство.

Социально-экономическая ситуация в стране не позволяет принять всеобъемлющий законопроект, охватывающий все стороны жизни Арктики, на что замахивался первоначальный вариант законопроекта. Упор на новые механизмы реализации арктической политики — это тот компромисс, с которым все согласны. Тем не менее тезис о необходимости комплексного подхода к проблемам северов проходил через многие выступления.

Губернатор Мурманской области посоветовала парламентариям ускоряться с принятием правовой базы. «Ожидания людей, что к Арктике вернулись по-настоящему, должны быть не только на бумаге и экспертных площадках, но и в жизни, — сказал она. — Я губернатором шестой год, и все это время идет обсуждение. Сколько за это время людей из Мурманской области уехали!».

В ответ на пожелание Вячеслав Штыров ответил: «Сегодня мы в основном ведем разговор о старом добром Севморпути. Этого было недостаточно вчера, а сегодня тем более. Сенатор убеждён, что одного Севморпути для освоения Арктики не хватит. Назревает вопрос об усилении его дублирующей системой. Речь о создании железнодорожной трансарктической магистрали от Мурманска до Анадыря».

Участники заседания пришли к выводу, что в условиях, когда многое делается, частные компании строят новые типы судов ледового класса, создается мощная материальная база, реализуются разные проекты, не сформировано общее представление о том, как должна развиваться в комплексе транспортная система в Арктике. Это нужно сделать в ближайшее время. Конкретные рекомендации по итогам рассмотрения будут направлены правительству РФ.

Последние новости Республики Саха (Якутии) по теме:
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи

Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Государственное Собрание РС(Я)
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутск
Тема холодной Арктики горячеет дня ото дня. Это показала недавняя дискуссия на заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации,
17:11 14.11.2017 Государственное Собрание РС(Я)
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Администрация Правительства и Президента РС(Я)
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутск
Тема холодной Арктики горячее день ото дня. Это показала недавняя дискуссия на заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации,
20:00 13.11.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутское-Cаха ИА
Танкеры по Севморпути должны ходить как трамваи - Якутск
Тема холодной Арктики горячее день ото дня. Это показала недавняя дискуссия на заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации,
19:29 13.11.2017 Якутское-Cаха ИА
Минтранс представит несколько вариантов структуры для развития Севморпути - Государственное Собрание РС(Я)Министерство транспорта разработает альтернативные предложения по выбору структуры для развития Северного морского пути, рассказал ТАСС заместитель главы ведомства Виктор Олерский.
19.11.2017 Государственное Собрание РС(Я)
Вячеслав Штыров: Арктике нужна современная стратегия развития транспорта - Якутское-Cаха ИАНа заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации был рассмотрен вопрос законодательного обеспечения построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации.
17.11.2017 Якутское-Cаха ИА
Вячеслав Штыров: Арктике нужна современная стратегия развития транспорта - Государственное Собрание РС(Я)На заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации был рассмотрен вопрос законодательного обеспечения построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации.
17.11.2017 Государственное Собрание РС(Я)
Министерство экономического развития РФ подготовило проект развития Арктической зоны России - Государственное Собрание РС(Я)Минэкономразвития России подготовило новый законопроект о развитии Арктической зоны РФ.
10.11.2017 Государственное Собрание РС(Я)
На форуме «Арктика: настоящее и будущее» подведут итоги деятельности России в Арктике и обсудят планы на 2018 год - Администрация Правительства и Президента РС(Я)Арктика – зона стратегических интересов России VII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоится в Санкт-Петербурге 4-6 декабря.
09.11.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
В отдаленные села Якутоптторг завозит продукты авиацией - Якутское-Cаха ИАЯкутоптторгом продолжается авиадоставка в удаленные и труднодоступные населенные пункты республики расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров.
19.11.2017 Якутское-Cаха ИА
На Лене завершены перевозки на маршруте Якутск — Нижний Бестях - Якутское-Cаха ИАНа маршруте Якутск – Нижний Бестях прекращено движение судов на воздушной подушке и паромов из-за усиления морозов и отсутствия пассажиров.
19.11.2017 Якутское-Cаха ИА
На Лене завершены перевозки на паромах и судах на воздушной подушке - Министерство транспортаНа маршруте Якутск – Нижний Бестях прекращено движение судов на воздушной подушке и паромов в связи с климатическими условиями и отсутствием пассажиров.
19.11.2017 Министерство транспорта
В Якутии микроавтобус ушел под лед: людям удалось спастись - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU В одном только в Олекминском районе было установлено четыре случая проваливания транспортных средств под лед.
17.11.2017 SakhaPress.Ru
Ремонт судов ЛОРПа: Эстафету принимают механики - Якутское-Cаха ИАНавигация 2017 года благополучно завершена, наступает время зимнего судоремонта и подготовки флота к навигации будущего года.
17.11.2017 Якутское-Cаха ИА
Авиакомпания «Якутия»: На земле и в воздухе - Якутское-Cаха ИАДеятельность всех подразделений авиакомпании «Якутия» направлена на обеспечение безопасности полетов.
17.11.2017 Якутское-Cаха ИА
ГИБДД проверила видео в ватсапе: Под лед ушла машина в Олекме - ИА SakhaLife.RuВчера в социальных сетях появилось видео, где при движении уходит под лед белый микроавтобус.
17.11.2017 ИА SakhaLife.Ru
Вячеслав Штыров: Арктике нужна современная стратегия развития транспорта - Государственное Собрание РС(Я)На заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации был рассмотрен вопрос законодательного обеспечения построения и развития транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации.
17.11.2017 Государственное Собрание РС(Я)
Пожарная машина зима - Якутское-Cаха ИАВ выходной день в республике зарегистрировано четыре пожара: горели автомобиль, частный дом, квартира и техническое помещение.
20.11.2017 Якутское-Cаха ИА
Возбуждено уголовное дело по факту нападения собак на ребёнка в Якутии - YakutiaMedia.RuПосле нападения животных длительное время девочка провела на морозе, получив обморожение рук и головы 19 ноября, YakutiaMedia.
19.11.2017 YakutiaMedia.Ru
Менеджер микрокредитной организации осуждена за мошенничество в Якутии - YakutiaMedia.RuОна оформила три подложных договора микрозайма от имени граждан 20 ноября, YakutiaMedia.
20.11.2017 YakutiaMedia.Ru
JPG Файл - МВД Республики Саха (Якутия)Накануне Всемирного Дня памяти жертв ДТП в одном из  крупных торгово-развлекательных центров Якутска можно было встретить школьников в яркой форме с эмблемами ЮИД.
20.11.2017 МВД Республики Саха (Якутия)
Владимир Егоров: Сеть школ Ил Дархана – локомотив развития системы образования республики - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Школы Ил Дархана должны быть не только ведущими лучшими школами Якутии, эти школы будут форпостом развития образования для всей республики.
20.11.2017 SakhaPress.Ru
Дом народного творчества Якутии признан одним из лучших в России - Якутское-Cаха ИАВ рамках празднования 80-летнего юбилея Республиканского Дома народного творчества прошла пресс-конференция «Люди и годы».
19.11.2017 Якутское-Cаха ИА
Укрощение шимпанзе подколодной - Газета Якутия
Укрощение шимпанзе подколодной
Премьера В Русском театре при полных залах прошли премьерные показы спектакля Владимира Голуба «По соседству мы живем».
Газета Якутия
Певец эпохи - Газета Якутия
Певец эпохи
Выставка Василия Авраменко На выставке Василия Авраменко «Художник и газета», посвященной 100‑летию Октября и газеты «Якутия», на тебя смотрит эпоха: газетные полосы с его рисунками — теперь раритет.
Газета Якутия
Еще 100 лет… - Газета Якутия
Еще 100 лет…
Что дала революция России? 2017 год проходит под знаком 100-летия революции.
Газета Якутия
Историческая память: В Якутске презентовали третье издание справочника о почетных гражданах города - Якутское-Cаха ИАВ год 385-летия столицы республики вышло в свет третье издание библиографического справочника «Почетные граждане города Якутска».
19.11.2017 Якутское-Cаха ИА
На Лене завершены перевозки на паромах и судах на воздушной подушке - Министерство транспортаНа маршруте Якутск – Нижний Бестях прекращено движение судов на воздушной подушке и паромов в связи с климатическими условиями и отсутствием пассажиров.
19.11.2017 Министерство транспорта
Есть седьмая победа! Якутянин вышел в полуфинал бундеслиги - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU А уже на следующем неделе наш борец выступит на чемпионате мира среди спортсменов до 23 лет в польском городе Былгош.
19.11.2017 SakhaPress.Ru
Речпорт и К° без конкретики - Газета Якутия
Речпорт и К° без конкретики
Что заявили новые владельцы ХК "Якутский речной порт" Признаться, идя на брифинг, посвященный теме продажи Холдинговой компании «Якутский речной порт» группе компаний «Старвей»,
Газета Якутия
Рекордное количество хапсагаистов поборолись за медали турнира братьев Ноговицыных
XIV республиканский турнир по хапсагаю на призы братьев-борцов Ноговицыных собрал рекордное количество участников — на ковер вышли 264 спортсмена.
Газета Якутия
Виктор Рассадин стал обладателем Кубка АЛРОСА (видео схваток)
Лидер Якутии по вольной борьбе Виктор Рассадин в составе сборной России завоевал Кубок Европейских наций — Кубок АЛРОСА.
Газета Якутия
Менеджер микрокредитной организации осуждена за мошенничество в Якутии - YakutiaMedia.RuОна оформила три подложных договора микрозайма от имени граждан 20 ноября, YakutiaMedia.
20.11.2017 YakutiaMedia.Ru
Bivni-696x473 - Якутское-Cаха ИАПока некоторые жители случайно находят останки мамонтов на дачах и передают их для изучения палеонтологам, другие профессионально занимаются сбором доисторической фауны.
20.11.2017 Якутское-Cаха ИА
Назначен новый директор МКУ «Служба эксплуатации городского хозяйства» - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Виталий Чикачев родился 9 мая 1979 года в городе Якутске.
20.11.2017 SakhaPress.Ru
Владимир Егоров: Сеть школ Ил Дархана – локомотив развития системы образования республики - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Школы Ил Дархана должны быть не только ведущими лучшими школами Якутии, эти школы будут форпостом развития образования для всей республики.
20.11.2017 SakhaPress.Ru
Пьяный мужчина облил водой собаку и оставил умирать на улице в Якутске - YakutiaMedia.RuКогда волонтеры прибыли на адрес, то было уже поздно 20 ноября, YakutiaMedia.
20.11.2017 YakutiaMedia.Ru