Первый фильм в авторском сериале Татьяны Эверстовой
21 сентября в зале кинотеатра «Zoom» состоялся пресс-показ картины «Его дочь» режиссера Татьяны ЭВЕРСТОВОЙ.
С первых же кадров атмосфера уносит зрителя в начало 1970-ых годов прошлого века, где в каждом доме в 6 утра звучит гимн страны через радиоприемники, ставшие в наше время экспонатами галерей современного искусства, а заботливые и бесконечно любимые бабушка с дедушкой неторопливо, с присущей им привычкой налаживают утренний быт, в доме всегда тепло, уютно, пахнет вкусной едой и кажется, что так будет всегда.
В центре сюжета маленькая девочка Таня, которая живет с бабушкой и дедушкой, в глухой деревеньке, в гармонии с природой. Она полностью поглощена своим внутренним миром и счастливо в нем живет. Отец ее погиб прежде, чем девочка появилась на свет, но это не мешает ей ощущать его через тонкий мир – она чувствует его присутствие, знает, что он рядом в минуты полного счастья или безысходности, следит и оберегает, будь то сквозь деревья или с высоты небес. Но в какой-то миг начинают происходить события, которые меняют мир вокруг нее, но она к этому не готова…
Неспешная, медитативная форма повествования, подкупает своей искренностью. По словам автора, первые 15 минут фильма особенно важны для восприятия, именно за эти минуты зритель полностью погружается в атмосферу, начинает созерцать.
Татьяна Эверстова не только режиссер, но и автор сценария и продюсер, а фильм является дебютом в большое кино, и надо признать, дебютом блестящим!
«Его дочь» вошла в программу кинофестиваля “Окно в Европу — 2016” в Выборге и получила Гран-При фестиваля, Специальный приз жюри «За чистоту и глубину авторского высказывания», Приз гильдии киноведов и кинокритиков России.
«Уральский фестиваль российского кино — 2016»: Приз за лучший дебют, Специальный приз Российской газеты.
«Будем жить — 2017»: Приз Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы и Приз Главного контрольного управления города Москвы в номинации «Искусство экономии».
Фильм снимали еще в 2010 году, в родной деревне Татьяны в Усть-Алданском улусе, природа которой просто завораживает дух и после просмотра появляется острое желание воочию насладиться красотами и расширить географию родной республики.
«Его дочь» является автобиографией Татьяны, каждый кадр которого наполнен любовью, нежностью и благодарностью, настоящее откровение, автор просто впускает зрителей в свой внутренний мир, переживания, воображения, жизнь, обнажая при этом все самое сокровенное: бесценные мгновения детства. Детство и правда самое дорогое, что есть в жизни у каждого, и у каждого оно свое, все дети разные и, смотря фильм, мы можем наблюдать какой была автор в эти годы, что ее беспокоило, как она думала. Девочка невероятно проницательная, это видно по тому, как ласково она говорит с цветами, как видит людей насквозь, с первого взгляда может увидеть то, что скрыто от глаз, может видеть ауру всего, что ее окружает. Фильм немногословен, относиться к разряду тех, под которые приятно поразмыслить, проводить параллели с собственной жизнью и просто отдыхать, да и сама картина такова, что в нее стоит погружаться не только мыслями, но и душой, и сердцем. Удивительно, то, как актеры смогли так искренне и трогательно показать так называемое «приятное молчание», которое обычно присуще действительно близким, родным людям, когда понимаешь друг друга и без слов, просто наслаждаться взаимным молчанием, а ведь актеры – непрофессионалы и вряд ли являются частью одной семьи. Благодаря таланту Татьяны Эверстовой и всей съёмочной команды, весь фильм наполнен пеленой любви и нежности, и возвращает в те бесценные и кажется уже потерянные моменты из детства, когда лежишь, завернувшись в одеяло ранним утром, и краем уха слышишь, как хлопочут родные, встречая новый день.
Татьяна признается, что после первого съёмочного дня она плакала, так как поняла, что невозможно передать в киноленту, всю любовь, которой ее окружали близкие. Незримое объять невозможно, у нее также были мысли написать книгу, так как бумага стерпит и вместит все, тогда как возможности передачи информации посредством кино весьма ограничены, но изучив рынок печатного производства, все-таки приняла решение в пользу кино, так как данный вариант может больше обеспечить массовость. Но не удивлюсь, если Татьяна возьмется и за перо.
Татьяна не намерена останавливаться на этом, впереди еще 4-5 частей этой картины. Вторая часть обещает рассказать историю Тани в подростковом возрасте в 1980-ые годы, где нас ждут более взрослые, мрачные проблемы, где конфликты будут чуть ли не на каждом углу. Девочку вырвут из привычного ей микроклимата, и если в этой картине мы по большей части наблюдали за внутренними переживаниями Тани, которая задаётся вопросом «Когда же дети успевают думать» и предпочитает их компанию коровам, курам, цветам в неспешном повествовании, то далее она переедет к матери и отчиму, затем в интернат, не обойдет стороной и первая любовь, отношения с одноклассниками. Словом, ей придется адаптироваться к жизни в социуме и выходить из зоны комфорта. По задумке режиссера так и будут идти следующие части по годам, 70-ые, 80-ые,90-ые и т.д.
Успех фильма объясняется удивительной искренностью, где нет места фальши и наигранности, а может и потому, что люди подустали наблюдать только за супергероями, временами хочется посмотреть на образы живых людей, земных, говорящих на нашем языке. Сама Татьяна тоже наблюдает эту тенденцию: «Если раньше все постоянно придумывали что-то новое, генерировали безумными идеями, создавали новые миры, персонажей, то сейчас истории, основанные на реальных событиях, стали больше интересовать людей, фантазия стала чуть уступать реальности».
Основным конфликтом «Его дочери» является тема жизни и смерти, которая постоянно преследуют девочку. Сайилык является образом верхнего мира – рая, куда все стремятся, там спокойно, там тихо, это священное место наших предков, где нет места мрачным мыслям и куда надо идти, если позовут. А вихрь символизирует «неупокоенные души», души, которые так и не нашли свое место, застряли меж двух миров и вмешиваются в жизнь людей, пугая их. Не зря дети говорят в тот момент: «Закрой глаза, он увидит тебя, закрой уши, он услышит тебя». Девочка на протяжении всего фильма обращается к своему отцу, который в свою очередь являет собой образ Верхнего мира или отца создателя, вселенной, высшей силы, кому как ближе, от которого все мы и произошли. Будучи ребенком, она обращается к нему «папа» и в этом вся трагедия фильма – девочка никогда не встретится со своим отцом даже на духовном уровне. Биологический отец умер в физическом мире прежде, чем она родилась и в течение жизни в Срединном мире она его не встретит. А после смерти она отправится к бабушке с дедушкой на землю предков, но не сможет воссоединиться с высшими силами верхнего мира, которые создают жизнь и вершат судьбы срединного мира.
«Его дочь» еще больше укрепил за собой феномен якутского кинематографа. По словам автора у картины есть культурный слой, многоуровневый для восприятия, тут так же, как и с классикой: в первый раз можешь не понять, или понять по-своему. Если ты ребенок, то можешь следить за девочкой, а через 5 лет восприятие станет иным. Можно заметить тему взросления, отрицания, получить урок: как бы ты ни плакал, жизнь будет идти дальше, несмотря на твои слезы. Через 10 тема жизни и смерти и т.д.
На фильм сходить определенно стоит, хотя бы, чтобы составить собственное мнение, тем более премьера уже скоро — 28 сентября, плюс ко всему картина является продуктом международного сотрудничества, от композитора Жири ХЕГЭР (Франция) до специалистов по созданию синхронных шумов «Игры престола».
Обсуждение фильма после пресс-показа получилась весьма приятным, благодаря накрытому столу с мясной нарезкой, пирожками, тортом, саха чаем, быырпахом. Режиссер Татьяна ЭВЕРСТОВА и журналисты обсудили фильм за чашкой чая.
Источник: Нарыйана АНДРЕЕВА, Сетевое издание SAKHALIFE.RU. Фото автора и из открытых источников.