Спектакль НТТ «Ньырбакаан» собрал полный зал

Историко-филологический анализ романа Далана «Глухой Вилюй» позволил выявить основные черты философии истории автора и, в частности, его точку зрения на такие сущностные понятия, как соотношение истории и современности, войны и мира, свободы и необходимости, роли личности в истории. Установлено, что взгляды писателя во многом отражают его приверженность восточному менталитету.

«Глухой Вилюй» – роман о том, как Первобытность становится Средневековьем, как разрастается один культурный тип.

Далан рассказывает о Древних северянах – Майаат, Хоро, Тоҥ Биис, Дьирикинэй. Кровь племен никуда не исчезла – она растворилась в Саха. Этнос существует до тех пор, пока есть самосознание. Племена утратили свою идентичность, потому что были очень старыми народами, первобытными людьми, потому, не могли выдержать культурного захвата. Когда-то и эти народы были молодыми, они кочевали на ледяных просторах Старой Евразии, украшали себя ожерельями из резной мамонтовой кости, создали эпос об удальцах-хоһуунах.

Но время изменилось – войны вытеснили с Юга всадников, знавших металлургию железа. Вначале их было мало, но потом, благодаря более устойчивому хозяйственному типу, основанному на скотоводстве, их стало становиться больше, а при метисации с изначальными жителями у детей была новая, саха-идентичность, существующая до сих пор.

Удивительно, но факт – этнос может утратить изначальный язык, но не исчезнуть. В современном мире такие этносы - ирландцы и маньчжуры. До недавнего времени таким этносом были евреи, пока путем неимоверных усилий не удалось вернуть иврит.

Все решает самосознание. Пока оно есть – этнос существует. И даже незнание изначального языка устранимо, главное желание его знать. 

***

В Национальном театре танца продолжается цикл спектаклей, посвященных 70-летию композитора, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Владимира Васильевича Ксенофонтова. 11 октября состоялся спектакль – историко-хореографическая драма «Ньырбакаан» по роману В.С.Яковлева-Далана. Спектакль состоит из 9 действий, повествует о далеком прошлом якутского народа. Действие относится к XVI веку – до вхождения Якутии в состав России, когда якуты, разделенные на племена, переживали трудные времена кровавых междоусобиц. Жестокая межплеменная вражда угрожала самому существованию якутского народа. В спектакле воссозданы исторические судьбы туматов, тонг биисов, населявших тогда территорию Якутии.

Из истории создания: премьера спектакля состоялась 12 декабря 2013 г. В создании спектакля приняли участие известные деятели искусств: композитор – заслуженный деятель искусств РС(Я) Владимир Ксенофонтов; режиссер-постановщик – заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист Якутской АССР Афанасий Федоров; хореограф-постановщик – заслуженный артист РФ и РС(Я) Афанасий Соловьёв; ассистент хореографа – заслуженный артист РС(Я) Владислав Попов; художник-постановщик – отличник культуры РС(Я) Марьяна Оконешникова; дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств РС(Я) Николай Петров.

На спектакле был полный зал зрителей. Было много школьников, студентов, преподавателей Колледжа культуры и искусств и Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, творческой интеллигенции, ветеранов культуры. Зал тепло встретил юбиляра Владимира Васильевича.

С отзыва зрителя Валентины Иннокентьевой: «Я впервые пришла на спектакль этого театра. Приятно удивлена тем, что в спектакле в основном заняты парни. Отмечаю сильный мужской состав. Их танцы в основном воинствующие. Танцоры исполняют ровно, прикрикивая громкие возгласы. Особо мне понравилась маленькая Ньырбакаан в исполнении Элеоноры Оконешниковой. Такая смелая, артистичная, все происходящее доводит до зрителя. Оказывается, она танцует в ансамбле «Бриллианты Якутии». Сразу видно, подготовленная и большая умница. Ещё я запомнила артиста с белыми волосами – Семена Дьяконова, создавшего образ Маҥан Мэкчэ. Его решительный танец, как призыв, увлекает за собой соплеменников. Исключительно артистична Долаана Федотова. Её Хаттыана, естественная, трогательная, самая настоящая, с юмором. Желаю этому прекрасному коллективу дальнейших успехов в профессиональной деятельности, больших и малых гастролей, здоровья и признания зрителей».

С интервью зрителя Галины Ивановой: «Роман Далана «Глухой Вилюй» я прочитала несколько раз. В спектакле прослеживается судьба Ньырбакаан, её жизненный путь. Мне больше всего понравились все три исполнительницы роли Ньырбакаан. До чего правдоподобно исполняет маленькая Элеонора Оконешникова свою роль. Она живет жизнью Ньырбакаан. Отмечаю, в этой девочке кроется артистический дар. Ньырбакаан в юности Анжелика Кириллина – беззаботная девушка, окруженная любовью своих приемных родителей Хаттыаны и Мохсохо. Ньырбакаан средних лет Лена Ким, перенесшая тяготы жизни, с тремя сыновьями Босхоҥ Бэлгэтии, Быркыҥаа Боотур и Күлүгүр Бэргэн. Ради сохранения жизни сыновей, она принимает решение убежать с засиженного места в Вилюйские просторы. В спектакле заняты и другие дети, все они тоже с ансамбля «Бриллианты Якутии» – большие молодчинки. Костюмы и декорации соответствуют той эпохе. В спектакле много сцен борьбы, вражды, ненависти. Так и было. Но в финале торжествует прощение, мир и покой. Коллектив молодой, танцоры профессиональные. Я постоянно хожу на спектакли театра. С большим нетерпением жду новую постановку «Дети Белого Солнца».

Вчера состоялось несколько премьер для действующего состава. Всех троих сыновей исполнили молодые артисты: Альберт Никитин – Быркыыҥа Боотур, Василий Колосов – Күлүгүр Бэргэн, Эдуард Жирков – Босхоҥ Бэлгэтии. По мнению, балетмейстеров и репетиторов, артисты удачно утверждены на роли, хорошо сыграли. Сразу два образа создал Прокопий Григорьев – Бакамду, отца Үрэн Хоһууна и Мунньан Дархана – вождя якутов. Опытный танцор Прокопий справился с волнением и представил совершенно два разных образа. Премьера состоялась у маленькой Элеоноры Оконешниковой в роли Ньырбакаана в детстве. Элеонора уже титулованная танцовщица, воспитанница детского танцевального ансамбля «Бриллианты Якутии» (рук. Зоя и Афанасий Соловьевы), лауреат российских и международных конкурсов. Всем она полюбилась своей естественностью, искренностью, детской непосредственностью.

Итак, состоялся шестой показ спектакля «Ньырбакаан». Спектакль прошел на высоком уровне. Зрительный зал встретил овациями, выходящих на поклоны. Артисты были заслуженно встречены продолжительными аплодисментами и букетами цветов.

 

Вера ЧЕРНОГРАДСКАЯ , Пресс-центр Национального театра танца им. С.Зверева-Кыыл Уола.

 

Ещё новости о событии:

Спектакль НТТ «Ньырбакаан» собрал полный зал - Министерство культуры
Историко-филологический анализ романа Далана «Глухой Вилюй» позволил выявить основные черты философии истории автора и, в частности, его точку зрения на такие сущностные понятия, как соотношение истории и современности,
11:03 13.10.2017 Министерство культуры - Якутск
В Национальном театре танца продолжается цикл спектаклей, посвященных 70-летию композитора, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Владимира Васильевича Ксенофонтова.
17:57 12.10.2017 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
 
По теме
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)