Исполнилось 90 лет старейшине художников Якутии
Сейчас он старейший из художников республики, народный художник Якутии. Подумать только, Виктор Петров учился еще у первого профессионального художника из народа саха – Петра Петровича Романова. Не только был знаком, но и дружил с легендарными личностями — художником Михаилом Носовым, коллекционером Львом Габышевым, поэтами Семеном Даниловым, Эллеем, Кюннюком Урастыровым. Писал портрет и общался с Героем Советского Союза снайпером Федром Охлопковым. С нами рядом — живая история изобразительного искусства Якутии в лице Виктора Григорьевича Петрова.
Он известен как певец якутской природы, пейзажист. Его картина «Журавли» — вереница птиц в синем небе с колоннами уходящих ввысь берез — давно стала классикой. Был директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств имени М. Габышева, ныне Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Коллекционер, в собрании которого много замечательных картин.
И конечно, кладезь воспоминаний. Выступает по телевидению, общается с коллегами, ходит пешком за несколько километров в художественную мастерскую.
В чем же секрет долголетия народного художника?
А жизнь его началась с репрессий
В один прекрасный, точнее, ужасный день безмятежное детство на просторах Намского улуса прервал арест его отца — Григория Константиновича Петрова. Случилось это в 1932 году, после чего последовала высылка семьи под надзор правоохранительных органов в Якутск.
Вся семья пострадала за свое происхождение, хотя сегодня такие предки – великая гордость. Прадед Иван Петрович с 1848 года целых три срока избирался старостой Хомустахского наслега, а потом восемь лет был головой Намского улуса. Имел государственные награды за верную службу царю и отечеству. В 1860 году был награжден царем медалью на Станиславской ленте. Награду в намскую глушь приезжал вручать лично губернатор Якутской области Юлий Иванович Штубендорф, о чем есть письменное свидетельство.
Дед Константин Иванович – Барыллан-князь также был головой Намского улуса.
Дед по материнской линии Сысолятин был человеком небывалой силы, до сих пор ходят легенды о том, как он втащил на пригорок застрявшую в грязи телегу с быком, хотя другой уважаемый силач надорвался. Но это еще что. Один богач обещал крестьянину за работу лошадь, но потом объявил: если только перебросишь через забор, тогда получишь обещанное. Вот и пошел крестьянин к моему деду. Тот лошадь без особых усилий перебросил, и довольный мужик стал обладателем коня. Мне показывали, кстати, те высокие заборы в крестьянском хозяйстве в Никольцах.
Отец — Григорий Константинович в 1920-х годах работал в волревкоме, человеком был грамотным, окончил то же училище в Якутске, в котором училась будущая якутская элита: М.Аммосов, П. Ойунский, И. Барахов, С. Аржаков, М. Мегежекский, И. Винокуров. Построил в селе Тастах начальную школу, которая стоит до сих пор. Сохранился снимок, на котором он запечатлен с Максимом Аммосовым. Это фотография 1925-1926 годов, на которой изображены первые люди Намского района (Григорий Петров на фото в одном ряду с Аммосовым, четвертый слева). Многие из этих людей потом были репрессированы. Например, Илья Прядезников, которого пытали, но он не отрекся от Максима Кировича.Потом отец работал на руководящей должности в райисполкоме, я даже как-то встречал потом его секретаря.
В 1990-е годы сын запросил в органах сведения об отце, но получил скупую информацию и справку о реабилитации.
Отец сначала находился в одной из колоний близ Якутска, о чем сохранились документы. Потом был сослан в Булунский район. Вернулся из ссылки в Булун через четыре года и умер во время войны.
Виктор Григорьевич помнит, что это был интеллигентный человек, ни слова не говорящий о своих предках, замордованный властью. А ведь такой деятельный человек был – строил русские избы вместо юрт, ферму. После ссылки стал так называемым лишенцем – человеком, пораженным в гражданских правах, не имеющий права голосовать. Что это значило для него и всей семьи – прозябание и голод.
Сколько пришлось натерпеться жене «врага народа» с тремя детьми (четвертого ребенка дочь Валентину — отдали воспитываться в другую семью, у которой не было детей) – книгу можно написать. Как конфисковали все имущество, как мальчик хотел отстоять свою маленькую золотую ложку, как выгоняли из родного села под надзор органов в Якутск.
На спецпоселении в Якутске жили в маленькой юрте на окраине, в Залоге. Маму с клеймом жены народа нигде не брали на работу, она как политссыльная ходила каждый месяц отмечаться. Семья часто голодала.
Режим уродовал не только физически, но и морально. Народный художник вспоминает:
-Мама искала работу и часто оставляла нас у родных. Тетя, наверное, боясь подозрений со стороны властей, распевала со мной революционные песни. Если мама приходила не одна, то я говорил заученные слова: «Пришла жена классового врага». Сказав это, уходил за камелек и горько плакал.
Мой отец в 1932 году построил в родном Тастахском наслеге первую школу. Но маховик репрессий был уже запущен. В 1928 году вышло постановление ЦК ВКП (б) «О положении в Якутской организации», в котором было отмечено усиление «политической роли и влияния кулака в деревне» и говорилось, что «обком партии поддерживает верхушечную часть националистически настроенной якутской интеллигенции». Когда отца арестовали, наш дом на родовом аласе Малык снесли, перевезли в село и сделали из сруба контору.
Был такой человек Кривошапкин, председатель наслежного совета. Говорят, он круто обращался с жителями, заходил в дома с гранатой. У соседей избил женщину, сидя на ней верхом. Мучал мою мать, заставлял мыть полы. В конце концов, повел нас за 70 километров, при этом сам ехал на лошади, а мать была с грудным ребенком – моей сестрой Татьяной. Когда мы садились отдыхать, бил кнутом, торопил.
У нас отобрали все до нитки. Мы оказались в Якутске. Мать никуда не принимали на работу, она ходила по разным местам и мыла полы, стирала. Собирала щепки, ими топили печь. Но мир не без добрых людей.
Партизан и ангел-хранитель
Виктор Григорьевич продолжает свой рассказ: «В 1996 году в МВД республики мне дали справку: «На заявление высылаем документы о реабилитации вас лично и отца Петрова Г.К. Концом срока нахождения под надзором с ограничением прав и свобод для вас обоих указан 1936 год». В это время отцу разрешили жить в Якутске, но не сняли с учета. От него и от нас всех шарахались, как от чумных. На работу отца никуда не брали.
И тут словно ангел-хранитель послал нам двух гостей. Это был дальний родственник Спиридон Петров и герой гражданской войны Гаврил Егоров, орденоносец. Про него, как про Чапаева, ходили легенды, еще говорили, что он получил орден вместе с Чапаем. Может, так и было. С отцом они были знакомы, примерно в одно время строили школы в Намском районе.
Гости принесли спирт, жеребятину. У нас ничего не было, но ради такого случая мама откуда-то достала водку. Спиридон, увидев наше прозябание, начал звать отца на работу в свою организацию. Она называлась «Заготскот», была недалеко от Тюнгюлю. Но отец объяснил, что его на работу не возьмут. Тогда герой Егоров пообещал: «Я устрою!» И устроил. Такой человек был.
И мы поехали.
Рай на земле
Жили хорошо – отец был бухгалтером, мать уборщицей. Тогда в семье было большое приобретение: мама настояла и купила швейную машинку «Зингер». Это было большое приобретение! Отец боялся таких больших покупок. Опасался того, что Спиридон Петров устраивал постоянно банкеты. Приехала с проверкой комиссия, но ничего не нашли. Отец все равно решил уехать. Главное, его теперь брали на работу!
В Якутске работал в Главкинопрокате, нам дали комнату в коммуналке. Мы каждое лето ездили на родной алас – летник Бырдахтаах (Комариный). Это три года — самые счастливые в моей жизни.
В 1937 году отец повел меня в школу, но меня из-за незнания русского языка не взяли. Взяли через год – язык я выучил.
Отец умер 3 марта 1943 года, здоровье было подорвано ссылкой и тяжелой жизнью в последние годы.
До этого в 1939 году родилась наша младшая сестра Лидия, которая всю жизнь работала в педучилище Якутска преподавателем фортепиано, теперь внуков воспитывает.
Меня взяли на работу в колхоз в Тастахе, потом — в колхоз на родине моей матери в I Хомустахе; работал во время войны прицепщиком на тракторе – культивавации, стоговали на быках сено.
Мое долголетие оттуда – из детства и юности. Три года перед войной в Тастахе с его волшебной природой, речкой Кэнкэмэ. Седьмой класс окончил в Намцах, Там же в интернате была тогда ученица младших классов сестра Татьяна. Тогда для меня 20 километров до матери в село Партизан было нерасстоянием. В 1944 году участвовал в лыжном походе Намцы-Якутск-Усть-Алдан-Намцы. Ходил в спортшколу, запросто делал сальто. Хотя мы были голодные, но играли в волейбол, я постоянно работал физически.
Когда у меня появилась своя семья, постоянно ездили на Лену, на пленэр, жили в палатках, была моторка. Охота и рыбалка.
Владимир Маяковский сравнивал родную Грузию с Эдемом, раем на земле. Для меня таким местом был алас Бырдахтаах.
Оттуда родом и мое творчество.
Человеку для счастья мало надо – это природа, близкие люди, самое необходимое в быту. Сегодня, в эпоху потребления, трудно осознать, но это именно так. Мои прадед, дед, отец считались кулаками, но никаких особых богатств у них не было. Наемных работников кормили всегда хорошо, расплачивались хорошо. Их уважали, поэтому выбирали главами и старостами улуса. Это ли не счастье – быть уважаемым человеком, иметь хорошую семью и детей, творить, ходить на любимую работу!
«Габышев был большой эконом»
Виктор Петров был в первом выпуске Якутского художественного училища. Многому он научился у педагога и организатора Петра Романова. Народный художник немало сделал для Якутии. Это открытие Якутского художественного училища, художественного музея, был главным художником Якутского драмтеатра. В 1934 году организовал Союз художников в Якутии, отправил учиться ребят в Иркутское художественное училище, а потом в 1945 году создал училище в нашей республике. Виктор Петров считает, что подвижника Романова можно смело поставить в один ряд с гениями Кулаковского, Ойунского, Анемподиста Софронова. Жил первый профессиональный художник из саха Романов в деревянной двухэтажке, которая стояла до недавнего времени возле 4-го магазина.
С художником и меценатом Львом Габышевым вместе работали в Национальном художественном музее. За годы совместной работы коллекция значительно расширилась, и теперь в ней есть работы¸ представленные в прославленных итальянских галереях только повторениями.
«Когда мы в 1952 году пришли работать в музей, находившийся на нынешней площади Ленина в каменном Гостином дворе, — рассказывает Виктор Григорьевич, – там уже были четыре зала, имелись полотна Тропинина, Шишкина, Левитана, которые получил в дар Якутии от Третьяковской галереи Максим Аммосов. Художники постоянно собирались в музее, так как другого помещения не было, проводили выставки. В 1962 году после кончины Михаила Габышева его богатую коллекцию из 250 картин передали музею сыновья коллекционера и общественного деятеля Лев и Густав.
«Каким человеком был Михаил Габышев? — интересуюсь у аксакала. – Это был большой эконом. Прихожу к нему и думаю – сейчас у профессора подкреплюсь на славу. А он мне по-якутски: «Нохо (парень)! Ешь хлеб, масло, из разносолов у меня ничего нет». Надо помнить, что подпись этого человека стоит под Конституцией Якутии 1924 года. Потом он учился в Академии красных профессоров и остался в Москве. Михаил Габышев летал в Минск на заработки, читал лекции, чтобы покупать картины. С нескрываемым сожалением рассказывал о «тратах»: «Ходил гулять в Парк Горького и кружку пива купил!». Он был настоящим коллекционером.
В музее нас было два научных сотрудника, потом пришел третий – младший брат основоположника якутского изобразительного искусства Попова».
«А каким был Лев Габышев?» — «Вундеркиндом, сыном профессора, эстетом с бабочкой. Отец и сын любили свою малую родину, хотя долгое время прожили в Москве. Льву известные художники говорили: «Приезжай к нам, что ты в Якутии …пу морозишь, а он говорил просто: «Это моя родина». Лев Михайлович был воспитан в любви к якутской земле».
Брат Льва — Густав жил в Москве, не говорил по-якутски, но любил это делать с ужасным акцентом, приговаривая: «Я человек-якут», а брата за его полноту называл по-якутски «эмис» (толстый).
Когда Михаил Габышев скоропостижно скончался в Минске, где жил последние годы, то семья решили исполнить его волю и не распылять коллекцию. Хотя родственники были недовольны, ведь Густав жил бедно, да и Лев Михайлович роскошью избалован не был, «ел консервы», как вспоминает Виктор Петров.
Умер мой друг Лев Габышев, как и его отец, скоропостижно – упал с трапа самолета во время командировки в Ленинград. Лев Михайлович за 22 года работы в музее очень многое сделал для пополнения коллекции. «Похоронили его мы на Ваганьковском, рядом с могилами отца и матери. Там рядом могила Сергея Есенина и художника Сурикова», — вспоминает Виктор Григорьевич.
Долгое время Виктор Петров работал директором Национального художественного музея, продолжил работу по расширению коллекции. Количество картин увеличилось во всех отделах.
Из письма Льва Габышева художнику Петрову
«…ты был тысячу раз прав, когда говорил об инфаркте. Вот он и случился ос мной 5 января, 6-го попал в больницу, где пролежал до 18 марта. Когда я выписывался, врачи были поражены моими выдержкой и самообладанием.
…Кое-какие дела продвигаю. Издание альбома музея, выставку якутского искусства в Музее народов Востока, добиваюсь получения новых ценных экспонатов, ведь у нас в 1968 году 40-летие! Старейший московский художник Кузнецов передал ЯРМИИ серию своих дореволюционных работ. А всего будет у нас новых работ 300. Свое пребывание здесь постараюсь оправдать.
Крепко, крепко, крепко жму твою дружескую руку.
Твой Лев Габышев».
Как написать хрустальный воздух
Сегодня народный художник Якутии Виктор Петров по праву считается первым живописцем, который сумел отобразить красоту якутской природы.
Сначала Виктор Петров писал портреты, картины о красных партизанах, но потом в его душе накрепко засел пейзаж. «В нашу природу может не влюбиться только ненормальный, толстокожий человек, — говорит мастер. – Написать тончайшую игру света, солнца, наши безумно красивые места – это ли не лучшее занятие!» Природа и ее изображение сродни музыке, поэзии. И в своих работах художник Петров близок к Творцу. Завораживает его знаменитая картина «Журавли». Птиц, летящих клином, видишь, словно запрокинув голову, через верхушки длинноногих берез. Не менее красивы в его видении Ленские столбы. Картина «Последние теплые дни осени» передает хрустальный воздух конца сентября. Искусствовед Иннокентий Потапов поэтому назвал его «живописцем свободного полета души», потому что пишет свободно. Пошло в народ веселое двустишие Петрова:
Для творческих полетов
Не нужно самолетов.
Сейчас многие художники стали пейзажистами по той простой причине, что виды природы лучше продаются. Виктор Петров подходил к работе иначе, каждый год ездил на пленэры и пропадал там месяцами. «Мне повезло, что природа тогда была девственной, совершенно не тронутой человеком. Стояла удивительная звонкая тишина. Сейчас иногда выезжаю с семьей по ягоды, так там ужас что творится!», — говорит живописец.
Есть фотография из старой газеты, на которой Виктор Петров, стоя возле картины, что-то горячо говорит доброму десятку коллег. Он был членом выставкома. Тогда живо обсуждали картины, прежде чем отобрать их на всеобщее обозрение. Работая директором музея, был членом художественного совета Министерств культуры республики.
Теперь художники свободны от всего, но лучше ли им стало? Раньше государство строило мастерские, здания худфонда, где даже не члены творческого Союза могли заработать неплохие деньги, оплачивало творческие командировки и работу в домах творчества в живописных местах. Теперь пробиться труднее, но у живописцев осталось главное – их творческие полеты.
Бесценная коллекция
Виктор Петров занимается коллекционированием картин более 60 лет. В его коллекции есть уникальные работы первых художников Якутии Носова и Романова, многих современных художников, скульптура, изделия народных мастеров и иконы. Почти со всеми авторами мастер дружил или дружит, многие работы с дарственными надписями.
Как появились первые работы коллекционер не помнит – это были 50-годы прошлого века, тогда он работал учителем рисования и черчения. Еще в изокружке Дворца пионеров, до войны, его наставником был художник Николай Христолюбов, ветеран войны, окончивший Суриковский институт, народный художник СССР. В коллекции есть рисунок Христолюбова «Монгол» (1964).
Настоящий бриллиант коллекции — акварель первого художника Якутии Михаила Носова (1987-1960) «Орнамент».
Что не работа, то история изобразительного искусства Якутии. Назовем еще некоторые предметы коллекции Виктора Петрова.
Петр Романов (1902-1952) , эскизы костюмов к первой постановке «Нюргун Боотура» в 1940 г., «Портрет жены», «Березы».
Иван Попов (1874-1945), «Домик священника Попова в Черкехе».
«Иван Васильевич – первый народный художник Якутии, основоположник изобразительного искусства Якутии, еще до революции продал картину «Якутский шаман» в Германию, сейчас в Национальном художественном музее представлен его другой «Шаман».
Работы Евграфа Крылова (1915-1974).
«Художник интересен тем, что еще до войны поступил в художественное училище 1905 года (бывшее знаменитое училище ваяния и зодчества), прошел войну и после окончил учебу».
Михаил Новиков (1902-1978), «Геологи».
«Художник был председателем Мурманского союза художников»».
Михаил Лукин (1929-1966), «Ленские щеки», «Портрет якута в шапке».
«Замечательный живописец, мы с ним первые в 1950-х годах начали рисовать Ленские столбы».
Ирина Шевандронова (1928-1993). «Портрет Виктора Петрова». Работа написана в доме творчества в Переславле-Залесском.
Афанасий Осипов, род. 1928 г., «Эскиз к картине «Ысыах», «Шашист Щукин».
Афанасий Собакин, «Подмосковный пейзаж», 1947 г.
А также картины известных якутских художников Леонида Кима, Михаила Старостина, Василия Кравчука, Анатолия Шавлова и др., работа первого сценографа саха Георгия Туралысова.
В частной коллекции широко представлена графика: В. Васильев, А. Мунхалов, Е. Шапошников, Э. Сивцев, В.Карамзин, В.Иванов и др.
«Есть один из вариантов знаменитой работы Валериана Васильева «Сардаана» под названием «Мастер», замечательная линогравюра «С наступающим!». Художник окончил Строгановку по отделению «Дерево» и замечательно знал этот материал. Был по-чеховски прекрасен во всем: при внешней красоте, костюмах из валютной «Березке» был хорошим человеком».
Есть работы известных скульпторов Афанасия Романова, Василия Бочкарева, Максима Павлова, Раи Бурцевой, Ксенофонта Пшенникова.
Естественно хранится много своих работ – Виктора Петрова.
Есть и работы неизвестных якутских мастеров: иконы, чороны, чабычах – все XIX века. Как говорит мастер, у него было около 40 старинных чоронов, но часть раздал или продал. Все чороны были из родового дома: богатые предки могли хранить деревянную посуду в хороших условиях. Потом, после революции чороны как кухонную утварь уже не использовали, ведь делать их непросто.
Немного о семье
Супруга – Розалия Афанасьевна окончила Вагановское училища в Ленинграде, была балериной, потом работала в Якутском театре, потом в Госархиве. Сын Виктор – юрист. Сын Григорий преподаватель физики, работал в системе образования и отделении Пенсионного фонда России. Дочь Екатерина – газооператор. Многие внуки и внучки получили высшее образование, работают в здравоохранении, области IT-технологий, дизайне. Одна внучка работает врачом в Мирном, другая – дизайнер, живет с мужем-американцем в США. Всего 6 внуков и 6 правнуков.
У Виктора Григорьевича есть три младшие сестры Татьяна, Валентина и Лидия, которые также достойно работали, а теперь живут в Якутске и Намцах, воспитывают внуков и правнуков.
22 февраля в Национальном художественном музее имени М.Габышева начинает работу выставка «Поэтика пейзажей Виктора Петрова».
Справка
Петров Виктор Григорьевич, родился 18 февраля 1928 г. в наслеге Тастах Намского района.
В 1951 году окончил Якутское художественное училище.
С 1975 по 1983 годы – директор Якутского республиканского музея изобразительных искусств имени М.Габышева.
Народный художник Якутии, заслуженный работник культуры ЯАССР, почетный гражданин Намского улуса, ветеран труда и тыла.
Источник: Игорь САВВИНОВ.