20 марта министр охраны природы РС(Я) Сахамин Афанасьев выступил на круглом столе в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды. Темой встречи были правовые и организационные проблемы рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде.
В своем выступлении Сахамин Афанасьев рассказал, что одной из острых проблем республики является проблема нарушенных земель и их рекультивация, ликвидация нанесенного ущерба прошлых лет.
«В основном, объекты накопленного прошлого экологического ущерба являются объектами Министерства обороны, Министерства транспорта и Министерства промышленности СССР. На протяжении десятилетий прошлого века на вышеуказанных территориях интенсивно разрабатывались месторождения золота и олова. Основным методом получения концентрата золота являлся метод амальгамирования. В арктической зоне - это хвостохранилища Депутатского ГОКа, Куларской ЗИФ, Батагайского ГОКа, заброшенные поселки, объекты накопления лома металлов», - сказал он.
Как отметил Сахамин Миланович, на территории Республики Саха (Якутия) в общей сложности находится 471 «муниципальный» объект размещения отходов:
«Из этих 471 объекта соответствуют нормам и внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов только 6 «муниципальных» объектов размещения твердых коммунальных отходов, и это не считая объекты размещения отходов промышленных предприятий. Всего с в ГРОРО включено 224 объектов размещения отходов. Также к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся все отвалы горных и вскрышных пород», - заявил он.
В связи с этим, Сахамин Афанасьев внес предложения:
«Нужно внести изменения в понятие «объекты накопленного вреда окружающей среде в части дополнения и уточнения его с добавлением «выведенные из эксплуатации», или конкретно определить сроки давности причинения и (или) выявления накопленного вреда окружающей среде, позволяющие разграничить его с экологическим вредом, причиненным текущей хозяйственной и иной деятельности», - сказал министр.
Также, по мнению министра, необходимо определение лиц, ответственных за причинение такого вреда или правопреемников этих лиц, предусмотреть разграничение ответственности за ликвидацию такого вреда между РФ, субъектами РФ, МО и субъектами хозяйственной и иной деятельности.
Кроме того, Сахамин Миланович предложил внести определенные пункты в Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, учитывая малонаселенность и труднодоступность территорий республики.
«Наши площади и количество проживающего населения на территории Арктической зоны республики, не сравнимы с другими регионами, соответственно, наши объекты не попадают в приоритетные объекты РФ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде. В связи с чем, в целях реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, предлагаем внести соответствующие пункты при разработке Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Например, определить упрощенную систему ликвидации объектов на территории Арктики и предусмотреть соответствующий коэффициент для получения приоритета», - подчеркнул он.
В завершение своего выступления, министр отметил, что для решения организационных мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, необходимо ускорить принятие подзаконных актов.
«Также, в целях недопущения образования таких объектов, необходимо внести изменения в законодательстве в сфере недропользования и охраны окружающей среды, предусматривающие создание обязательных требований для хозяйствующих субъектов, а также ускорить принятие федерального закона «Об экологическом страховании», - заключил Сахамин Афанасьев.
Предложения министра охраны природы РС(Я) поддержал прокурор по надзору Генеральной прокуратуры РФ Евгений Надырышин.
В свою очередь, председатель комитета ГД РФ по экологии и ОС Ольга Тимофеева подчеркнула, что накопленный экологический вред – это новое понятие.
«В законе «Об охране окружающей среды» глава, посвященная ликвидации накопленного вреда, вступила в силу только с января 2017 года. Но закон не заработал в полную силу, потому что нет необходимых подзаконных актов. Не утвержден Порядок составления государственного реестра. Нет Порядка организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. При этом, с 2018 года финансироваться будут только те объекты, которые включены в госреестр. Мы призываем Минприроды ускорить эту работу».