Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»

Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха»
Фото: sakhalife.ru

Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах» объявляет о запуске новой рекламной кампании, выдержанной в оригинальном и аутентичном стиле, которая по замыслу авторов несет научно-просветительскую миссию и обращена на сохранение национальных традиций и ценностей.

На днях «Стерх-Сахамедстрах» устроил пресс-показ серии имиджевых роликов «Обереги народа Саха» («Саха харысхала»). Проект основан на исконно якутских истоках и обращается к теме национальных оберегов, являющихся символами деятельности компаний. Отметим, что проект не ограничивается лишь роликами. Страховая группа также выпустила одноименный календарь.

В мероприятии приняли участие генеральный директор АО «Региональная страховая компания «Стерх», народный депутат Республики Саха (Якутия) Семен Березин, генеральный директор АО «Страховая медицинская компания «Сахамедстрах» Галина Варфоломеева, члены творческой группы и представители СМИ.

Модератором встречи Страховой группы стал Семен Березин. Открывая встречу, он подчеркнул социальную основу деятельности компаний, целью которой является обеспечение страховой защиты населения Республики, известной своими географическими и климатическими особенностями. «Одним из направлений социальной миссии «Стерх-Сахамедстрах» является поддержка национальных традиций и культуры, обеспечивающими сохранность и будущность народа. Мы будем очень рады, если презентуемые сегодня ролики внесут свою скромную лепту в это большое дело. Прокат первого ролика стартует на каналах НВК «Саха» и «Саха24» 26 февраля», — сказал Семен Березин.

«Тема оберегов очень близка нашей Страховой группе. Особенно Страховой медицинской компании «Сахамедстрах», призванной оберегать здоровье якутян», -сказала Галина Варфоломеева. Также она проинформировала журналистов о процессе внедрения института страховых представителей в систему обязательного медицинского страхования на примере СМК «Сахамедстрах».

Идея проекта родилась в давно устоявшемся творческом тандеме «рекламщиков» «Стерх-Сахамедстарах» с известным фотографом Виктором Ли-Фу. К примеру, к 20-летию компании «Сахамедстрах» он создал серию из трех роликов, к 2017 году выпустил полюбившийся многим якутянам календарь с малышами по мотивам Олонхо, а к 2016 году – раскупленный, словно горячие пирожки календарь «Уҥкуу» («Танцы»). Режиссером проекта стал режиссер Михаил Лукачевский, известный по фильмам «Белый день» («Үруҥ күн»), «Неразгаданная любовь» («Таайымаҥ тапталы»), «Дорога» («Суол»), «Гость» («Куораччыт») и др. Основным оператором и мастером по свету любимый многими якутянами фотограф Алексей Павлов. Настроение роликов создал аутентичный музыкальный ряд, созданный композитором Моисеем Кобяковым к каждому ролику отдельно. Закадровый текст озвучил именитый актер Саха Театра и Театра Олонхо Иннокентий Дакаяров.

Отдельно следует сказать о самом закадровом тексте. Оригинальный текст-алгысов к четырем роликам на якутском языке написал журналист, известный поэт-песенник, перу которого принадлежат слова многих, любимых якутянами песен, Геннадий Бечеряков. Автором стихов-алгыса на русском языке является журналист, советник главы Республики Алексей Березовский. Отметим, что оба журналиста – давние друзья Страховой группы.

Для того, чтобы обеспечить историческую, культурную и этнографическую достоверность роликов и календаря в качестве научного консультанта была приглашена старший преподаватель кафедры истории России Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова Александра Прокопьева, автор монографий о якутских узорах и оберегах. Таким образом, авторы проекта возлагают на него, кроме эстетической, научно-просветительскую миссию.

«Я с большим удовольствием и радостью приняла предложение о сотрудничестве от Страховой группы «Сахамедстрах», поскольку проект преследует просветительскую цель. Мы сейчас переживаем этап стихийного и эмоционального интереса населения к национальной культуре. Оттого имеем обилие стилизованной якутской бытовой, сувенирной и прочей продукции, не соответствующей исторической и этнографической действительности. Тем временем в якутской национальной культуре каждый узор, материал, из которого он выполнен, его расположение, цвет имеют свой смыл и предназначение. Что мы и попытались донести до широкой аудитории в данном проекте», — отметила Александра Прокопьева.

Съемки производились в Ленском Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Дружба». Таким образом была обеспечена аутентичность обстановки, используемого реквизита и костюмов. Роль главной героини исполнила молодая, но уже получившая зрительское и профессиональное признание актриса театра и кино Наталья Слепцова. Якутянам она известна по ролям в фильмах «Белый ягель», «Хопто хаһыыта» («Крик чайки») и др. Роль ее супруга исполнил член съемочной группы Петр Иванов.

Больше всего ждут выхода роликов жители села Соттинцы Усть-Алданского района, поскольку остальные персонажи сыграли его жители. Так, в роли отца и матери семейства в заключительном ролике снялись супруги Татариновы – Николай и Сусанна, а их сыновья – Ефрем и Прокопий исполнили роли выросших детей. Младенца, появившегося на свет во втором ролике сыграл, если можно так сказать, восьмимесячный Эрсан Бубякин. Также в съемках были задействованы ученицы 9 класса местной школы и многие другие жители села Соттинцы. Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах» и съемочная группа выражает, всем, кто принимал участие в проекте, огромную благодарность.

Серия из четырех роликов представляет собой фильм об истории одной семьи с момента ее зарождения. Здесь мы увидим свадьбу главных героев с потрясающе красивым обрядом снаряжения невесты, таинство появления на свет нового человека, его беззаботное детство и волнительную юность. При этом каждый ролик сопровождает исконный национальный оберег необходимый именно в этот жизненный момент.

Так, в начале нашу семью сопровождает чепрак [1] («чаппараах») – элемент конского убранства, ритуально-магическую составляющую которого несли орнаментация и цветовая гамма. Чепрак – один из обязательных предметов приданого невесты.

Счастливый и мучительный момент становления главной героини матерью, в те далекие времена представляющий реальную опасность и для женщины, и для ребенка оберегает «лисья мордочка» [2] («саhыл тумса»). Это один из интересных и загадочных амулетов якутов. Его изготавливали из кончика лисьей мордочки с носом и усами, изображали стилизованные глаза лисы с помощью металлических нашивок и бисера.

Оберег «лисья мордочка» служил сильным защитником будущей матери и ее ребенка от злых духов. Отметим, в ролике была использована точная копия наиболее сохранившегося экспоната, хранящегося в Государственном музее Востока (г.Москва), изготовленная специально для данного проекта.

 

Однако и благополучно родившегося ребенка подстерегали многие опасности. Потому требовалось оградить его от хворей и посягательств нечистой силы. В третьем ролике на защиту первенца главных героев встает игрушечная берестяная лошадка (туос ат [3] ). Лошадь занимает очень важное место в культуре якутов. Лошадь была символом богатства и символом духа покровителя, защищающего ребенка от болезней и сглаза.  

Завершает серию ролик, посвященный мужскому миру. К этому моменту сыновья наших героев выросли. И им, равно как и их отцу необходим оберег рода мужского, которым является охотничье снаряжение (саадах). Лук, стрелы и колчан были одним из главных атрибутов мужчины, его главной гордостью. От его охотничьих навыков, способности защитить свою семью зависело будущее всего рода. Нарядный колчан [4] , полный стрел был символом его особого социального положения. Снаряжение коня и колчан выполнялись в едином стиле и составляли гармоничный ансамбль, представляющий хозяина в наиболее выгодном виде.

 

Собирательным образом и главным оберегом всего проекта стала коновязь сэргэ [5] , с кадров которого, собственно, и начинаются все ролики. В сакральном плане сэргэ обозначал связь трех миров, единство и гармонию. Древние якуты считали, что дух-иччи коновязи не допускал злого духа внутрь жилища и защищал от негативного влияния злых сил жизненное пространство.

 

Обращение Страховой группы «Стерх-Сахамедстрах» к теме оберегов не случайно, ведь они являются воплощением древней мыслеформы, призванной хранить от всевозможного негатива: дурного глаза, нечистой силы, хворей и пр. В современном мире функцию защиты от разного рода неприятностей несет страхование. И эту миссию успешно несет Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах».

[1] Орнаментальные мотивы на чепраке выступали в качестве знаков благопожеланий человеку. Распространенный лировидный мотив с побегами, символизирует зарождение новой жизни и благословляет на дальнейший рост, благословляет материнство, семейный очаг и является мощным оберегом. Разноцветные спиральные завитки и побеги обозначают деток и являются символом плодородия. Строгая симметрия и вертикальное расположение орнамента, символизирует благословление на развитие и процветание в Среднем мире. Обязательное обрамление центрального мотива прямыми линиями называют «куруе» (изгородь), и оно обозначает, что все дарованное человеку высшими божествами должно иметь в Среднем мире свое местоположение. Расположенные по периметру основного узора пятичастные квадраты, являются универсальными оберегами, защищающими от дурного глаза.

[2] Идеи единства всего живого, родства двух миров – людей и зверей, относятся к наиболее ранней истории человечества, поэтому амулеты с частями тела животных считаются наиболее архаичными. Культ лисы тесно связан с женским миром, лиса и женщина часто ассоциируются: женщина должна быть такой же хитрой и умной как лиса.

К нижней части оберега пришивались звенящие монетки или серебряные подвески, призванные отпугивать злых духов своим звоном. Считалось, что этот амулет, прикрепленный к поясу приносит счастье и благополучие в семейной жизни, наделяет хитроумным нравом, как у лисы. Кроме этого, культ лисы связан и с такой деликатной темой, как беременность и материнство.

[3] От небесной белой кобылицы ведет свое начало весь якутский народ. Божество Уордаах Джесегей – покровитель конного скота, дарует семейной паре детские души. Богиня плодородия показывалась роженице в виде молочно-белой кобылицы, и считалась покровителем младенца. Поэтому, в обрядовой практике часто встречаются фигурки лошадей: коня, лошади и жеребенка. Как символ богини Айыысыт — покровительницы ребенка, фигурка защищала младенца от болезней и возможных несчастий. Когда рождался ребенок, старались изготовить не одну, а несколько фигурок, таким образом, желая ему богатства и благополучия в будущем. Оберег в виде фигурки лошади висел с внешней стороны колыбели, к нему были прикреплены колокольчики и подвески, отгоняющие своим звоном злых духов. Когда ребенок вырастал, на спинку одежды между лопатками пришивали различные фигурки, в том числе и лошади.

[4] Особое значение придавалось орнаментации колчана. Устремленный ввысь орнамент символизировал мировое дерево. Его побеги и широкая крона были символом развития и удачи. Весь орнамент обозначал мирное начало, призывал не проливать зря кровь живых существ и напоминал об едином начале жизни. Трехчастные лепестки по углам колчана призваны оберегать владельца от дурных помыслов врагов.

[5] Чаще всего сэргэ ставились перед домом или на южной стороне его, если вход был с запада. Они устанавливались одновременно с завершением постройки жилища. С особой тщательностью подходили к установке сэргэ, потому что от того насколько долго он простоит, зависела судьба обитателей этого дома. Перед установкой сэргэ, в вырытую для него яму могли положить монетки, масло, а после установления столба щедро окропляли землю вокруг него кумысом. Все эти действия обозначали пожелание богатства и благополучия.

 

Источник: Пресс-служба Страховой группы «Стерх-Сахамедстрах». Лицензия АО СМК «Сахамедстрах» ОС №2873 – 01 от 9 ноября 2016 г. Лицензия АО РСК «Стерх» СЛ, СИ, ОС №3983 от 22 сентября 2015 г.

Ещё новости о событии:

Региональная страховая компания «Стерх» презентовала 20 февраля  серию имиджевых роликов «Обереги народа саха» и одноименный календарь.
14:42 22.02.2017 Якутское-Cаха ИА - Якутск
Стерх-Сахамедстрах презентовал ролики «Обереги народа Саха» - ИА SakhaLife.Ru
Страховая группа «Стерх-Сахамедстрах» объявляет о запуске новой рекламной кампании, выдержанной в оригинальном и аутентичном стиле,
13:05 22.02.2017 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
 
По теме
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)