В рамках 75-летия со дня открытия особой воздушной линии Аляска-Сибирь в годы Второй мировой войны в Якутске состоялась научно-практическая конференция. В юбилейных мероприятиях принял участие руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александра Нерадько.
Делегация Федерального агентства воздушного транспорта прибыла в Якутск по приглашению главы республики Егора Борисова.
«Позвольте пожелать научно-практической конференции успеха. Думаю, мы откроем интересные моменты, которые еще не знаем», — отметил в приветственном слове руководитель Росавиации Александр Нерадько.
Он пожелал историкам, краеведам и ветеранам гражданской авиации плодотворной работы. «Воспоминания ветеранов-победителей должны быть переданы молодым поколениям авиаторов. Глубоко убежден, что в сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто, работая днем и ночью, продемонстрировал высочайшую ответственность и с честью выполнил свой долг перед Родиной», — сказал Нерадько.
Глава Росавиации также особо отметил заслуги кандидата исторических наук Ивана Негенбли, книга которого о трассе АЛСИБ дала развитие историческому перелету совместных экипажей США, России и Канады на самолетах С-47 из Аляски в Москву летом 2015 года.
«На Западе достаточно известно об американской помощи нашей стране, но мало кто знает, как она воплощалась в жизнь, каким трудом наших людей все это делалось. Мы стремимся устранить этот пробел. И здесь, в Якутии, мы ощущаем постоянную поддержку руководства республики, министерства транспорта и отраслевых предприятий. Радует, что есть последователи – добросовестные историки», — прокомментировал Иван Негенбля.
Воздушная линия Аляска-Сибирь была построена всего за десять военных месяцев благодаря огромной организаторской работе местных властей, самоотверженному труду авиаспециалистов, строителей и связистов гражданского воздушного флота СССР.
Первые самолеты американского производства приземлились в Якутске в ноябре 1942 года. За годы войны было перегнано из Аляски через территории Чукотки и Якутии в Красноярск около 8 тысяч самолетов.
Уже после войны АЛСИБ стал ключом для развития авиационной отрасли в Якутии, которой досталась инфраструктура трассы. После ее закрытия многие специалисты продолжили работу в республике и внесли весомый вклад в развитие гражданской авиации и экономики в целом при разведке месторождений алмазов, нефти и газа и других полезных ископаемых.