Дело жизни профессора Николая Неустроева – научная педагогика

Дело жизни профессора Николая Неустроева – научная педагогика
Дело жизни профессора Николая Неустроева – научная педагогика
Дело жизни профессора Николая Неустроева – научная педагогика
Дело жизни профессора Николая Неустроева – научная педагогика
Дело жизни профессора Николая Неустроева – научная педагогика
Фото: sakhalife.ru

Сегодня я хочу рассказать об удивительном человеке, учителе и профессоре СВФУ им. М.К. Аммосова о Неустроеве Николае Дмитриевиче. Мне кажется, что любой студент педагогического профиля, когда либо обучавшийся в Якутском государственном университете, а затем в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова с 1981 года может сказать, да это мой учитель, мой преподаватель или мой профессор. А как все начиналось?

Начало пути…

Николай Дмитриевич родился 17 октября 1943 г. в 1-Батаринском наслеге Мегино- Кангаласского района Якутской АССР в семье колхозника. Как и все сверстники тех лет в 1961 году после окончания школы начал трудовую деятельность преподавателем основ производства после окончания в Тюнгюлюнской средней школе. И весьма успешно, так как за короткое время работы, с 1961 года по 1962 учебные годы на базе родной школы подготовил 17 трактористов 3 класса, которые стали работать по специальности в колхозах и совхозах под девизом «Школа-производство- ВУЗ».

В июле 1962 г. его призвали в армию, где в рядах СА СССР прослужил три года. Как и полагалось, молодой Николай прошел все ступени лозунга своего времени “Школа-производство-армия-вуз” и летом 1965 года после демобилизации поступил в Якутский государственный университет, на романо-германское отделение по специальности – преподаватель немецкого языка, филолог. По окончании Якутского госуниверситета в 1970 г. молодого специалиста направляют работать учителем в Синскую среднюю школу Орджоникидзевского района. Но вскоре молодого и инициативного учителя назначают завучем этой школы.

Путь в науку..

Имея определенный опыт работы в сельских школах с самого начала своей трудовой жизни, молодой преподаватель начал интересоваться педагогической наукой. И Николай Дмитриевич в 1972 году принимает решение поступить в аспирантуру при кафедре педагогики и психологии ЯГУ, руководителем которого был профессор Виктор Федорович Афанасьев. После успешного окончания аспирантуры в 1976 году он назначается директором Синской средней школы Орджоникидзевского района. В июне 1980 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию «Особенности организации работы сельской малокомплектной восьмилетней школы» (на примере Якутской АССР) в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. Так завершает этап практической и теоритической работы в якутских сельских школах Николай Неустроев.

Научно-педагогическая деятельность

Молодой кандидат педагогических наук в 1981 г. был избран ассистентом кафедры педагогики и психологии ЯГУ, где прошел творческий научно-педагогический путь от старшего преподавателя до профессора. Энергичный и творческий человек активно включается в жизнь Якутского государственного университета. Его интересные, живые лекции, семинары нравятся будущим педагогам, учителям. Николай Дмитриевич пользуются любовью и авторитетом как среди студентов, так и профессорско- преподавательского состава ЯГУ. Работая преподавателем он не прекрашает свою научную работу и в январе 1992 г. в Московском педагогическом государственном университете защишает докторскую диссертацию на тему «Специфика деятельности сельских малокомплектных школ в условиях Севера». В декабре 1993 г. Николай Дмитриевич получает аттестат профессора.

Н.Д. Неустроев с сентября 1992 г. руководит кафедрой педагогики и методики начального обучения педагогического факультета ЯГУ. Становление высшего педагогического образования последние десятилетия неразрывно связано с именем Николая Дмитриевича. В 1996-1997 гг. работал деканом факультета педагогики и методики начального образования пединститута ЯГУ. С 1999 по 2006 годы работал заместителем директора пединститута ЯГУ по научной работе. С 2007 по 2015 гг. заведовал кафедрой начального образования ПИ СВФУ.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит в основном из числа его воспитанников – кандидатов педагогических наук, доцентов, т.е. остепененность кафедры составляет 95%. Студенты отделения начального образования традиционно отличались профессиональной направленностью, примерной дисциплиной, высокой организованностью, качеством обученности и воспитанности, общественной активностью.

Неустроев Н.Д. с коллегами кафедры педагогики начального обучения ПИ СВФУ им. М.К. Аммосова

Научная школа ученого, профессора

Н.Д. Неустроев является одним из первых ведущих ученых-педагогов, разрабатывающих с 70-х годов актуальное научное направление по проблемам сельских малокомплектных школ в условиях Севера. Наверное про него можно сказать: “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”(В. Ключевский). Любовь к делу, высокая работоспособность, ответственность, целеустремленность, отзывчивость, доброта характеризуют Николая Дмитриевича как человека труда.

Им опубликовано 306 научных и учебно-методических работ. Среди них 15 монографий, котрых трудно перечислить.

Являясь с 1998 года действительным членом (академиком) международной Академии педагогических и социальных наук, активно участвует в годичных собраниях с докладами по актуализации своего научного направления. Его статьи «Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы» (2000 г.), «Общее и особенное в традиционном семейном воспитании у народов Севера» (2005 г.), «Национальные традиции Российского образования в условиях глобализации» (2011 г.) опубликованы в ежегодном журнале «Известия Академии педагогических и социальных наук», г. Москва.

Под научным руководством Николая Дмитриевича защитились 67 кандидатов и 5 докторов педагогических наук, занимаются в данное время 4 аспиранта заочного обучения, 5 соискателей-педагогов, как преподавателей СВФУ, так и работников различных учреждений среднего и высшего образования республики. При кафедре начального образования работает лаборатория проблем сельских малокомплектных школ, где ведется руководство опытно-экспериментальной работой в 12 сельских школах.

Под его редакцией выпущены 8 сборников научных трудов аспирантов, соискателей и преподавателей с общим объемом 60 п.л. С июня 2017 г. является членом диссертационного совета по педагогическим наукам Д 212.306.08 по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования при ФГАОУ ВО «Северо- Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

Научная школа Н.Д. Неустроева — «Модернизация деятельности сельских малокомплектных школ на основе современных образовательных систем и технологий» включена в энциклопедию «Российские научные школы». – М.: Академия Естествознания, 2012. – Т. 5. – С. 193-194. В ноябре 2012 г. на Ученом совете СВФУ имени М.К. Аммосова утверждена и зарегистрирована, как «Научная школа Н.Д. Неустроева».

Решением президиума Российской Академии Естествознания 2007 г. Николай Дмитриевич и его кафедра начального образования награждены нагрудным знаком идипломом «Золотая кафедра России», а в 2012 г. ему присвоено Почетное звание «Основатель научной школы» (удостоверение с нагрудным знаком №345 от 28 марта 2012 г.) и избран членом-корреспондентом РАЕ (диплом № 5013 от 23.04. 2012 г.). Решением комиссии по наградам «Европейского научно-промышленного консорциума» награжден орденом LABORE ET SCIENTIA – ТРУДОМ И ЗНАНИЕМ (протокол № 5 от 22 апреля 2013 г.) и золотой медалью «Европейское качество» за вклад в развитии мировой науки и образования.

Николай Дмитриевич плодотворно сотрудничает с учеными институтов РАО, университетов гг. Москвы, С-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Магадана, Анадыря, Хабаровска, Благовещенска, Комсомольска на Амуре, Биробиджана, Башкортостана, Бурятии и др.

В 1994 г. участвовал в Международной исследовательской программе «Создание региональных школ Севера и развитие общества» с учеными-педагогами университета г. Фэрбенкса штата Аляски США, профессорами Д. Мохатт и Д. Липка. Изучение школ коренных народов Аляски дало нам богатый материал и новые педагогические идеи. Были установлены международные связи с Финляндией по программе «Жизнь в согласии с природой как основа модернизации школьного образования». В разные годы участвовал в исследованиях по федеральной программе «Университеты России», а также по региональной республиканской программе «Развитие национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия)». Руководил экспериментальными площадками в школах Севера по комплексной программе Российской академии образования «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики» (научные руководители – Поляков В.А., Бочарова В.Г.).

 1. Владимир Николаевич Егоров, к.п.н., доцент физико-технического института (ФТИ)  СВФУ им. М.К. Аммосова, 2. Николай Дмитриевич Неустроев, д.п.н., профессор; 3. Алексей Иннокентьевич Голиков, д.п.н., профессор, директор ПИ СВФУ, первый проректор СВФУ им. М.К. Аммосова 

Общественная и просветительская работа ученого, признание заслуг …

Н.Д. Неустроев ведет активную общественную работу. Он был заместителем председателя диссертационного совета по защите докторских диссертаций по педагогическим наукам, членом диссертационного совета по защите докторских диссертаций по философии. Являлся председателем общественных организаций – «Якутский республиканский научный центр Сибирского отделения РАО» и «Объединение педагогов-экспериментаторов РС(Я)». В 2004 — 2012 гг. работал президентом Ассоциации народной педагогики Республики Саха (Якутия).

Участвуя в ежегодном конкурсе преподавателей университета, он был победителем в номинациях «Лучший профессор ЯГУ 1995 года», «Лучший научный руководитель ЯГУ 2004 года», «Лучший заведующий кафедрой ЯГУ 2007 года», «Лучший профессор СВФУ по гуманитарному направлению – 2016». Его 2 монографии награждены дипломами 2 и 3 степени.

Добросовестный труд Н.Д. Неустроева отмечен правительственными и ведомственными наградами: присвоены почетные звания «Заслуженный деятель науки Республики Саха (Якутия)» (1994 г.), «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (2006 г.), «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003 г.), «Почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса» (1998 г.) и т.д.

Педагогическая династия Неустроевых

У Николая Дмитриевича большая дружная семья: жена Елена Алексеевна – учитель французского языка и воспитатель, учитель русского языка и литературы спецшколы со стажем 46 лет, отличник образования РС(Я), Почетный работник среднего общего образования РФ. В настоящее время на заслуженном отдыхе.

Сын Ариан Николаевич имеет педагогическое и экономическое образование, работал много лет в Министерстве имущественных отношений РС(Я), начальник отдела имущественных отношений СВФУ им. М.К. Аммосова, защитил кандидатскую диссертацию по экономическому воспитанию.

Дочь Анна Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, член- корреспондент международной Академии педагогических и социальных наук, отличник профессионального образования РС(Я), лауреат государственной премии РС(Я) среди молодых ученых, работала зав. кафедрой педагогики и методики начального образования и деканом Педагогической академии РС(Я), заместителем директора Якутского филиала Российской академии государственной службы при Президенте РФ, нынче заведующая кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ.

Сегодня у Николая Дмитриевича трое внуков, которые также радуют его своими успехами и достижениями. Двое уже имеют магистерскую степень, причем Афанасий Арианович продолжает научно-педагогическую династию Неустроевых.

Профессор Н.Д. Неустроев со студентами во время учебных занятий

Говорят ученики

Алексей Иннокентьевич Голиков, доктор педагогических наук:

Николай Дмитриевич признанный ученый-теоретик, талантливый организатор и инициатор многих исследовательских программ, реализуемых в нашей республике. Неоценим его вклад в развитие педагогической науки в нашей стране. Это — обоснование малокомплектных сельских школ в условиях Севера как социально- экономическую закономерность, внедрение национально регионального компонента и этнокультурных основ в учебно- воспитательной работе национальных школ, в подготовке педагогических кадров в вузе.

Выдвинутые Николаем Дмитриевичем теоретические положения, научно- педагогические и методические рекомендации по совершенствованию деятельности сельских малокомплектных школ широко внедряются в национальных регионах Российской Федерации: Якутия, Чукотка, Камчатка, Тува, Татарстан, Башкортостан, Адыгея, Осетия, Дагестан, а также в странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения). Находясь в поиске новых направлений, концепций, решений педагогических проблем, Н.Д.Неустроев постоянно поддерживает творческие инициативы молодых учителей, педагогов. Особенно актуальны исследования по проблемам кочевых школ в условиях Арктики и этнопедагогизации деятельности кочевых школ народов Севера.

Наша совместная деятельность с Николай Дмитриевичем началась в ноябре 2013 года, когда меня назначили директором Педагогического института. Николай Дмитриевич – мудрый наставник, простой в общении, открытый человек, с которым можно всегда поговорить, обсудить проблемы и посоветоваться. Как это было важно мне новому руководителю. Николай Дмитриевич – человек высокой нравственности, неиссякаемой энергии и честности. Николай Дмитриевич многие годы работая заведующим кафедрой начального образования, руководителем магистерской программой, заместителем председателя диссертационного совета по педагогическим наукам внес огромный вклад в подготовке учителей начальных классов и создал научную школу, воспитал плеяду ученых, заложил традиции, которые сохраняются в современной науке и успешно реализуются в трудах его учеников, продолжателей его дела.

Владимир Николаевич Егоров, кандидат педагогических наук:

Мы с Николаем Дмитриевичем знакомы давно, с 1973 года. С той поры и до сего дня мы с ним очень дружим и понимаем друг друга с полуслова. Это очень порядочный и хороший человек. После окончания ЯГУ мне пришлось работать учителем, организатором образования в школах Севера как Республики Саха (Якутия) так и далеко за ее пределами, в Красноярском крае, в Чукотском автономном округе и т.д. И за все эти годы мы не теряли связи с ним. Поскольку работая в разных школах Севера у меня накопился достаточный опыт работы и знания условий жизни этих мест, то однажды мой друг Николай Дмитриевич сказал: хватит, надо систематизировать накопленный практический материал и оформить диссертационную работу. Порекомендовал стать соискателем, и согласился быть научным руководителем. В 1996 году мы с ним поехали в научную экспедицию в Анабарский, Оленекский улусы, где изучили опыт кочевых школ. В 1998 году завершил оформление диссертационной работы и в 1999 году под руководством Николая Дмитриевича успешно зашитил диссертацию. Считаю, что мне очень повезло встретить такого человека, как мой друг в далеком 1973 году и я счастливый человек. Под руководством Николая Дмитриевича Неустроева выросла целая плеяда научных деятелей для РС(Я). Я горжусь своим другом.

Туйаара Алексеевна Шергина, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры начального образования:

Под руководством Николая Дмитриевича язащитила кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические условия модернизацииобразовательного процесса сельской малокомплектной школы (на примере РеспубликиСаха (Якутия)» в Забайкальском государственном университете. За все время нашей совместной работы Николай Дмитриевич, как руководитель, оказывал огромную помощь в моей научной работе, направлял, помогал и давал консультации. В 2011 г. им было
поддержано создание при кафедре учебно-научной экспериментальной лаборатории этнокультурного образования. ЛЭКО внес весомый вклад в процесс формирования профессиональной компетенции учителей начальных классов. Силами учебно-научной лаборатории этнокультурного образования осуществлялись подготовка, переподготовка и консультирование учителей по инновационным технологиям этнокультурного образования на основе принципа культуросообразности образовательного процесса. Выражая огромную благодарность, поздравляю уважаемого Николая Дмитриевича со знаменательной датой — 75-летием и желаю здоровья, бодрости, благополучия и долгих лет жизни.

Анна Семеновна Сакердонова, старший преподаватель кафедры начального  образования Педагогического института СВФУ:

В моем становлении как педагога Николай Дмитриевич Неустроев, сыграл огромную роль. Своим примером он прививал нам, будущим учителям, такие понятия как доброта, любовь и уважение к людям, как истинные качества настоящего педагога. Николай Дмитриевич обладает редким качеством уметь видеть в каждом человеке личность, к которому надо относиться уважительно при любых ситуациях. Он учил нас быть профессионально компетентными в воспитании детей, заключающимися в человеческой порядочности, в грамотном и творческом подходе к работе, в усердном и непрестанном освоении новых знаний, необходимых для успешной работы. Ныне Николай Дмитриевич мой коллега, чей богатый опыт и знания заслуживают высоких похвал.

Еще в студенческие годы Николай Дмитриевич, будучи моим преподавателем, говорил, что учитель – это человек, который учится всю жизнь. Вопрос о поступлении в аспирантуру и выбора научного руководителя моей диссертационной работы даже не стоял. Несомненно, Николай Дмитриевич – грамотный руководитель, профессионал своего дела. Под его чутким руководством защитили свои научные труды немало  поколений педагогической элиты Республики Саха (Якутия). К нему всегда можно обратиться за советом, он всегда уважительно, доброжелательно ведет беседы и обязательно дает дельные рекомендации. Николай Дмитриевич, примите мои искренние поздравления с юбилеем! Вы мудрый наставник, самый человечный человек, всегда с молодой душой. Таким Вы были, когда я пришла студенткой в институт, и остаетесь таким и посей день, и по-прежнему хочется у Вас учиться. Огромная Вам благодарность! Крепкого здоровья, счастья и дальнейших творческих лет!

Алина Васильевна Оконешникова, доцент кафедры ПИ:

Знаю Николая Дмитриевича с 80-х  годов, когда стали создавать педагогический факультет. Дмитрий Алексеевич Данилов, назначенный деканом, стал подбирать кадры. Вначале нас было совсем немного. Николай Дмитриевич ведал партийными делами, вместе с Дмитрием Алексеевичес и профоргом руководили работой факультета. Мы выступали зачинателями интересных дел, и руководство во всем нас поддерживало нас. Так, мы создали Комнату боевой и трудовой славы, стали проводить Уроки мужества. Николай Дмитриевич всегда был добр, внимателен, терпелив, весел, понимал шутки, поэтому работать с ним было легко и приятно. Когда Николай Дмитриевич стал заведующим кафедрой, благодаря ему на кафедре воцарилась доброжелательная обстановка, взаимопонимание.

Октябрь 2018 г.

     

Беседа Неустроева Н.Д., д.п.н., профессора СВФУ с М.Е. Винокуровой, к.п.н.

Источник: Маргарита Егоровна Винокурова, кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования РС(Я), член СЖ РФ.
 
По теме
11 октября в возрасте 85 лет ушел из жизни Заслуженный деятель науки РФ и РС (Я), почетный работник высшего образования РФ, кавалер ордена Дружбы, доктор ветеринарных наук, профессор Решетников Иван Саввич.
Сегодня, в День учителя, в Доме правительства Якутии по традиции состоялось чествование лучших представителей педагогической профессии республики.
Дорогие педагоги! Дорогие ветераны педагогического труда! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником  – Днём учителя!
Дорогие педагоги! Дорогие ветераны педагогического труда! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником  – Днём учителя!
Северо-Восточный федеральный университет вошел в Медную лигу рейтинга топ-500 лучших вузов по естественным наукам международного агентства Round University Ranking 2018, поднявшись на 26 позиций в мировом рейтинге.
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)