Летом жителей Оймяконского и Томпонского районов отделяют от выхода на транспортные артерии запада и востока страны две переправы. Наибольшие неудобства и потерю времени доставляет водителям паромная переправа через реку Алдан в районе села Кескил, что в 28 километрах от поселка Хандыга.
В погоне за прибылью – на людей наплевать!
Казалось бы, и паромов здесь ходит достаточно (в настоящее время шесть), однако перебраться с берега на берег для автомобилистов проблематично. Так, расписание движения соблюдается только в восемь часов утра и в восемь часов вечера. Вот уже много лет Томпонская администрация, откликаясь на жалобы населения, убеждает перевозчиков наладить процесс обслуживания, но — тщетно.
К примеру, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье народ массово возвращается из города именно после обеда, но судовладельцы не хотят идти навстречу людям. В погоне за прибылью они заставляют свои команды работать только при полном заполнении паромов.
Люди вынуждены под дождем или под палящим солнцем, съедаемые полчищами комаров и гнуса, ждать до 20 часов, пока на следующем судне будет полная загрузка.
Часто водители, подъехавшие после обеда, видят, что забитый под завязку техникой паром уже отчалил, и вынуждены под дождем или под палящим солнцем, съедаемые полчищами комаров и гнуса, ждать до 20 часов, пока на следующем судне будет полная загрузка. А паромы-то все разные по вместимости, и горе тем, кто «подгадает» под большой паром, например, «Дорожник» или «Поиск»! Их наполнения приходится ждать очень долго. Ожидание отравляется еще и тем, что на причалах нет никаких элементарных удобств и торговых точек.
Справедливости ради отмечу, что капитаны небольших паромов порой бывают готовы идти с небольшой загрузкой, но этому всячески препятствуют экипажи теплоходов «Ермак» и «Кодр», принадлежащих судовладельцу Надежде Варгановой. Очевидно, напуганные сгоревшим два года назад «пришлым» паромом, причина возгорания на котором так и не установлена, они не могут дать ей достойный отпор.
Не в состоянии поставить на место зарвавшуюся предпринимательницу и районная администрация. Команды этих судов, видимо, с указания и одобрения Варгановой, ведут собственную политику по максимальному зарабатыванию денег, а на водителей и пассажиров, по их же словам, им наплевать!
Безалаберность едва не привела к беде
В июне этого года безответственные действия команды парома «Ермак» под руководством капитана Алексея Скударнова едва не привели к крупному ЧП.
К трем часам дня на берегу собралось семь легковых автомобилей. На свободный причал подошел паром «Ермак», на вопрос водителей: «Когда пойдете на Кескил?» он ответил, мол, в 20.00. Часа через полтора подошел небольшой паром, капитан которого был согласен везти эти семь машин, но команда «Ермака» не разрешила ему это сделать.
В 20.00 я сам пошел на паром узнать, почему не начинается погрузка? Один из членов команды сказал, что начнут в 20.30, потому что они якобы ждут еще какую-то «свою» машину. Я возмутился: «Время подошло, мы и так долго ждали, нужно придерживаться расписания!» В ответ этот член команды, а затем и вышедший капитан стали хамить и говорить, что они никому ничего не должны, никому не подчиняются, а на расписание, районную администрацию и автомобилистов им попросту плевать.
После меня на паром с вопросом: «Почему не грузимся?» пошла очень уважаемая в Хандыге женщина-врач, ей тоже нагрубили, и она, расстроенная, вернулась на берег. Наконец пришла долгожданная «своя» грузовая машина, и в девять вечера мы двинулись в путь. Во время движения один из членов команды прошел между машин, собрал деньги, но билета либо кассового чека за проезд я так и не дождался.
Когда через полтора часа мы стали подходить к причалу на другом берегу, стало очевидно, что впереди, прямо по курсу, путь нам преграждает большой плавучий остров из крупных деревьев, коряг, мусора и т.д. Расстояние до него было метров 150. Я был уверен, что паром сейчас начнет обходить это препятствие или хотя бы сбавит ход. Ведь не заметить надвигающуюся опасность с высоты рубки рулевой или капитан просто не могли!
Но судно продолжало идти прямо и на полном ходу влетело в бревна, которые, простучав по днищу парома, попали под катер и винт. Паром встал, и нас сразу же потащило с фарватера в несудоходную Сасыльскую протоку.
Команда «Ермака» в панике призвала на помощь другой катер, и он, буквально в последний момент, сумел прижать нас к берегу в единственном месте, где можно было произвести выгрузку автотранспорта. Нам всем, находящимся на пароме, крупно повезло, что бревна не пробили корпус, иначе все могло закончиться трагедией…
Полагаю, за такие случаи судовладельцев необходимо лишать лицензии на право перевозки машин и пассажиров. Вот только кто это сделает? Они ведь частники и никому не подчиняются! Неужели Минтранс республики, транспортная прокуратура и многочисленные контролирующие органы не в состоянии навести порядок на алданской переправе и покончить с многолетним диктатом госпожи Варгановой? Или все будут ждать, пока на реке Алдан не случится очередное ЧП или даже катастрофа?
Юрий ВЬЕ-ТАН-ГИ,
член Союза журналистов России, п. Хандыга