Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
RSS   О проекте   Задать вопрос

От подиума до Ысыаха

От подиума до Ысыаха - Министерство культуры
Фото: sakha.gov.ru

Считанные дни остались до городского Ысыаха, и народ готовит свои праздничные наряды, с каждым годом все больше тяготея к национальному костюму. Эта тенденция видна невооруженным глазом и это не только придает празднику неповторимый колорит, но и особый смысл. Благодаря Ысыаху можно одеться в национальную одежду человеку любого статуса и профессии. Это уже выглядит делом обычным, хотя у любого явления есть свои зачинатели. И если говорить о национальном костюме, то они вошли в нашу жизнь благодаря якутским модельерам. Именно подиум, высокий стиль сделали якутский костюм престижным среди широких масс. Первыми, кто шагнул туда – на самый высокий уровень, на подиумы международных фестивалей и конкурсов, были Августина Филиппова, Светлана Петрова, Петр Яковлев, Лена Гоголева…Сегодня это известные художники-модельеры, каждый со своим стилем и предпочтениями. Они не просто рисуют, шьют, вышивают, фантазируют, но исследуют, анализируют и думают. Одежда, особенно, этническая, это всегда повод для вопросов и размышлений. Во время разговора с главным художником Саха театра Леной ГОГОЛЕВОЙ я убедилась в этом. Хотя мы встретились, чтобы поговорить о предстоящем в Якутске Евразийском конкурсе высокой моды «Этно Эрато», разговор получился намного шире.
 

— Лена Ивановна, якутские модельеры не первый раз участвуют в этом конкурсе и довольно успешно. Но у нас мало известно об этом крупном показе этнической моды, где участвует большое количество модельеров из Евразийских стран. Как Вы туда попали?
 

— Конкурс «Этно Эрато» действительно очень серьезный и собирает модельеров высокого уровня. Он проводится при московском правительстве уже тринадцатый год и желающих принять участие в нем очень много. Якутские модельеры почти ежегодно принимают участие, а самыми первыми были Светлана Петрова, после нее – Августина Филиппова. Они стали победителями в номинации «Костюм народов Севера». Петр Яковлев также участвовал в конкурсе. В последние годы с большим успехом представляла свои коллекции Лидия Будищева. Этот конкурс в нашей республике курировал Фонд «Лена-Евразия». Учредитель и руководитель фонда Лена Федорова выбирала наиболее интересных модельеров и вводила в курс дела, помогала найти в Москве якутских моделей, оказывала финансовую поддержку.
 

— Вы участвовали в номинации «Костюм народов Севера»?
 

— Да, это было в 2006 году. Помню, что было большое количество участников, а в нашей номинации было семь-восемь модельеров. Кроме этого были номинации «Новаторство в этно-стиле», «Лучший фольклорный костюм», «Костюм народов Средней Азии». У меня были очень тяжелые костюмы. Каждый весил по 7-8 кг, а всего их девять. Это были пальто из сукна с головными уборами. Конечно, она была театрализованная, и впоследствии вошла в коллекцию Саха театра. Это были костюмы представительского класса для показов и выездов.
 

В первый раз мы показали их в Монголии во время театрального фестиваля, куда поехали со спектаклем «Чингисхаан». После спектакля устроили показ мод, где кроме этих костюмов представили коллекцию бархатных платьев и ювелирных украшений «Чингисхаан». Это был фурор. Совершенно неизгладимое впечатление произвели эти вещи, которые демонстрировала наша молодая труппа. Тогда эта коллекция называлась «Легенда трех миров», а на «Этно Эрато» я переименовала ее в «Олонхо».
 

— Прошло уже достаточно много времени. Чем Вам запомнился конкурс?
 

— Мне очень понравилось, как наши студенты-якутяне болеют за республику. Они участвовали в показах и такгоголева этнодисциплинированно репетировали. Конкуренты были из Карелии, из Архангельска, но я очень хорошо помню, как в последний момент приехала девушка из Монголии. Было понятно, что моя коллекция самая выразительная, яркая и набрала самый высокий балл. Исход вроде бы был решен. Но на заключительном этапе победу присудили монгольской участнице. У нее были свои манекенщицы и хорошая коллекция из парчи, с высокими головными уборами, ручной отделкой, больше модельная, чем этническая.
 

— Странно, что она принимала участие в номинации «Северный костюм»?
 

— Она должна была участвовать в номинации «Восточный костюм», но там было такое количество участников, что ее перевели к нам. Хотя никакого отношения к северному костюму она не имеет. Моей коллекции дали спецприз «За оригинальность и интересную идею разработки». Фигурка «Этно Эрато» у меня есть. Победителями почти во всех номинациях стали иностранцы – монголы, китайцы…Все понимали, что это скорее всего – жест вежливости.
 

Потом мы с этой девушкой подружились. Так интересно получилось. Когда мы были в Монголии, она сидела в первом ряду на показе и кричала «браво» и «бис». Она очень известный в Монголии художник-модельер и делает носибельные коллекции.

 

— Скоро будет городской Ысыах. Женщины оденутся в национальную одежду. Все это хорошо, но иногда приходится видеть опошление национального костюма. Платья-халадаи ядовитых желтых, зеленых цветов – это уже порождение китайского рынка. Они искажают традиционный костюм и просто не всем к лицу.
 

— Я с вами совершенно согласна. Мы ставим немалое количество якутских спектаклей, а это всегда погружение в историю. Нам необходимо знать развитие костюма начиная с XVI века и до наших дней. Прослеживается четкая цветовая трансформация. Если в ранние времена были ровдуга, замша естественных, пастельных цветов натуральных красителей (травяные зеленые, оттенки золотисто-коричневого), то дальше стали появляться китайские шелка, которые в XVII-XVIII веках привозили купцы. Но как говорится, это две большие разницы – те китайские шелка и китайские шелка, которыми наводнен наш рынок сегодня. В те времена шелка красились натуральными красителями и конечно, не было ацетатных шелков, которые сейчас очень любят из-за доступности. Самый дешевый шелк какой? Китайский ацетатный и полиэстер. Это всегда кислотные оттенки. Кричащее безобразие.
 

— Что можно посоветовать?
 

— Дело же во вкусе. Это сразу заметно – мастерица, которая обладает внутренним тактом и дарованным ей природным вкусом, и та, у которой это отсутствует. Достаточно лишь посмотреть на их изделия. Конечно, можно сделать коллекцию из кислотных оттенков, но это уже будет молодежное направление. А женщинам в возрасте сам бог велел деликатно и трепетно относиться к костюму, который создавали предки. С достаточной долей внимания, с деликатностью в выборе цвета, фактуры ткани и отделки. Сейчас такой завал каких-то китайских бусинок, этих бесконечных фальшивых жемчугов. Но вспомним, какие материалы использовали наши предки. В основном, это были натуральные камни – бисер из коралла, бирюзы.  Коралл называли королек, и это совсем другой оттенок красного. Лет двадцать назад одна старушка-мастерица из Театра оперы и балета показала мне старинный якутский пояс. Там были огромные звенья из серебряных бляшек, с которых свисали подвески из натуральных бусинок. Это были кораллы, бирюза и по-моему, оникс. Такого я больше никогда не видела. Я просила ее продать эту вещь, но она ни в какую. И это понятно — пояс достался ей от предков. У меня тогда зародилась мысль, что надо бы создавать такие вещи, которые бы могли передаваться по наследству. С подлинными камнями, качественно выполненные и неповторимые, как этот пояс. У него и орнамент был особенный. Как сказала мастерица, сделан он был в Намском улусе.
 

Сейчас когда бываешь на Ысыахе, то увиденное вызывает очень противоречивые чувства. Я хотела бы предостеречь многих мастериц, чтобы так бездумно не использовали современные ткани. Мне кажется, если ты делаешь якутский костюм – надо быть ближе к той первозданной природе, которая заложена в старинном костюме. Надо брать ткань, руководствуясь в первую очередь качеством, а не ценой. Не на один же год шьются эти платья. У наших предков тоже была социальная градация, и одежда отражала ее. Как-то ко мне пришла одна дама и попросила — одолжите мне, пожалуйста, халадай, но только не такой, какой носили хамначитки. Надо же, какая умница, правильно совершенно. Конечно же, состоятельные женщины носили шелк-тафту, которая переливалась в несколько оттенков. Есть такие ткани, которые повторяют стиль ретро.
 

— Халадай появился с приходом русских. А что носили женщины до этого?
 

— Это конечно, влияние русского костюма. До этого носили замшевые вещи. У исследователя Носова есть таблица изменений костюма с XVI по XIX век. Там очень хорошо прослеживается, как костюм становился все более массивным и более объемным, и как появлялась другая фактура тканей. Сначала носили одежду из тонкой ровдуги, хорошо выделанной кожи. Тканевых вставок было мало и скорее всего их использовали, как орнаментальный декор. В прорезанную кожу вставляли тканевые кусочки. Короткие платья носили со штанами. Это то, что мы сейчас называем унисекс.
 

— Очень интересно. А почему бы не реконструировать такие вещи, не стилизовать их? Сейчас ведь носят женщины туники в арабском стиле.
 

— Почему бы и нет. Сегодня очень активно работают якутские модельеры. Но молодые модельеры увлеклись общей европейской модой. К сожалению, мало, кто из них работает в этно-стиле. Так, чтобы стилизовать национальные костюмы для прет-а-порте, создавать носибельные вещи.
 

— И более конструктивно подходить. Тот же покрой кимоно – он сейчас везде.
 

— Это очень правильное замечание. Я тоже думаю, что надо двигаться в этом направлении. В прошлом году я видела короткие платья с принтом «илин-кэбисэр». Принты в национальном стиле очень хорошо смотрятся. Мало, кто работает с кожей, потому что это очень трудоемкий материал. Надо все-таки вернуться к натуральным материалам. Особенно во время Ысыаха.
 

— Кто у нас сейчас работает в современном этно-стиле?
 

— Это уже новое поколение модельеров. Дора Николаева работает в этом направлении очень хорошо. Лидия Будищева, которая дважды или трижды была победителем «Этно Эрато». Я несколько раз была в жюри последних конкурсов «Саhар5а» и на мой взгляд, она — одна из самых интересных.
 

— Но это все для подиумов. А возможно создавать более повседневное для магазинов, потребителей?
 

— Это очень сложно, потому что нерентабельно. Такой костюм, как из нашей коллекции, будет стоить 50-60 тысяч рублей. Вряд ли это многим доступно. Сейчас бум на национальную, именно аутентичную одежду. Была на двух выставках в «Кружало», которые организовали к Ысыаху, и где ювелиры, дизайнеры, мастерицы, швеи предлагают различного уровня вещи. Там было огромное количество халадаев. Они уходили, как горячие пирожки. Поэтому мастерицы стали специально готовиться к такого рода выставкам.
 

— Не каждая женщина наденет халадай на Ысыах. Мне, например, сложно представить себя в таком наряде, но какой-нибудь аксессуар можно.
 

— Вы знаете, я тоже не представляла себя в национальном костюме. Но когда мы поехали во Францию презентовать наш Ысыах, то я одела пальто из своей коллекции и прекрасно себя чувствовала. Нас было несколько человек и мы возили коллекцию национальных костюмов и национальные сувениры. У нас был диск с праздником Ысыах, и на презентацию в Дом радио пришла богатая и интересная публика – профессура университета. Это было 4-5 лет назад в одном из фешенебельных районов Парижа. Когда у меня брали интервью для кабельного телеканала Парижа, а я как раз была в национальном костюме, ко мне подошла одна дама. Она из русских эмигрантов, имеет свою галерею в Париже. Она предложила мне устроить показ на сцене театра Пьера Кардена. Но надо было вкладывать серьезные деньги, поэтому это так и осталось предложением. Она сказала, что им интересна коллекция именно в этническом стиле, потому что гнаться за европейской модой — это совершенно бессмысленно. Она ушла на 100 лет вперед.
 

— Нам там делать нечего?
 

— Но тем не менее, видите наши современные модельеры увлекаются европейской модой. Поэтому мог бы интересный показ состояться, но я тогда не воспользовалась этим предложением. Мне кажется у нас есть материал, который можно показать на хорошем европейском уровне. Я бываю на Ысыахе и иногда вижу очень интересные вещи. Их не так много. Но есть.
 

— Если сравнивать с эвенским, эвенкийским, юкагирским костюмами, то они более аутентичны и выдержанны, хотя и шьются обычными мастерицами, простыми женщинами. Традиционная ровдуга, вышивка, нет кича, что нередко присутствует в якутских костюмах. Имею в виду его интерпретацию в широких слоях населения.
 

— Появление кича совершенно неизбежно. Время идет вперед, и ты не можешь остановиться только на этом. Любому художнику хочется создать что-то свое. Но можно оставаться в рамках традиционной конструкции костюма и тем не менее создать свое. Допустим, у меня есть пальто из кирпично-красного сукна, сшитое золотыми нитками и всеми оттенками золотистого шелка, с медными бляшками. Конструкция сохранена, но цвет и отделка нетрадиционные. При этом смотрится очень органично. Чисто этнический костюм, на мой взгляд, представляет ценность исключительно для музеев, выставок, научных исследований, для того, чтобы научить мастеров знать и понимать. Для современного человека стилизация неизбежна. У нас другое восприятие, мы совсем не в том мире живем, как наши предки.
 

— Может вопрос в психологии, а не только в доступности китайского шелка и фальшивых жемчугов. После долгой зимы людям хочется ярких цветов, блестящих украшений…
 

— Вкус надо воспитывать. Бывает и модельеру на подиуме не хватает вкуса. Идет просто подражательство, причем, вульгарное подражательство. Августина Филиппова создала свой стиль, яркий, театральный, у нее прекрасные вещи. Но у нее появились подражатели, у которых часто получается вульгарно. В конкурсе «Саhар5а» приходилось очень много отсеивать. Много безвкусицы, идет вульгаризация национального костюма. К сожалению, пока нет концептуальных модельеров, которые прогнозировали бы развитие якутского костюма в будущем. Но я надеюсь, что из такого количества модельеров они должны появиться. Это вопрос культурологический для серьезного искусствоведческого анализа.

 

Источник: ЯСИА

Похожие сюжеты
От подиума до Ысыаха - Якутск
22:56 26.06.2013 Министерство культуры
Фото: Дом Дружбы народов - Департамент по делам народов РС(Я)  Лауреатом Гран-при и обладателем приза Серебряный олень Первого Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» стала модельер   центра моды «Шилмэн Загвар»  из города Улан-Батор Батзаяа Хаймчиг.
01.07.2013 Департамент по делам народов РС(Я)
ИА SakhaLife В Якутске определены победители и лауреаты Первого Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
01.07.2013 ИА SakhaLife.Ru
Фото: Из Интернета - Департамент по делам народов РС(Я)  Вчера, 26 июня, в Доме дружбы народов им. А. Е. Кулаковского в Якутске прошли конкурсные показы  Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» по номинациям:
28.06.2013 Департамент по делам народов РС(Я)
Конкурс высокой моды «Этно-Эрато» в Якутске (фото) - Наше Время> Якутия. 27 июня. NVpress - C 25 по 30 июня в Якутске проходит Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
28.06.2013 Наше Время
Якутские мастера приняли участие в мастер-классе преподавателя Института национальной культуры Галины Лосевой - Департамент по делам народов РС(Я)  Мастер-класс художника-модельера, члена международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», лауреата государственной премии Республики Мордовия,
28.06.2013 Департамент по делам народов РС(Я)
Якутский национальный костюм не всем по карману - Наше Время> Якутия. 26 июня. NVpress - Соответствующий наряд, без сомнения, подчеркивает статус мероприятия, придает торжественный тон.
27.06.2013 Наше Время
В Якутске открылся конкурс национальных костюмов - 14.RuВ Якутске открылся Евразийский конкурс высокой моды «Этно Эрато», на котором представлены свыше 90 коллекций, созданных на основе национальных костюмов разных стран и народов,
27.06.2013 14.Ru
В Якутске открылся I Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» - Министерство культурыПервый Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» открылся парадом участников на сцене Дома дружбы народа им.
26.06.2013 Министерство культуры
В Якутск прибывают гости для участия в «Этно-Эрато» - Министерство культурыГости из зарубежных стран, а также регионов России и районов республики прибывают в Якутск для участия в I Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
25.06.2013 Министерство культуры
Егор Борисов поздравил жителей Якутии с национальным праздником Ысыах - Наше Время> Якутия. 21 июня. NVpress - Президент Якутии Егор Борисов поздравил жителей республики с национальным праздником Ысыах.
22.06.2013 Наше Время
_2C6dxn3mF0 - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Певица Прасковья Бояркина отличается от других артистов на якутской эстраде своей яркой индивидуальностью.
01.08.2013 SakhaPress.Ru
Свадебный стилист Николай Исак - Управление ЗАГС     28 июля во Дворце бракосочетания известный молодой парикмахер-стилист Николай Исак провел свой второй мастер-класс «Свадебный стилист».
29.07.2013 Управление ЗАГС
ItoU_OT2shM - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS. RU У каждого человека в гардеробе есть вещь, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.
29.07.2013 SakhaPress.Ru
Николай Исак раскрыл секреты свадебных причесок - ИА SakhaLife.RuИА SakhaLife 28 июля во Дворце бракосочетания известный молодой парикмахер-стилист Николай ИСАК провел свой второй мастер-класс «Свадебный стилист».
29.07.2013 ИА SakhaLife.Ru
ИА SakhaLife TOP SECRET - это известный бренд модной изысканной одежды, предназначенной для активных, молодых людей, которым не безразлична карьера и имидж,
17.07.2013 ИА SakhaLife.Ru
12 самых популярных звездных пар Якутии - Наше Время> Якутия. 15 июля. NVpress - Отношения между двумя творческими людьми – это всегда непросто.
16.07.2013 Наше Время
Депутат Федот Тумусов внес в Государственную Думу РФ законопроект №775554-6, в котором предлагает учитывать при сборе налогов сезонный характер работы водного транспорта на Крайнем Севере.
27.04.2015 ИА SakhaNews
В Санкт-Петербурге состоялись первые соревнования по якутским настольным играм - Якутское-Cаха ИАВ Санкт-Петербурге состоялся первый любительский турнир по якутским настольным играм, приуроченный ко Дню Республики Саха.
27.04.2015 Якутское-Cаха ИА
Определены победители предварительного голосования по главам в сельские поселения Таттинского улуса Подведены окончательные итоги предварительного голосования (праймериз) по отбору кандидатов от «Единой России» для по
26.04.2015 Единая Россия
Михаил Ершов предложил включить национальные виды спорта коренных народов России в программу I Всемирных Игр коренных народов мира - Государственное Собрание РС(Я)24 апреля 2015 года в рамках 14-й сессии Постоянного Форума ООН по делам коренных народов состоялось совещание по организации и проведению Первых всемирных Игр коренных народов мира.
27.04.2015 Государственное Собрание РС(Я)
Фото с места события из других источников. Большой автомобильный разборный мост построили в Якутии. Автор фото: sakha.gov.ru - YakutiaMedia.RuОбъект расположен на автомобильной дороге "Черкех – Дайа Аммата" В республике впервые построили Большой автомобильный разборный мост.
26.04.2015 YakutiaMedia.Ru