Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
RSS   О проекте   Задать вопрос

От подиума до Ысыаха

От подиума до Ысыаха - Министерство культуры
Фото: sakha.gov.ru

Считанные дни остались до городского Ысыаха, и народ готовит свои праздничные наряды, с каждым годом все больше тяготея к национальному костюму. Эта тенденция видна невооруженным глазом и это не только придает празднику неповторимый колорит, но и особый смысл. Благодаря Ысыаху можно одеться в национальную одежду человеку любого статуса и профессии. Это уже выглядит делом обычным, хотя у любого явления есть свои зачинатели. И если говорить о национальном костюме, то они вошли в нашу жизнь благодаря якутским модельерам. Именно подиум, высокий стиль сделали якутский костюм престижным среди широких масс. Первыми, кто шагнул туда – на самый высокий уровень, на подиумы международных фестивалей и конкурсов, были Августина Филиппова, Светлана Петрова, Петр Яковлев, Лена Гоголева…Сегодня это известные художники-модельеры, каждый со своим стилем и предпочтениями. Они не просто рисуют, шьют, вышивают, фантазируют, но исследуют, анализируют и думают. Одежда, особенно, этническая, это всегда повод для вопросов и размышлений. Во время разговора с главным художником Саха театра Леной ГОГОЛЕВОЙ я убедилась в этом. Хотя мы встретились, чтобы поговорить о предстоящем в Якутске Евразийском конкурсе высокой моды «Этно Эрато», разговор получился намного шире.
 

— Лена Ивановна, якутские модельеры не первый раз участвуют в этом конкурсе и довольно успешно. Но у нас мало известно об этом крупном показе этнической моды, где участвует большое количество модельеров из Евразийских стран. Как Вы туда попали?
 

— Конкурс «Этно Эрато» действительно очень серьезный и собирает модельеров высокого уровня. Он проводится при московском правительстве уже тринадцатый год и желающих принять участие в нем очень много. Якутские модельеры почти ежегодно принимают участие, а самыми первыми были Светлана Петрова, после нее – Августина Филиппова. Они стали победителями в номинации «Костюм народов Севера». Петр Яковлев также участвовал в конкурсе. В последние годы с большим успехом представляла свои коллекции Лидия Будищева. Этот конкурс в нашей республике курировал Фонд «Лена-Евразия». Учредитель и руководитель фонда Лена Федорова выбирала наиболее интересных модельеров и вводила в курс дела, помогала найти в Москве якутских моделей, оказывала финансовую поддержку.
 

— Вы участвовали в номинации «Костюм народов Севера»?
 

— Да, это было в 2006 году. Помню, что было большое количество участников, а в нашей номинации было семь-восемь модельеров. Кроме этого были номинации «Новаторство в этно-стиле», «Лучший фольклорный костюм», «Костюм народов Средней Азии». У меня были очень тяжелые костюмы. Каждый весил по 7-8 кг, а всего их девять. Это были пальто из сукна с головными уборами. Конечно, она была театрализованная, и впоследствии вошла в коллекцию Саха театра. Это были костюмы представительского класса для показов и выездов.
 

В первый раз мы показали их в Монголии во время театрального фестиваля, куда поехали со спектаклем «Чингисхаан». После спектакля устроили показ мод, где кроме этих костюмов представили коллекцию бархатных платьев и ювелирных украшений «Чингисхаан». Это был фурор. Совершенно неизгладимое впечатление произвели эти вещи, которые демонстрировала наша молодая труппа. Тогда эта коллекция называлась «Легенда трех миров», а на «Этно Эрато» я переименовала ее в «Олонхо».
 

— Прошло уже достаточно много времени. Чем Вам запомнился конкурс?
 

— Мне очень понравилось, как наши студенты-якутяне болеют за республику. Они участвовали в показах и такгоголева этнодисциплинированно репетировали. Конкуренты были из Карелии, из Архангельска, но я очень хорошо помню, как в последний момент приехала девушка из Монголии. Было понятно, что моя коллекция самая выразительная, яркая и набрала самый высокий балл. Исход вроде бы был решен. Но на заключительном этапе победу присудили монгольской участнице. У нее были свои манекенщицы и хорошая коллекция из парчи, с высокими головными уборами, ручной отделкой, больше модельная, чем этническая.
 

— Странно, что она принимала участие в номинации «Северный костюм»?
 

— Она должна была участвовать в номинации «Восточный костюм», но там было такое количество участников, что ее перевели к нам. Хотя никакого отношения к северному костюму она не имеет. Моей коллекции дали спецприз «За оригинальность и интересную идею разработки». Фигурка «Этно Эрато» у меня есть. Победителями почти во всех номинациях стали иностранцы – монголы, китайцы…Все понимали, что это скорее всего – жест вежливости.
 

Потом мы с этой девушкой подружились. Так интересно получилось. Когда мы были в Монголии, она сидела в первом ряду на показе и кричала «браво» и «бис». Она очень известный в Монголии художник-модельер и делает носибельные коллекции.

 

— Скоро будет городской Ысыах. Женщины оденутся в национальную одежду. Все это хорошо, но иногда приходится видеть опошление национального костюма. Платья-халадаи ядовитых желтых, зеленых цветов – это уже порождение китайского рынка. Они искажают традиционный костюм и просто не всем к лицу.
 

— Я с вами совершенно согласна. Мы ставим немалое количество якутских спектаклей, а это всегда погружение в историю. Нам необходимо знать развитие костюма начиная с XVI века и до наших дней. Прослеживается четкая цветовая трансформация. Если в ранние времена были ровдуга, замша естественных, пастельных цветов натуральных красителей (травяные зеленые, оттенки золотисто-коричневого), то дальше стали появляться китайские шелка, которые в XVII-XVIII веках привозили купцы. Но как говорится, это две большие разницы – те китайские шелка и китайские шелка, которыми наводнен наш рынок сегодня. В те времена шелка красились натуральными красителями и конечно, не было ацетатных шелков, которые сейчас очень любят из-за доступности. Самый дешевый шелк какой? Китайский ацетатный и полиэстер. Это всегда кислотные оттенки. Кричащее безобразие.
 

— Что можно посоветовать?
 

— Дело же во вкусе. Это сразу заметно – мастерица, которая обладает внутренним тактом и дарованным ей природным вкусом, и та, у которой это отсутствует. Достаточно лишь посмотреть на их изделия. Конечно, можно сделать коллекцию из кислотных оттенков, но это уже будет молодежное направление. А женщинам в возрасте сам бог велел деликатно и трепетно относиться к костюму, который создавали предки. С достаточной долей внимания, с деликатностью в выборе цвета, фактуры ткани и отделки. Сейчас такой завал каких-то китайских бусинок, этих бесконечных фальшивых жемчугов. Но вспомним, какие материалы использовали наши предки. В основном, это были натуральные камни – бисер из коралла, бирюзы.  Коралл называли королек, и это совсем другой оттенок красного. Лет двадцать назад одна старушка-мастерица из Театра оперы и балета показала мне старинный якутский пояс. Там были огромные звенья из серебряных бляшек, с которых свисали подвески из натуральных бусинок. Это были кораллы, бирюза и по-моему, оникс. Такого я больше никогда не видела. Я просила ее продать эту вещь, но она ни в какую. И это понятно — пояс достался ей от предков. У меня тогда зародилась мысль, что надо бы создавать такие вещи, которые бы могли передаваться по наследству. С подлинными камнями, качественно выполненные и неповторимые, как этот пояс. У него и орнамент был особенный. Как сказала мастерица, сделан он был в Намском улусе.
 

Сейчас когда бываешь на Ысыахе, то увиденное вызывает очень противоречивые чувства. Я хотела бы предостеречь многих мастериц, чтобы так бездумно не использовали современные ткани. Мне кажется, если ты делаешь якутский костюм – надо быть ближе к той первозданной природе, которая заложена в старинном костюме. Надо брать ткань, руководствуясь в первую очередь качеством, а не ценой. Не на один же год шьются эти платья. У наших предков тоже была социальная градация, и одежда отражала ее. Как-то ко мне пришла одна дама и попросила — одолжите мне, пожалуйста, халадай, но только не такой, какой носили хамначитки. Надо же, какая умница, правильно совершенно. Конечно же, состоятельные женщины носили шелк-тафту, которая переливалась в несколько оттенков. Есть такие ткани, которые повторяют стиль ретро.
 

— Халадай появился с приходом русских. А что носили женщины до этого?
 

— Это конечно, влияние русского костюма. До этого носили замшевые вещи. У исследователя Носова есть таблица изменений костюма с XVI по XIX век. Там очень хорошо прослеживается, как костюм становился все более массивным и более объемным, и как появлялась другая фактура тканей. Сначала носили одежду из тонкой ровдуги, хорошо выделанной кожи. Тканевых вставок было мало и скорее всего их использовали, как орнаментальный декор. В прорезанную кожу вставляли тканевые кусочки. Короткие платья носили со штанами. Это то, что мы сейчас называем унисекс.
 

— Очень интересно. А почему бы не реконструировать такие вещи, не стилизовать их? Сейчас ведь носят женщины туники в арабском стиле.
 

— Почему бы и нет. Сегодня очень активно работают якутские модельеры. Но молодые модельеры увлеклись общей европейской модой. К сожалению, мало, кто из них работает в этно-стиле. Так, чтобы стилизовать национальные костюмы для прет-а-порте, создавать носибельные вещи.
 

— И более конструктивно подходить. Тот же покрой кимоно – он сейчас везде.
 

— Это очень правильное замечание. Я тоже думаю, что надо двигаться в этом направлении. В прошлом году я видела короткие платья с принтом «илин-кэбисэр». Принты в национальном стиле очень хорошо смотрятся. Мало, кто работает с кожей, потому что это очень трудоемкий материал. Надо все-таки вернуться к натуральным материалам. Особенно во время Ысыаха.
 

— Кто у нас сейчас работает в современном этно-стиле?
 

— Это уже новое поколение модельеров. Дора Николаева работает в этом направлении очень хорошо. Лидия Будищева, которая дважды или трижды была победителем «Этно Эрато». Я несколько раз была в жюри последних конкурсов «Саhар5а» и на мой взгляд, она — одна из самых интересных.
 

— Но это все для подиумов. А возможно создавать более повседневное для магазинов, потребителей?
 

— Это очень сложно, потому что нерентабельно. Такой костюм, как из нашей коллекции, будет стоить 50-60 тысяч рублей. Вряд ли это многим доступно. Сейчас бум на национальную, именно аутентичную одежду. Была на двух выставках в «Кружало», которые организовали к Ысыаху, и где ювелиры, дизайнеры, мастерицы, швеи предлагают различного уровня вещи. Там было огромное количество халадаев. Они уходили, как горячие пирожки. Поэтому мастерицы стали специально готовиться к такого рода выставкам.
 

— Не каждая женщина наденет халадай на Ысыах. Мне, например, сложно представить себя в таком наряде, но какой-нибудь аксессуар можно.
 

— Вы знаете, я тоже не представляла себя в национальном костюме. Но когда мы поехали во Францию презентовать наш Ысыах, то я одела пальто из своей коллекции и прекрасно себя чувствовала. Нас было несколько человек и мы возили коллекцию национальных костюмов и национальные сувениры. У нас был диск с праздником Ысыах, и на презентацию в Дом радио пришла богатая и интересная публика – профессура университета. Это было 4-5 лет назад в одном из фешенебельных районов Парижа. Когда у меня брали интервью для кабельного телеканала Парижа, а я как раз была в национальном костюме, ко мне подошла одна дама. Она из русских эмигрантов, имеет свою галерею в Париже. Она предложила мне устроить показ на сцене театра Пьера Кардена. Но надо было вкладывать серьезные деньги, поэтому это так и осталось предложением. Она сказала, что им интересна коллекция именно в этническом стиле, потому что гнаться за европейской модой — это совершенно бессмысленно. Она ушла на 100 лет вперед.
 

— Нам там делать нечего?
 

— Но тем не менее, видите наши современные модельеры увлекаются европейской модой. Поэтому мог бы интересный показ состояться, но я тогда не воспользовалась этим предложением. Мне кажется у нас есть материал, который можно показать на хорошем европейском уровне. Я бываю на Ысыахе и иногда вижу очень интересные вещи. Их не так много. Но есть.
 

— Если сравнивать с эвенским, эвенкийским, юкагирским костюмами, то они более аутентичны и выдержанны, хотя и шьются обычными мастерицами, простыми женщинами. Традиционная ровдуга, вышивка, нет кича, что нередко присутствует в якутских костюмах. Имею в виду его интерпретацию в широких слоях населения.
 

— Появление кича совершенно неизбежно. Время идет вперед, и ты не можешь остановиться только на этом. Любому художнику хочется создать что-то свое. Но можно оставаться в рамках традиционной конструкции костюма и тем не менее создать свое. Допустим, у меня есть пальто из кирпично-красного сукна, сшитое золотыми нитками и всеми оттенками золотистого шелка, с медными бляшками. Конструкция сохранена, но цвет и отделка нетрадиционные. При этом смотрится очень органично. Чисто этнический костюм, на мой взгляд, представляет ценность исключительно для музеев, выставок, научных исследований, для того, чтобы научить мастеров знать и понимать. Для современного человека стилизация неизбежна. У нас другое восприятие, мы совсем не в том мире живем, как наши предки.
 

— Может вопрос в психологии, а не только в доступности китайского шелка и фальшивых жемчугов. После долгой зимы людям хочется ярких цветов, блестящих украшений…
 

— Вкус надо воспитывать. Бывает и модельеру на подиуме не хватает вкуса. Идет просто подражательство, причем, вульгарное подражательство. Августина Филиппова создала свой стиль, яркий, театральный, у нее прекрасные вещи. Но у нее появились подражатели, у которых часто получается вульгарно. В конкурсе «Саhар5а» приходилось очень много отсеивать. Много безвкусицы, идет вульгаризация национального костюма. К сожалению, пока нет концептуальных модельеров, которые прогнозировали бы развитие якутского костюма в будущем. Но я надеюсь, что из такого количества модельеров они должны появиться. Это вопрос культурологический для серьезного искусствоведческого анализа.

 

Источник: ЯСИА

Похожие сюжеты
От подиума до Ысыаха - Якутск
22:56 26.06.2013 Министерство культуры
Фото: Дом Дружбы народов - Департамент по делам народов РС(Я)  Лауреатом Гран-при и обладателем приза Серебряный олень Первого Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» стала модельер   центра моды «Шилмэн Загвар»  из города Улан-Батор Батзаяа Хаймчиг.
01.07.2013 Департамент по делам народов РС(Я)
ИА SakhaLife В Якутске определены победители и лауреаты Первого Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
01.07.2013 ИА SakhaLife.Ru
Фото: Из Интернета - Департамент по делам народов РС(Я)  Вчера, 26 июня, в Доме дружбы народов им. А. Е. Кулаковского в Якутске прошли конкурсные показы  Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» по номинациям:
28.06.2013 Департамент по делам народов РС(Я)
Конкурс высокой моды «Этно-Эрато» в Якутске (фото) - Наше Время> Якутия. 27 июня. NVpress - C 25 по 30 июня в Якутске проходит Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
28.06.2013 Наше Время
Якутские мастера приняли участие в мастер-классе преподавателя Института национальной культуры Галины Лосевой - Департамент по делам народов РС(Я)  Мастер-класс художника-модельера, члена международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», лауреата государственной премии Республики Мордовия,
28.06.2013 Департамент по делам народов РС(Я)
Якутский национальный костюм не всем по карману - Наше Время> Якутия. 26 июня. NVpress - Соответствующий наряд, без сомнения, подчеркивает статус мероприятия, придает торжественный тон.
27.06.2013 Наше Время
В Якутске открылся конкурс национальных костюмов - 14.RuВ Якутске открылся Евразийский конкурс высокой моды «Этно Эрато», на котором представлены свыше 90 коллекций, созданных на основе национальных костюмов разных стран и народов,
27.06.2013 14.Ru
В Якутске открылся I Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» - Министерство культурыПервый Евразийский конкурс высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» открылся парадом участников на сцене Дома дружбы народа им.
26.06.2013 Министерство культуры
В Якутск прибывают гости для участия в «Этно-Эрато» - Министерство культурыГости из зарубежных стран, а также регионов России и районов республики прибывают в Якутск для участия в I Евразийском конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
25.06.2013 Министерство культуры
Егор Борисов поздравил жителей Якутии с национальным праздником Ысыах - Наше Время> Якутия. 21 июня. NVpress - Президент Якутии Егор Борисов поздравил жителей республики с национальным праздником Ысыах.
22.06.2013 Наше Время
_2C6dxn3mF0 - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Певица Прасковья Бояркина отличается от других артистов на якутской эстраде своей яркой индивидуальностью.
01.08.2013 SakhaPress.Ru
Свадебный стилист Николай Исак - Управление ЗАГС     28 июля во Дворце бракосочетания известный молодой парикмахер-стилист Николай Исак провел свой второй мастер-класс «Свадебный стилист».
29.07.2013 Управление ЗАГС
ItoU_OT2shM - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS. RU У каждого человека в гардеробе есть вещь, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.
29.07.2013 SakhaPress.Ru
Николай Исак раскрыл секреты свадебных причесок - ИА SakhaLife.RuИА SakhaLife 28 июля во Дворце бракосочетания известный молодой парикмахер-стилист Николай ИСАК провел свой второй мастер-класс «Свадебный стилист».
29.07.2013 ИА SakhaLife.Ru
ИА SakhaLife TOP SECRET - это известный бренд модной изысканной одежды, предназначенной для активных, молодых людей, которым не безразлична карьера и имидж,
17.07.2013 ИА SakhaLife.Ru
12 самых популярных звездных пар Якутии - Наше Время> Якутия. 15 июля. NVpress - Отношения между двумя творческими людьми – это всегда непросто.
16.07.2013 Наше Время
Навигация 2014 завершена. - Министерство транспорта Сегодня состоялась коллегия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Государственного комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).
31.10.2014 Министерство транспорта
Поздравление местного отделения Партии с наступающим праздником Днем народного единства - Единая РоссияДорогие жители Республики Саха (Якутия), Уважаемые однопартийцы!   От имени членов Верхневилюйского местного отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поздравляю с Днем народного единства!
31.10.2014 Единая Россия
В Якутске связисты  померились силами  в настольном теннисе - ИА SakhaNewsИА SakhaNews. В Якутске связисты померились силами в настольном теннисе.
31.10.2014 ИА SakhaNews
JPG Файл - МВД Республики Саха (Якутия)Первое дорожно-транспортное происшествие произошло в 16 часов 30 минут на перекрестке ул.
31.10.2014 МВД Республики Саха (Якутия)
Обсуждены проблемы одиноких отцов - Управление ЗАГС     31 октября 2014г. ГКУ РС (Я) «Республиканский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» проведено заседание круглого стола «Роль отца в воспитании ребенка»,
31.10.2014 Управление ЗАГС