О результатах рассмотрения жалобы ООО «Изидолг» на действия заказчика «с. Верхневилюйск», уполномоченного органа АМР «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу № 06-282/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

г. Якутск                                                                                                                                                                                                                                                  13 апреля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также – Комиссия антимонопольного органа), в составе:

<…> – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

<…> – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;

<…> – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС Росси, члена Комиссии,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Изидолг» (далее также – ООО «Изидолг», Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;

от заказчика сельской администрации муниципального образования «село Верхневилюйск» муниципального района «Верхневилюйский улус (район) РС(Я) (далее также – АМО «с. Верхневилюйск», заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;

от уполномоченного органа администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее также – АМР «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я), уполномоченный орган): не явились, уведомлены надлежащим образом;

рассмотрев жалобу ООО «Изидолг» на действия заказчика «с. Верхневилюйск», уполномоченного органа АМР «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта ул. Марфы Потаповой и Пушкина МО "с. Верхневилюйск"  (изв. № 0116300007018000124), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалоба ООО «Изидолг» на действия заказчика АМО «с. Верхневилюйск», уполномоченного органа АМР «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта ул. Марфы Потаповой и Пушкина МО "с. Верхневилюйск"  (изв. № 0116300007018000124).

Из текста жалобы следует, что ООО «Изидолг» обжалует следующее.

1. Установление неправомерных требований о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, при том, что для участия в закупке соответствующее ограничение не установлено.

2. Установление в Описании объекта закупки требований к квалификации исполнителя.

3. Не установление требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации.

Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.

Из письменных пояснений АМО «с. Верхневилюйск» следует, что заказчик с жалобой не согласен по следующим основаниям.

1. Для участия в закупке ограничения/преимущества для субъектов малого предпринимательства/социально ориентированных некоммерческих организаций не установлены, участникам закупки не нужно предоставлять соответствующую декларацию.

2. Требование о подтверждении участниками закупки своей квалификации в составе заявок не установлено.

  3. Предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту улиц, в связи с чем, требование о членстве участников закупки в саморегулируемой организации и предоставлении ими соответствующей выписки не установлено.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

  1. извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) – 20.03.2018 года;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 6  050  332,00  рублей;

4) на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка;

5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан не состоявшимся;

6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия считает жалобу ООО «Изидолг» необоснованной на основании следующего .

1. Заявитель обжалует установление неправомерных требований о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, при том, что для участия в закупке соответствующее ограничение не установлено

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 названной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок , которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям .

Материалами дела установлено, что ни в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение ремонта ул. Марфы Потаповой и Пушкина МО "с. Верхневилюйск" № 0116300007018000124, ни в документации об электронном аукционе соответствующее ограничение не установлено.

В соответствии с пунктом 7 подраздела 2 «Вторая часть заявки» раздела 2 «Инструкция по заполнению заявки» части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» документации об электронном аукционе в составе второй части заявки участник закупки должен представить декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Изучив требования к составу заявок, установленные в рамках рассматриваемой закупки, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что требование о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, либо социально-ориентированным некоммерческим организациям действует лишь в случае установления соответствующих ограничений/преимуществ участникам закупки.

Между тем, в извещении о проведении закупки информация об установленном ограничении отсутствует, а в пункте 29 раздела 1 «Информационная карта» части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» имеется прямое указание на то, что данное ограничение для участия в рассматриваемой закупке не установлено.

При изложенных обстоятельствах, первый довод жалобы ООО «Изидолг» не находит подтверждения и признается необоснованным .

2. Также заявителем обжалуется установление в Описании объекта закупки аукционной документации требований к квалификации исполнителя.

Перечень требований, устанавливаемых к участникам закупок, определен статьей 31 Закона о контрактной системе.

Так, частью 1 названной статьи установлены обязательные требования, которым должны соответствовать участники закупок, а частью 2 – перечень дополнительных требований, устанавливаемых к участникам закупки в зависимости от предмета контракта, на право заключения которого проводится закупка.

Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Требования к составу первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе установлены частями 3-5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

  Так, в первых частях заявок участникам электронного аукциона надлежит представить сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, в соответствии с показателями, установленными в Описании объекта закупки, а во вторых частях заявок – помимо прочего, документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям, в том числе, подтверждающие наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

Порядок отбора участников закупки в форме электронного аукциона, определен статьями 67 и 69 Закона о контрактной системе.

Так, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Таким образом, аукционная комиссия, при рассмотрении заявок руководствуется положениями аукционной документации, устанавливающей, в том числе, требования к составу заявок.

Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Материалами дела установлено, что в пункте 14 «Требования к квалификации исполнителя» части 2 аукционной документации установлено следующее: «подрядчик для производства строительно-монтажных работ должен иметь персонал, имеющий квалификацию и опыт работы не менее 1 года, соответствующие выполняемым работам».

Между тем, в разделах 1 «Информационная карта», 2 «Инструкция по заполнению заявки» части 1 «Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки» документации об электронном аукционе отсутствует информация об установленных к участникам закупки требованиях о наличии персонала, имеющего квалификацию и опыт работы не менее 1 года, соответствующие выполняемым работам, также отсутствует требование о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих наличие у участников закупки такого персонала.

Следовательно требование, установленное в пункте 14 части 2 «Описание объекта закупки», является требованием к выполнению работ, но не к участникам закупки и не к составу их заявок.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В рассматриваемом случае довод жалобы в части установления излишних требований о наличии у участников закупки квалифицированного персонала предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы участников закупки.

Следовательно, учитывая положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для оформления и подачи заявки на участие в закупке.

Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов действиями заказчика/уполномоченного органа по Описанию объекта закупки, участника закупки ООО «Изидолг».

При изложенных обстоятельствах, второй довод жалобы ООО «Изидолг» признается необоснованным .

3. Заявитель обжалует не установление требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 ( при наличии такого требования ) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 ( при наличии таких требований ) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что в том случае, если выполнение работ, являющихся предметом электронного аукциона, требует наличия у исполнителя (подрядчика) разрешительных документов, дающих право на осуществление определенного вида деятельности , заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требование о наличии таких документов и предоставлении их (их копий) в составе заявок на участие в электронном аукционе .

Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также – СРО), если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.

В силу части 1 статьи 55.17 ГрК РФ СРО обязана вести реестр членов саморегулируемой организации. Ведение такого реестра может осуществляться в составе единого реестра членов СРО при условии размещения СРО такого реестра членов СРО на своем сайте в сети "Интернет".

Согласно части 2 статьи 55.17 ГрК РФ в реестре членов СРО наряду с информацией, предусмотренной Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", в отношении каждого ее члена должна содержаться следующая информация:

- сведения о наличии у члена СРО права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров;

- сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

- сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Частью 5 статьи 55.17 ГрК РФ определено, что форма выписки из реестра членов СРО устанавливается органом надзора за СРО.

Таким образом, специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства , подтверждается членством в СРО, а подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.

Вместе с тем, из письменных пояснений заказчика следует, что предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту улиц.

При изложенных обстоятельствах, в связи с тем, что положениями ГрК РФ требование о членстве в СРО лиц, выполняющих работы по текущему ремонту объектов капитального строительства не установлено , действия заказчика/уполномоченного органа по не установлению соответствующих требований к участникам закупки, а также составу их заявок на участие в электронном аукционе, признаются правомерными и не противоречащими положениям законодательства о контрактной системе.

Третий довод жалобы ООО «Изидолг» признается необоснованным.

Жалоба ООО «Изидолг» признается необоснованной в полном объеме .    

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу ООО «Изидолг» на действия заказчика АМО «с. Верхневилюйск», уполномоченного органа АМР «Верхневилюйский улус (район)» РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение ремонта ул. Марфы Потаповой и Пушкина МО "с. Верхневилюйск"(изв. № 0116300007018000124) необоснованной

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                                                                                                                         <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                                                                                                                                                                        <…>

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                              <…>

 
По теме
                                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)   Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-335/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере за
Окружная Администрация городского округа «Жатай»  исполнила предписания Якутского УФАС России   В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили обращения гр.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)   Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-283/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок   г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)   Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-292/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок   г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)   Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-293/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок   г.
Настоящим, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доводит до сведения  участников закупки, осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц, заказчиков,
  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)   Р Е Ш Е Н И Е по делу № 06-281/18 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок   г.
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru