Очарованные чороном

IMG_1015
Работает народный мастер Афанасий Лопатин
Актриса и режиссер Сахатеатра Матрена Корнилова озвучивает текст
IMG_2049
IMG_1845
IMG_1844
IMG_1517
IMG_1506
IMG_1503
IMG_1495
IMG_1624
Фото: sakhalife.ru

… Карандаш мастерицы едва касается острием выпуклого бока белоснежного, с золотым и зеленым орнаментом чорона. Точными движениями она набрасывает абрис Синских скал и реки Синяя. Потом волшебные перо и кисточка художницы расцвечивают красками получившийся пейзаж. И вдруг нарисованная река… на глазах оживает. Буквально! Тысячелетние скалы лениво подставляют солнцу свои  шершавые бока. Шелестят на ветру деревья. И все это обнимает глубокое северное небо… 

А вот – наоборот: табун лошадей стремительно несется по зеленому ковру алааса. И внезапно… «отпечатывается» на чороне остановившимся мгновеньем. Прекрасным. (Как не вспомнить Гете?).

Неудивительно, что зрители, посмотревшие в минувшие выходные по НВК и Саха 24 новый документальный фильм «Чороон – история и современность» творческого объединения «КЭМвидео», не удержались и тоже отметили это в своих сообщениях: «Здорово! Особенно впечатлили Синские скалы на чороне, ставшие настоящими, и бегущие лошади, которые превращаются в рисунок. Просто сногсшибательно!»…

От глины – к фарфору

И это – не единственная похвала создателям. В восхищенных отзывах – вся палитра эмоций, от бесхитростного, но такого искреннего: «Во время ужина включили телевизор и… даже про еду забыли! Смотрели, затаив дыхание!» до ярко выраженной национальной гордости за земляков, снявших фильм: «Прекрасное кино с ⁠⁠⁠⁠глубоким содержанием, богатым материалом, якутским духом и особым строем. Эта работа достойна того, чтобы быть показанной не только в России, но и за рубежом»…

Работает народный мастер Афанасий Лопатин

 

«Чороон – история и современность», по сути, является экранным продолжением одноименной книги, изданной фирмой «Чороон ХХI век» два года назад. Как признается директор Софья Попова, к 15-летию своего предприятия, выпускающего якутскую посуду и в первую очередь чороны, хотелось чего-то особенного, в полном смысле слова юбилейного. И это особенное появилось.

Софья Трофимовна долго не могла сделать выбор съемочной группы, но, однажды, увидев по НВК документальный фильм «КЭМвидео», посвященный «Алмазам Анабара», поняла: то, что надо! Не отводила глаз от экрана до последнего кадра – ждала титры, чтобы узнать авторов.

Не зря.

28-минутный «Чороон…» – это не только ретроспективное погружение с показом и подробным описанием музейных экспонатов, с цитатами из трудов академика Алексея Окладникова и этнографа Якова Линденау, с фотографиями знаменитого исследователя народов Сибири и Дальнего Востока, антрополога и лингвиста Владимира Йохельсона. Не только увлекательная документалистика и подробная, от древности до наших дней, история священного кубка, являющегося ключевым символом традиционной якутской культуры.

Это и «тайны раскопок» от известного археолога, доктора исторических наук, профессора Розалии Бравиной. И раскрытие профессиональных секретов носителями традиций, народными мастерами Борисом Неустроевым – Мандар Уус и Афанасием Лопатиным. И благословение народной целительницы Доры Кобяковой – Эдьиий Доры. И «портрет в интерьере» талантливого коллектива предприятия ООО «Чороон XXI век»…

Актриса и режиссер Сахатеатра Матрена Корнилова озвучивает текст

 

А еще это фильм – о мудрости. (Между прочим, имя  руководителя фирмы Софьи Поповой именно так с греческого и переводится!). А мудрость – в том, что Софья Трофимовна сделала все, чтобы вдохнуть новую жизнь в якутскую посуду, начиная с чорона, который у народа саха всегда наделялся сакральным значением. И ей это удалось. Причем, как подчеркивают в фильме народные мастера, использование фарфора (взамен дерева и глины) никоим образом не нарушает существующих канонов форм и орнаментики, что архиважно.

За производство фарфоровой якутской посуды еще в прошлом веке ратовал первый в республике художник-керамист Николай Шарапов. Однако только благодаря фирме «Чороон ХХI век» давно забытая техника вернулась в усовершенствованном виде и в производственных масштабах.

«Куосчут» Софья

… «В старину у якутов большим уважением пользовался ремесленник – «куосчут», что можно перевести как «гончар». Считалось, что далеко в Нижнем мире живет глубокий старец или старуха, которые занимаются гончарным делом. Говорили, что слово куосчута сильнее слова шамана или духа охоты Байаная. В древние времена в каждом роду были свои куосчуты (чаще всего пожилые женщины). При рождении младенца им приносили глину, чтобы они сделали горшок и по его качеству предопределили будущую судьбу ребенка. Если горшок выходил ладным, то и судьба у младенца будет хорошей. Я думаю, это глиняная посуда и есть символ буор-кут – духа земли», – рассказывает в фильме Розалия Бравина.

По словам режиссера и автора сценария Натальи Лопатиной, изначально в роли куосчут дьахтар планировалось снимать саму Софью Трофимовну, что было бы в высшей степени символически. К сожалению, не срослось по графику съемок, поскольку она часто находилась в отъезде.

Тем не менее, результатом глава фирмы-юбиляра очень довольна. В первую очередь, просветительским эффектом фильма, который призывает знать свою историю, сохранять традиции, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества, – народную мудрость, чистоту помыслов и духовную красоту.

«Именно этим занимается наше предприятие, – делится с телезрителями Софья Попова, проходя по цехам своего предприятия, где мастерицы расписывают и обжигают изделия. – Время движется, нужно идти в ногу с ним, в названии фирмы есть слова «ХХI век» –  все это не зря. Всесторонне изучая тему чорона, мы узнали, что у якутов были гончары, а теперь мы с помощью наших китайских партнеров совершили исторический виток – дарим миру качественную, выполненную по всем канонам красивую якутскую посуду.

Отрадно видеть, что якутяне стали ценить ручной труд. Я бесконечно благодарна своим сотрудникам и мастерам за то, что они вкладывают в работу душу. Теплота рук наших художников-мастеров входит в каждый дом. Они особенные, талантливые люди. Кажется, будто легко расписывать, многие приходят, пробуют, и… уходят. Остаются лишь те, кто предан делу, кому близко якутское творчество, у кого душа понимает чорон. Покупая наши изделия, знайте – частичка их тепла будет с вами.

Огромная благодарность нашим постоянным консультантам, знатокам традиций – Мандар Уус, Афанасию Лопатину, Василию Протопопову. С их помощью мы донесем до будущих поколений свои знания.

У некоторых якутян в сознании все еще сохраняется, что чорон непременно должен быть из дерева. Но увидев красоту и изящество современного фарфорового чорона, народ понимает, что из этого материала получается шедевр, а традиционность формы остается неизменной.

У фирмы заключен договор с Якутским колледжем технологии и дизайна, студенты учатся у нас ремеслу керамиста. В последнее время теряются знания по технологии изготовления деревянных чоронов, в наших планах – возродить и ее при помощи курсов и мастер-классов от народных умельцев. И это будет бесплатным для населения».

Говоря о юбилейном фильме, снятом творческим объединением «КЭМвидео» к 15-му Дню рождения предприятия, Софья Трофимовна особо отмечает филигранную графику художника-дизайнера, использовавшую в своей работе орнаменты из книги «Чороон – история и современность», и оригинальные операторские съемки лошадей, природы, Ысыаха, сделанные с помощью квадрокоптера.

«Все получилось очень гармонично!» – выражает свое мнение глава ООО «Чороон ХХI век» и надеется, что эта документальная работа станет началом долгого и успешного сотрудничества с замечательной командой «КЭМвидео».

Фильм – как диплом

Наталья Лопатина, режиссер и автор сценария:

— Тандем с Софьей Трофимовной – это и сложно, и интересно. У нее на все свое мнение, свой взгляд. Чувствуется, что она всю жизнь посвятила чорону – национальной посуде, ее истории, узору и орнаментике, став знатоком секретов ремесла и традиций.

Документальный фильм о чороне, как и предыдущие два («Борцовский клуб» и «Жилинда – алмазное будущее Арктики»), мы сделали той же командой, понимаем друг друга с полуслова. Я как режиссер, зная, кто на что способен, требовала, чтобы каждый максимально вложился в проект. И все постарались.

Над «Чорооном…» трудились почти 3 месяца. Чтобы вместить в 28 минут огромный массив материала, необходимо было решить очень много оргвопросов. Хотя в итоге вошло, наверное, не более 1/100 информации. Сделать этот фильм – как дипломную работу написать! Хорошо, что существует путеводная книга «Чороон – история и современность»! Но даже, несмотря на это, мы изучали материалы в музеях, в библиотеке.

Сообща ломали голову: как показать все то, что написано? Как воссоздать историю? Параллельно с разработкой сценарного плана, обсуждениями, поездками, выбором мест локаций писался сценарий, проходил поиск актеров. Из курьезов на эту тему: чудесную бабушку, которая вся светится изнутри, Наталью Кирилловну Саввину, я случайно увидела в коридоре Саха театра, куда пришла договариваться с реквизитом. Догнала ее в лифте, напугав своей стремительностью…

Администратором изначально помогала Сардаана Григорьева, выпускница ВГИК, огромное ей спасибо!

Для натурных съемок одному из мастеров ООО «Чороон ХХI век» – керамисту, гончару из Ташкента Мухиддину Набиеву специально заказали сделать псевдогоршочки с фотографий (потому что ни один музей экспонаты нам бы не дал). Так он слепил – не отличишь!

Наш друг Александр Саввинов – Алгыс Олоксоон, чтобы появиться в фильме в одном-единственном кадре, который еле виден, почти полдня на съемочной площадке провел, пока свет ставили, настраивали. Девушки, которые снимались в оживающем фото, вообще целый день на нас потратили.

Несомненно, удача к нам благоволила: мы смогли взять интервью у Мандар Уус, хотя у него в это время были прооперировали оба глаза; Афанасий Петрович Лопатин как раз в эти дни приехал в Якутск, чтобы школьников в Москву проводить (осень, бездорожье!); с Эдьиий Дорой встретились – благословила нашу команду; тут Розалия Бравина с раскопок вернулась; познакомились с очень талантливым и при этом очень скромным мастером Василием Протопоповым… Как-то все так сложилось – видимо, действительно, планам суждено было осуществиться!

Интервью с Мандар Уус по разрешению главврача мы снимали прямо в глазной больнице – в актовом зале. Куча больных собралась – его фанатов. И вот он рассказывает, а они все сидят, не шелохнувшись, и слушают. Просто удивительно!

Спасибо дикторам – режиссеру и актрисе Саха театра Матрене Корниловой, которая озвучила свой текст после работы, поздно вечером, артисту ГАРДТ им. А.С. Пушкина Степану Федоренко, его бывшему коллеге Евгению Стрельцову (тот вообще в Москве, стал официальным голосом телеканала «Россия»).

Огромная благодарность моей команде! Ведь мы все такие же люди, кто-то болел, у кого-то работа другая, не только вечерами, но и ночью кооперировались и делали. Что доказывает, что все – профи. И главное – мы любим то, что делаем!

Каждый внес свою лепту. Думаю, сложнее всех пришлось Лене Гилевой, не знающей языка. Но при этом она так точно сделала графику, каждый узор санимировала с такой любовью!

Наташа Борисова все интервью перевела на русский язык, а это почти 6 часов разговора!

Съемки Серафима Федорова коптером стали главной фишкой: рисунки на чоронах оживали в его видео и наоборот. Он был и оператором-постановщиком, и цветокоррекцию делал, и монтировал (во время монтажа мы столько времени провели вместе, что я практически прописалась в его семье!).

Перелист страниц, визг бензопилы, стук посуды, треск огня в очаге, звон бубенчиков шамана – это все кропотливая работа звукорежиссера Анатолия Яковлева.

С полной отдачей участвовали в процессе операторы Николай Петров и Спиридон Лопатин.

Стилист Айхон Шин впервые попробовала себя в роли гримера. Удачно!

После такой большой (и трудной!) работы испытываешь удовлетворение – мы справились! Хотя, как вспомнишь… И крики были, когда каждый до хрипоты отстаивал свою точку зрения; и посуду три дня подряд с утра до вечера снимали (аж в глазах рябило!), специальный куб для съемок строили с белыми стенками; и болели (Лена 2 недели лежала в больнице, Наташа – почти месяц, и это не считая «обычных» простуд)… Но сделали же!!!

Спасибо Софье Трофимовне за доверие…

Кстати, в скором времени фильм выйдет и на английском языке, будем продвигать якутскую посуду на мировой уровень!

  «Узорные» сны 

Наталья Борисова, редактор:

Когда разрабатывалась концепция фильма, я по независящим от меня причинам не могла принять в этом участие. Поэтому лично мне предстояла только работа с текстом. Так как кино действительно с очень «якутским дыханием», трудности возникали с переводом. Якутский язык – богатый, на одних прилагательных несколько страниц можно строить, и наши мастера говорили именно таким языком – красивым, полновесным, местами даже немного вычурным, который нужно было уложить в хронометраж русского текста. Это довольно сложная работа, требующая «вслушивания», при этом многие слова я открывала для себя заново, потому что существует не только прямой перевод, но и литературный.

Работа была очень интересной, ведь когда делаешь что-то новое, ты учишься.

Находясь в больнице, я была буквально обложена книгами о чороне – изданной Софьей Трофимовной и трудами Мандар Уус о якутских узорах. Я настолько прониклась темой, что мне даже сны снились о будущем фильме, узоры приходили во сне, их значение…

Дело стоило того. Мы получили классный опыт, и нужно продолжать в этом направлении.

На днях услышала фразу, что СМИ воспитали поколение таких людей, которые больше не реагируют на позитив, им интересно лишь кто, где, с кем, сколько украл, выпил… Хотя рядом происходят великие события.

Я считаю, что Софья Трофимовна, несмотря ни на что, шла своим путем, и действительно творит историю чорона, трансформируя ее в современное бытие. И что, на самом деле, как говорили все интервьюеры в фильме, это новый виток, благодаря которому следующее поколение будет брать с нее пример.

Я восхищаюсь такими людьми – self made, сделавших себя сами, мне хочется рассказывать о них, чтобы история их жизни и успеха стала для молодежи мотиватором. Эти люди живут рядом с нами, дышат одним с нами воздухом, ходят по тем же улицам, но они мыслят по-другому и действуют иначе, у них отличный от нас взгляд на привычные предметы и явления. Именно поэтому им удается создавать что-то новое. И это – главное.

Елена Гилева, дизайнер графики:

— Для меня это первая работа такого рода. Моей задачей в фильме было максимально отразить графикой книгу «Чороон – история и современность» (выпущенную фирмой два года назад и являющуюся ее гордостью). Аккуратно и ненавязчиво вплести в видеоряд якутские узоры, показав их красоту и значение на чоронах.

Я постаралась сделать все в одном стиле и направлении, чтобы не разнилось с книгой.

Из-за большого объема приходилось сложно, но смею надеяться, что справилась, хотя и вижу со своей стороны шероховатости.

Серафим Федоров, оператор-постановщик, монтажер и цветокорректор:

— Раньше я снимал только как оператор, а тут я был еще и постановщиком, что требует большей ответственности. Да и хронометраж почти получасовой впервые.

Помимо меня операторским делом занимались еще Николай Петров и Спиридон Лопатин – они отвечали за съемки интервью, также должны были всесторонне показать работу художниц, выезжали в лес, чтобы запечатлеть процесс добычи глины, делали досъем чоронов на белом фоне… Заказчику понравилось, как грамотно парни все сделали.

Кадры квадрокоптером – природы, лошадей, Синских столбов, реке Амги – архивные. И, чтобы было интересно, мы решили не только включить в фильм «чистые» съемки, но и поэкспериментировать: пойти от рисунка к видео и от видео к рисунку. Скрин-шоты съемок передали художникам. И процесс рисования тоже снимали. По-моему, получилось неплохо.

Монтаж и цветокоррекцию я тоже делал сам, мне это удобнее, легче, потому что я свою съемку наизусть знаю.

Во время работы над фильмом я узнал много нового – про шелкографию, сложности нанесения орнамента, стал разбираться в качестве изделий и т.д. Сейчас уже больше понимаю в узорах, что они означают.

Вообще-то якутская национальная фарфоровая посуда у нас в доме уже есть. Но мы обязательно купим еще у «Чороона ХХI век»!

И снова – отзывы зрителей:

«Операторская работа – на высшем уровне. Оказывается, хорошие операторы в объективе камеры совсем по-другому видят то, на что мы смотрим каждый день»;

«Наталья, фильм затрагивает душу и сразу видно, что вы как режиссер очень близки своей культуре, национальному, якутскому, и по режиссуре вы это показали, соединив старое с новым»;

«Очень содержательный фильм, много материала, ничего подобного ни разу не видели. То, что все говорят по-якутски, и в то же время есть перевод, это очень хорошо»;

«Это кино, которое можно посмотреть несколько раз. Афанасия Петровича Лопатина показали, какой он мастер и как, оказывается, много работы сделал. Наконец-то это оценили»;

«Прямо гордость распирает от того, что у нас такая национальная посуда»;

«Мои земляки, настоящие якуты, от всей души шлют кучу поздравлений!»…

 

P. S. После того, как фильм «Чороон – история и современность» вышел в эфир, Софье Трофимовне Поповой позвонили знакомые, поздравили и… поинтересовались: «А кто снимал? Кто режиссер?» 

Так что, судя по всему, в скором будущем «КЭМвидео» будет предложена новая работа… Лучшая оценка, не правда ли?

Источник: Татьяна Данилевская.
 
По теме
Визит министра  на юг Якутии совпал с днями профессиональных праздников в отрасли - Днем работников культуры и Днем театра.
Вилюйский район: Совместные рейды с МТПК - Противопожарная служба Пожарные и инструкторы противопожарной профилактики ОГПС РС(Я) №15 по МО «Вилюйский улус (район)» активно проводят инструктажи по пожарной безопасности.
Противопожарная служба
Сильный ветер и метель - Нерюнгринский район ПО ПРОГНОЗУ ФГБУ «ЯУГМС»: ближайшие сутки, 30 марта в Нерюнгринском районе, сохраниться сильный ветер с порывами до 15-20 м/с, метель.
Нерюнгринский район
Названы лауреаты премии «Күн Өркөн» - ИА SakhaLife.Ru XXXI гала-концерт колледжа культуры и X I церемония вручения премии «Күн Өркөн» 28 марта 2024 г. в Якутске состоялся гала-концерт студентов Якутского колледжа культуры и искусств им.
ИА SakhaLife.Ru
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru
В Якутске состоялся I Открытый конкурс исполнителей на кылыһах кырыымпе - Министерство культуры        28 марта с.г. состоялся I Открытый конкурс исполнителей на кылыһах-кырыымпе, посвящённый 10-летию ансамбля якутских инструментов "КЫЛ САХА" Национального театра танца РС (Я) им.
Министерство культуры