«Обеспечение Севера»: Автозимники

89797897897
«Обеспечение Севера»: Автозимники
«Обеспечение Севера»: Автозимники
«Обеспечение Севера»: Автозимники
Фото: ysia.ru
спецпроект "Обеспечение Севера"
Автозимники Для многих районов Якутии, особенно северных регионов, характерна тундровая зона с непроходимыми для колесной техники заболоченными участками. Поэтому сегодня автозимники остаются важной артерией транспортного сообщения с отдаленными поселениями.

Об этом и существующих трудностях при пробивке зимних дорог мы расскажем о очередном выпуске спецпроекта "Обеспечение Севера". Зимники играют основную роль не только для завоза жизненно необходимых грузов, но и обеспечения внутрирайонных перевозок. Тема открытия автозимников волнует население, особенно в труднодоступных арктических районах. По сравнению с прошлым годом ситуация сегодня улучшилась. Семен Винокуров Министр транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) В Якутии жизненно необходимые грузы в навигацию перебрасывают только до перевалочных баз, а затем в зимний период они доставляются автотранспортом по населенным пунктам. Билеты на самолеты дорогие, естественно, люди очень ждут открытия зимников, желательно под Новый год. Конечно, не везде это получается сделать по объективным причинам. Николай Сивцев Генеральный директор Управления автомобильных дорог РС(Я) Left Right С чего начинается работа Зимник - участок автомобильной дороги, эксплуатация которого возможна только при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Путь может проходить по замёрзшему льду рек и озёр. Пробивка автозимника начинается с изучения будущего пути и трассировки. Обычно ее выполняют на вездеходах или снегоходах. Вешками обозначаются сложные места, где есть болотистая местность или тонкий лед. Заодно утаптывается снег, это способствует более быстрому промерзанию грунта, русел рек и водоемов. В некоторых случаях применяется наморозка льда. Затем на пробивку и расширение пути выходит легкая либо тяжелая спецтехника, в зависимости от грузоподъемности участка. После этого устанавливаются дорожные знаки, информационные щиты, на которые водителям стоит обращать особое внимание. О сложных и проблемных участках автозимников В республике в целом открытие автозимников шло по графику. В настоящее время дорожные службы прилагают все усилия, чтобы обеспечить транспортное сообщение на участке "Андрюшкино - Колымское" автодороги "Арктика".

В Нижнеколымском и Среднеколымском районах сложности возникают уже второй год - здесь выпадает аномальное количество снега, и стоит относительно теплая погода. Все это в совокупности не дает промерзнуть почве, рекам и озерам и обрести достаточную грузоподъемность на отдельных участках автозимников.


Все водители любят ездить по льду, поскольку дорога относительно ровная и позволяет двигаться с хорошей скоростью, но он таит в себе скрытую опасность из-за неоднородности толщины и структуры. Где-то могут быть трещины или пустоты.
Не промерзают не только ледовые участки, но и тундра. В этом году очень много провалов техники, в том числе на сухопутном пути, но ситуация по сравнению с прошлым годом намного лучше, констатируют дорожники.

В свое время весь зимник прокладывался по реке Колыме, и каждый год случались провалы техники. Из-за этого власти приняли решение максимально уходить на сушу.

С другой стороны, водители, несмотря на запрет, продолжают пользоваться сухопутным путем до поздней весны. В результате пробивается глубокая колея, которая размывается водой с таянием снега. Она может достигать глубины до 2 метров.

В дальнейшем это приносит дополнительные трудности дорожникам при открытии зимников.
Из-за тяжеловесов по сухопутным дорогам проблемы постоянные. Зимники у нас закрываются в апреле, но машины продолжают ездить. Все это выливается для нас в большие дополнительные затраты. Николай Сивцев Генеральный директор Управления автомобильных дорог РС(Я) Left Right Провалившуюся под лед технику вызволяют с помощью выморозки.

Это процесс может занять недели в зависимости от того, насколько глубоко увяз транспорт.

Такая же технология применяется при ремонте наружного оборудования судов в местах отстоя на руслах рек в зимний период, когда слой за слоем выбирается лед с расчетом, чтобы в майну не просачивалась вода.
Первые автозимники в Якутии Уже в 30-е годы прошлого века дорожники и автомобилисты стали присматриваться к дореволюционным почтовым трактам, которые поддерживались лишь силами местного населения и использовались только для гужевого транспорта. В числе первых взоры обратили на Вилюйский тракт, и зимой 1936 года был проведен первый пробный автопробег Якутск-Вилюйск. В документах отмечалось, что «пробег был осуществлен с большими трудностями, но, тем не менее, показал, что при незначительных капитальных вложениях существующую дорогу можно превратить в автозимник и установить регулярное авто- и гужевое движение в город Вилюйск» . Началось интенсивное продвижение на северо-восток республики вслед за открытием и началом разработки месторождений полезных ископаемых. Из-за отсутствия промежуточных баз доставка в Верхоянский район продовольствия, техники и необходимого оборудования осуществлялась прямо из Якутска. По свидетельству историков, десятки, а порой и сотни тяжелогруженых подвод, тянулись с перевалочной базы в устье Алдана через заснеженный Верхоянский хребет. Во второй половине 1938 года было решено пробить первый автозимник и завезти по нему не менее 2300 тонн различных грузов. “ Из Якутска в Эге-Хая вышла автотракторная колонна в составе 8 машин и 3 тракторов. Она должна пройти 1100 километров через тайгу, горные перевалы и тундру. Колонна доставит грузы в район, где будут разрабатываться месторождения редких металлов. Газета "Правда", 29 декабря 1938 года Эта задача в сложных условиях была успешно выполнена. Важно сказать, что колонна добиралась из Якутска до рудника Эге-Хая два месяца, а на обратный путь потребовалось лишь шесть суток. Следом в ту суровую зиму автотранспортом «Якутолова» было доставлено на рудник много различных грузов. Так был открыт первый автозимник через Верхоянский хребет. В Якутии самый протяженный автозимник - на автомобильной дороге "Анабар", длина его пути - 1019 км. Общая протяжённость автодорог в Якутии составляет 36 тысяч км, из них 70% - автозимники. Наиболее известный зимник был проложен по Ладожскому озеру во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Он стал единственным путём, соединявшим осаждённый город с Большой Землёй.

Самый длинный в мире ледовый автозимник проходит по замёрзшему морю на территории Чукотки и соединяет город Певек с труднодоступным селом Айон; его протяжённость составляет 120 км.
Жёлтым цветом показаны круглогодичные дороги, а зелёным - зимники. Текст: Аркадий Васильев
Фото: Мария Васильева
Верстка: Санаайа Иванова
 
По теме
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru