В Российской Федерации внедряется проектное управление в исполнительных органах государственной власти. Разработаны общие подходы в реализации государственной политики в сфере проектного управления, определены принципы, приоритеты основных направлений и причины внедрения проектного управления. 6 февраля 2016 года подписан Указ Главы республики «Об организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия)», который опубликован на сайте правительства.
Одним из проектов Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) является и проект «Наука в культуре Республики Саха (Якутия)». Данный проект предполагает комплекс мероприятий в целях изучения проблем культуры в широком методологическом диапазоне. Культура понимается как система нравов, традиций, обычаев и ценностей, объединяющих то или иное сообщество (носителей той или иной культуры). Такое понимание включает и «сферу культуры» в узком смысле (наследие и искусство). Предполагается развитие прикладных исследований, связанных с основными направлениями деятельности Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") в п.5. Развитие культуры и средств массовой информации ставится задача: развитие науки в сфере культуры и искусства путем модернизации научных центров и институтов, обеспечение подготовки кадров в сфере искусствоведения, культурологии и межкультурных коммуникаций на базе ведущих высших учебных заведений отрасли.
В связи с этим, 1 декабря 2017 года в «Ресурсно-проектном центре» состоялся научный диалог «Наука в культурной политике Республики Саха (Якутия)», который был организован сотрудниками и директором центра М.М. Донским. Мероприятие было проведено в рамках II Республиканской научно-практической конференции «Искусство и наука». В научном диалоге участвовали 22 человека, их них 1 доктор философских наук Унарова Л.Д., 5 кандидатов искусствоведения, 1 кандидат педагогических наук, 9 соискателей. В основном, преподаватели образовательных учреждений культуры и искусств, а также представители учреждений культуры. Основной обсуждаемой темой стал вопрос подготовки научных кадров в сфере культуры и искусств.
Диалог начался с выступления первого заместителя министра Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) В.В. Левочкина, который сказал о необходимости «увеличивать потенциал нашей республики научно подготовленными кадрами». Как известно, существуют особенности подготовки научно-педагогических кадров в сфере искусства. Государственной Думой принят Федеральный закон № 231678-5 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который предусматривает введение ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства. Законопроектом также предусмотрено введение ассистенатуры-стажировки. В соответствии с п. 2 ст. 132 Законопроекта в области искусства реализуются специализированные последипломные программы (ассистентура-стажировка). Ассистентом-стажером признается лицо, имеющее высшее образование по программам подготовки специалиста или магистратуры в области искусства и обучающееся по программам ассистентуры-стажировки. А также предусмотрены специальные правила по подготовке научно-педагогических кадров, согласно которым выпускники творческих вузов могут продолжить обучение в качестве ассистентов-стажеров. Программы ассистентуры-стажировки будут осуществляться во всех образовательных организациях высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусства. Также особенности творческого образования стали предметом иных федеральных законов, подзаконных актов. Дополнительно по творческому образованию приняты дополнительно ещё три федеральных закона: «Об ассистентуре и стажировке», «О детских школах искусства» и «О предпрофильном образовании».
Именно на реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в Детских школах искусств остановился директор ГБУ РС (Я) «РПЦ» М.М. Донской. Выступающий отметил выставленные работы на Республиканской научно-практической конференции. Это проекты учащихся Детских школ искусств, где и зарождается исследовательская работа. Данные проекты имеют продолжение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования сферы культуры и искусств. Отслеживание учащихся, имеющих желание заняться научной деятельностью, необходимо на всех ступенях образования.
Кроме этого, учитывая, что научная деятельность требует финансовых вливаний в виде оплаты за учебу, проезд, печатание ВАКовских статей и т.д., было предложено задуматься вопросами финансирования науки, а также о создании или реанимации научно-методического совета при Министерстве культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Кандидат искусствоведения П.Е. Заболоцкая в своем выступлении остановилась на системе подготовки научных кадров. В существующих формах подготовки научных кадров выделяют четыре ступени:
Первая: в период обучения студентов в вузах и ссузах – занятия в научных кружках, работа в студенческих научных обществах, в проблемных лабораториях, участие в конференциях, конкурсах научных работ и т. д., учебно-исследовательская работа; стажеры-преподаватели, группы подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру, к кандидатским экзаменам.
Вторая: подготовка кандидатов наук в аспирантуре (очная и заочная форма) путем соискательства, предоставление творческого отпуска для завершения работы над диссертацией.
Третья: защита кандидатских диссертаций, стажировка преподавателей, командировки в НИИ, вузы для обобщения опыта, семинары и курсы по освоению новых методов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы, зарубежные командировки.
Четвертая: подготовка докторов наук – научных кадров высшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями по планам НИИ или вуза.
Все эти ступени должны привести к созданию научной школы, направления, ориентированные на работу с молодыми учеными и студентами.
Преподаватели АГИКИ Р.Х. Бурцева и И.И. Борисова отметили проблему научных кадров в якутском балетоведении. Балетоведение – это наука о балете, включающая теорию, историю хореографии, а также балетную критику. Теория хореографии анализирует своеобразие балетного искусства как особой формы художественной деятельности, изучает законы её развития, стили, жанры, структурные построения, язык и другие выразительные средства. История балета изучает процессы развития хореографии, выявляет их особенности на разных исторических этапах. Балетная критика анализирует и оценивает явления повседневной жизни хореографического искусства, стремится определить их значение в современности. Вопросы развития балетной критики, в частности, художественной критики современного искусства вызвали столь неоднозначные подходы и суждения. Проблема роли критика как в современном художественном процессe, так и в процессе формирования рынка, а также новые методы художественной критики и вопросы образования будущих арт-критиков – это дискуссионные вопросы для будущих споров. Методист Якутского хореографического училища им. А. и Н.Посельских П.Е. Заболоцкая говорила о необходимости обеспечения аспирантов и соискателей сопроводительными письмами, рекомендациями для работы в архивах, музеях, библиотеках и т.п. со стороны Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Научный диалог посетил московский гость, российский композитор, виолончелист, председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ (МОЛОТ) Я.С. Судзиловский, который сказал о необходимости создания на базе Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) композиторского отделения и пожелал якутским композиторам обращать больше внимания на свои национальные инструменты, сочинять произведения для них.
Нужно отметить активное участие преподавателей Арктического государственного института культуры и искусств, которые активно приняли участие в научном диалоге. Преподавателями были подготовлены следующие доклады: профессор кафедры искусствоведения В.Г. Никулин – «Становление высшего профессионального образования в Якутии»; заведующая аспирантурой В.Е. Дьяконова – «Основные направления научно-исследовательской деятельности АГИКИ»; старший преподаватель кафедры искусствоведения Л.И. Кардашевская – «Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов кафедры искусствоведения АГИКИ»; доцент кафедры народно-художественной культуры Р.Х. Бурцева – «Хореографическое творчество в этнокультурном пространстве Якутии»; доцент кафедры хореографии И.И. Борисова – «Премьера балета «Сильфида» на якутской сцене»; старший преподаватель кафедры искусствоведения Саньяхова Н.И. – «Жанровые особенности музыкального языка балетной партитуры «Коппелия» Л. Делиба».
Старший преподаватель кафедры народно-художественной культуры О.Д. Коврова обозначила важность проведения научно-практических конференций, разнообразие исследовательских работ учащихся образовательных учреждений сферы культуры и искусств, а также важность всех пунктов резолюции мероприятия.
Итоги научного диалога требуют разработки мероприятий по подготовке научных кадров в сфере культуры, формирование исследовательской компетенции, начиная с детских школ искусств до средних и высших учебных заведений. А также программой предусмотреть проведение методологических семинаров с аспирантами и соискателями, что продиктовано необходимостью формирования общекультурной компетенции: способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований. Основная цель научно-методологических семинаров с аспирантами и соискателями – апробация исследовательских проектов, обмен методологическим опытом и расширение научного кругозора, формирование научно-исследовательской компетентности.
Участники научного диалога отметили необходимость проведения таких встреч и внесли пожелания о плановой организации подобного рода круглых столов-диалогов с целью выявления проблем в области культуры и искусств. По итогам круглого стола была принята следующая резолюция, а также выданы сертификаты об участии.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Участники научного диалога отмечают, что в условиях современного развития, когда требования к культуре и искусству изменились, усиливается значение науки и образования, возрастает научная составляющая во всех сферах жизни. Руководствуясь принципами развития науки и образования, осознавая роль и значение культуры и искусств в обществе, участники научного диалога считают необходимым рекомендовать:
- Осуществлять последовательные действия, направленные на повышение роли науки в сфере культуры и искусств, усиления науки в культурной политике Республики Саха (Якутия).
- Координировать деятельность ученых, аспирантов и соискателей в целях целенаправленной работы над осмыслением культурных процессов республики.
- Разработать программу подготовки научных кадров в сфере культуры и искусств для развития разных направлений научных исследований, проведение как фундаментальных, так и прикладных исследований.
- Предусмотреть в государственной программе « Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии» финансовые средства для печати сборников научных работ как молодых, так и ученых с именем, а также на создание электронной музыкальной библиотеки.
- Сохранять преемственность трехступенчатой системы образования в сфере культуры и искусств.
- Осуществить координацию научной деятельности соискателей и аспирантов сферы культуры и искусств.
- Организовать методологические семинары для соискателей и аспирантов.
- Поддержать усилия по формированию единого образовательного и научного пространства в системе культуры и искусств.
- Активизировать деятельность в создании сообщества молодых ученых сферы культуры и искусств.
- Проводить ежегодные дискуссионные площадки, научные семинары с привлечением зарубежных, российских и республиканских ученых по актуальным вопросам развития науки и образования в сфере культуры и искусств по направлениям: искусствоведение, педагогика, культурология.
- Создать Малую Академию наук в сфере культуры и искусств.
- Провести анализ научно-исследовательских работ студентов образовательных учреждений сферы культуры и искусств в целях развития навыков научной работы.
- Рекомендовать в учебных программах выделять часы для научно-исследовательской работы.
- Активизировать деятельность заместителей по научно-методической работе учебных заведений.
- Осуществлять пропаганду научных работ среди учащихся.
- Усилить связь образования с научными исследованиями, работу со студентами в целях выявления будущих научных кадров, развивать совместную научную и образовательную деятельность.
Н.Ф. МАНЖУЕВА, ведущий методист ГБУ РС (Я) «РПЦ»