Якутский богатырь выйдет на сцену Московского и Санкт-Петербургского театров!

SakhaLife.ru

Совсем скоро театральное искусство якутских деятелей культуры выйдет за пределы Республики и предстанет перед новым зрителем, показывая то, чем богата и самобытна театральная сцена Якутии. В Пекине в рамках фестиваля «Искусство земли Олонхо», с 10 по 13 декабря, покажут свои новые спектакли Саха театр, театр Олонхо и театр оперы и балета. Национальный театр танца им.Сергея Зверева-Кыыл Уола, о котором пойдет речь ниже, наоборот, полетит на Запад. 11 декабря выступит в Москве на сцене академического Молодежного театра, а 14 декабря — на сцене старинного Эрмитажного театра перед взыскательной петербургской публикой с премьерой этого года – этнобалетом «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн» (Богатырь Куллустай Бэргэн на пегом жеребце).

Это музыкально-хореографический спектакль, точнее этнобалет (жанр определен автором музыки) петербургского композитора Игоря ВОРОБЬЕВА по мотивам одноименного авторского олонхо Сергея Афанасьевича ЗВЕРЕВА-Кыыл Уола. Напомним, что постановка Национального театра танца, носящего имя выдающегося олонхосута, была приурочена к 115-летию блестящего поэта-импровизатора, стоявшего также у истоков создания и развития музыкально-танцевального искусства Республики, члена Союза писателей СССР с 1939г.

Аншлаговая премьера этнобалета состоялась 16 июня на сцене Государственного театра оперы и балета им.Суорун Омоллоона и была тепло принята зрителями. С этого момента началась творческая жизнь спектакля, в начале пути благословлённая дочерью Сергея Зверева — Верой Сергеевной Зверевой-Даниловой. Она сердечно поблагодарила директора НТТ Алексеева А.И. «за увековечение памяти отца и преподнесла в дар творческому коллективу театра юбилейную книгу о С.Звереве».

К рождению нового этнобалета (до сих пор Театр танца скромно именовал свои постановки как музыкально-хореографические спектакли) коллектив театра, возглавляемый настоящим лидером единомышленников, директором Александром Ивановичем Алексеевым, подошел со всей ответственностью и тщанием. Сама идея постановки зверевского олонхо родилась почти 10 лет назад, в год присвоения театру его имени. К подготовке над музыкальным и постановочным материалом этнобалета были привлечены научные консультанты — исследователь традиционной культуры народа саха, профессор, доктор философии Ксенофонт УТКИН и заведующая сектором «Героический эпос олонхо» НИИ Олонхо СВФУ Варвара ОБОЮКОВА.

По словам Варвары Валерьевны, существует пять вариантов олонхо «Куллустай Бэргэн», которые были поставлены на разных сценических площадках Республики. Первое упоминание о постановке одного из олонхо «Кулан кугас аттаах Куллустай Бэргэн» связано с инсценировкой весной 1907г. в Якутске. Олонхо С.Зверева с тем же названием было поставлено в 1946 году во II–м Нюрбинском колхозном театре самим олонхосутом. По словам исследователя, к сожалению, ни одно олонхо С.Зверева ни в текстологическом варианте, ни в исполнении самого автора нигде не зафиксировано. Автор либретто Юрий Федоров выбрал текстологическую версию исследователя-методиста Кардашевского Г.Р., который был близко знаком с С. Зверевым. Впоследствии данный материал вошел в репертуар народных коллективов Сунтарского района — родины С.Зверева.

Но тем не менее, в результате исследования НИИ Олонхо выявлены и предоставлены в архив института: записи из олонхо «Иэс-татай», «Куллустай Бэргэн» и эпические песни персонажей олонхо из архивного фонда радио-теле комитета Якутской АССР, отрывок олонхо «Куллустай Бэргэн» из фонда фонограммархива ИРЛ им. А.С. Пушкина (г. Санкт- Петербург), копия текста музыкальной драмы из фонда Эльгяйского МФЦ, а также зарисовки, варианты (рукопись) народных песен, произведений С.А. Зверева из личного архива композитора В.А. Зырянова с записью голоса самого олонхосута. Другой вариант олонхо включен в сборник произведений С.Зверева “Завтра утром” (2000 г.). Почти весь этот материал был дан в помощь автору музыки.

Для формирования самобытного репертуара коллектив театра, почти с самого начала создания его как первого профессионального коллектива народного танца (35 лет назад), постоянно обращался к Союзу композиторов Якутии. Многие спектакли театра сочинены якутскими композиторами В.Ксенофонтовым, З.Степановым, Н.Берестовым, П.Ивановой, В.Шадриным специально для артистов Театра танца, часть из которых показывалась на столичной сцене в Москве и имела прекрасные отзывы.

На этот раз руководство театра обратилось к российским театральным деятелям – композитору и художнику театра. Сотрудничество получилось успешным и взаимно вдохновляющим. Автор музыки этнобалета Игорь Станиславович Воробьев — петербургский композитор, музыковед, доктор искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова. Он многие годы создает музыкально-сценические, камерные, хоровые и вокальные произведения. Опубликованы также его исследования о музыке ХХ века, а также статьи, посвященные различным аспектам современного музыкального искусства.

Талантливому композитору, по его словам, было очень интересно впервые обратиться к чему-то неизведанному для себя, к новому музыкально-интонационному материалу, что вызвало громадный интерес и большой импульс к созданию этнобалета. Композитор впервые писал музыку для оркестра якутских народных инструментов (главный дирижер Николай Петров), с включением в партитуру тембров национальных инструментов. Путеводной звездой для него стал опыт русских классиков и советских композиторов, которые обращались к инонациональным традициям, создавая при этом высокохудожественные образы. Примечательно, что Игорь Воробьев владеет разнообразной палитрой композиторской техники, прекрасно разбираясь как в классических традициях, так и в авангардной музыке, что и позволило ему открыто и со всей чуткостью композитора-профессионала создать музыкальную партитуру этнобалета.

«Музыка балета «Куллустай Бэргэн» была написана на одном дыхании, фактически за два месяца. Кажется, что образ спектакля сложился сразу в его целостности. Так что оставалось только все перенести на бумагу. Столь быстрой работе с материалом способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, вдохновляла сама тема. К сожалению, простые истории о победе добра над злом как-то вышли из моды. Между тем, они очень нужны людям. А эпическая литература целиком связана с утверждением неизменных духовных ценностей. Во-вторых, композиторскую фантазию возбуждало необычное интонационное содержание якутского фольклора. Прежде, чем обратиться к работе над музыкой, мне пришлось познакомиться с музыковедческими работами о якутской традиционной музыке, со сборниками якутских песен, записями якутского фольклора. И это стало для меня настоящим открытием. Я обнаружил столь богатый и самобытный музыкальный пласт, с которым прежде никогда не соприкасался. Его самобытность заключалась в выразительном лаконизме, настолько же архаическом, насколько и неожиданно современном.
Необычность и увлекательность работы над балетом я испытал и на последней стадии создания: то есть в процессе оркестровки. Оркестр национальных инструментов при внешнем подобии с оркестром русских народных инструментов поставил свои творческие задачи, решать которые приходилось в поиске адекватного инструментального воплощения интонационного своеобразия якутского мелоса».

Как отметил дирижер оркестра Николай ПЕТРОВ, в партитуру включено звучание и классических инструментов, чтобы обогатить диапазон, передать краски, нюансы музыкальной партитуры. «Музыка очень интересная, своеобразная. Для нашего оркестра это еще один большой шаг вперед».

Замечательную работу художника-постановщика премьерного спектакля – Олега МОЛЧАНОВА — отметили все без исключения. И здесь можно отметить очень уважительное, бережное отношение к якутскому фольклору. Богатство и красочность эпического языка преобразились в захватывающую по мощности и сказочной реальности сценографию, словно безудержная сила и энергетика тойуксута Сергея Зверева подпитывали краски и фантазии Олега МОЛЧАНОВА. Отрадно, что творческая дружба Национального театра танца с этими двумя замечательными представителями петербургской музыкальной и театральной культуры продолжается и мы еще увидим яркие плоды этого сотрудничества.

Знаменательным фактом-основой всей премьерной постановки «Куллустай Бэргэн» явилось то, что автором либретто и хореографом-постановщиком стал один из первых танцовщиков коллектива, верный адепт национальной Терпсихоры, балетмейстер театра танца, заслуженный работник культуры РС (Я) Юрий ФЕДОРОВ. Талантливый земляк Сергея Зверева, впитавший в своем творчестве всю красоту сунтарской природы, подлинный дух олонхо и традиционных якутских танцев, он постарался создать хореографический рисунок, вспоминая типичные танцевальные движения Кыыл Уола и отталкиваясь от них в своих самостоятельных поисках. Юрий Федоров и ранее ставил разные концертные номера и миниатюры. Но в этом балете он столкнулся с масштабами полноценного спектакля. Для него «Куллустай Бэргэн» — первая большая работа, с чем его можно поздравить. При этом у постановщика есть возможности для дальнейшего совершенствования хореографии, ведь спектакль – живой, растущий организм, требующий постоянного к себе внимания.

Юрий Михайлович традиционно противопоставил два мира: степенные движения у Куллустай Бэргэна как самого главного среди племени айыы (Василий ЭВЕРСТОВ), быстрые и энергичные — опять же у Куллустай Бэргэна и жениха его сестры – Уоланчая (Евгений АПРОСИМОВ), плавная, игривая пластика у лучших представительниц Срединной земли – сестры главного богатыря Кун Ньуо5алдьын (Валентина АММОСОВА) и ее подруг, в противовес гротескно резким, неуклюжим движениям богатырей Нижнего мира. Каждому из пяти «чудищ»: Слепой (Вячеслав ДЕЛЯЕВ), Хромой (Алексей МАКСИМОВ), Толстый (Семен ДЬЯКОНОВ), Тщедушный (Николай ДМИТРИЕВ), Муус Субуйдаан (Дьулустан ХАРЛАМПЬЕВ), хореограф придал характерный только для них танцевальный рисунок. Величественность и благость разливались во всех движениях Алгысчыта (несравненный Дмитрий АРТЕМЬЕВ), Аан Алахчын Хотун (Анна ПОПОВА), Хаардьыт Мохсо5оллоя (Александр НИКОЛАЕВ). В сценах, где действуют духи, невозможно обойти вниманием интересные находки в спектакле: эффектное появление Аан Алахчын прямо из…коры Аал лук мас, роскошное оперение духа-ястреба. Интересный костюм и своеобразный рисунок движений был придуман для духа огня – Хатан Тэмиэрийэ (Владислав ПОПОВ). Очевидно, что много необходимого для сценической пластики молодого танцевального коллектива театра танца привнес опытный режиссер драмы, режиссер-постановщик этнобалета Александр ТИТИГИРОВ из Театра юного зрителя.

Наиболее органичными моментами в хореографии стали ансамблевые массовые эпизоды, в которых улавливается связь с корневой системой театра танца и самого Юрия Федорова, как одного из ярких его представителей – связь с государственным ансамблем танца Якутии. Сильная сторона спектакля особенно раскрылась в последней картине народного празднества, сцене свадебного обряда. Следуя принципу симфонического развертывания, заложенного в партитуре Игоря Воробьева, Юрий Федоров в массовых танцах развивает «полифоническое звучание», когда разные группы артистов действуют (танцуют, двигаются) по отдельности, а все вместе соединяется в одно гармоничное целое. Словно в летнем благостном воздухе вьются голоса поющих тоюксутов в осуохае – то с одной, то с другой стороны.

И конечно, впечатляет финальная часть спектакля, где процитированы (ни с чем не спутаешь) фантазийные танцевальные «Узоры» Сергея Зверева – этот апофеоз традиционного якутского танца. Очаровательным дополнением финала спектакля стали маленькие артисты ансамбля «Бриллианты Якутии» (руководители – известные танцовщики Зоя и Афанасий СОЛОВЬЕВЫ), уверенно встраивающиеся в национальный рисунок танцев. И думается при этом, что будущее национального танца и самого Театра танца – и за такими детьми, которых с детства приучают любить родной танец, и за тем талантливым молодым составом артистов, которые скоро познакомят зрителей обеих столиц страны с якутским богатырем Куллустай Бэргэном и со всем фантазийным миром этнобалета.

Источник: Евгения ТОМСКАЯ, Национальный театр танца им.Сергея Зверева-Кыыл Уола.

Ещё новости о событии:

1Куллустай Бэргэн - ИА SakhaLife.Ru
SakhaLife.ru Совсем скоро театральное искусство якутских деятелей культуры выйдет за пределы Республики и предстанет перед новым зрителем, показывая то, чем богата и самобытна театральная сцена Якутии.
15:17 03.12.2015 ИА SakhaLife.Ru - Якутск
Национальный театр танца Якутии им. С. А. Зверева — Кыыл Уола скоро отправится в Санкт-Петербург.
13:09 03.12.2015 Газета Якутия - Якутск
 
По теме
Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
ИА SakhaLife.Ru
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)