Маскарад старинных традиций

Скоро наступит ысыах. Самый важный праздник в жизни каждого якутянина, который можно сравнить со встречей Нового года. Чтобы он прошел в радости и изобилии, наши предки надевали свои лучшие убранства. Таким образом они надеялись притянуть к себе благословление духов. Ведь недаром говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. В теплых шапках и пальто, тяжелых украшениях и поясах они терпели тридцатиградусную жару ради здоровья детей, домашнего богатства и семейного счастья.

Матушка-земля

Традиционно в Якутии существует множество видов верхней одежды. В период летней жары наиболее популярной является «халадаай» - летнее платье с широкими и пышными рукавами. Форма, так полюбившаяся женщинам за ее чудесное свойство невероятным образом подчеркивать любую фигуру. Никто, кроме древних модниц, не знает, как выглядел этот наряд в те времена. Сейчас же всем известен «халадаай» второй половины 19 и начала 20 веков, сформировавшийся с приходом русской культуры. Не изменилась лишь трапециевидная форма, в чьем статном образе прослеживается некий природный символ, взаимосвязанный с «матушкой-Землей» и плодородием.

Наследие в современности

Рубашку «халадаай» точно такого же фасона, как и женское платье, одевают мужчины. Древние якуты носили его и дома, и в праздники под нарядным жилетом или камзолом. Подобные одеяния современные молодые люди уже не носят. Исключение составляют участники праздничных представлений. Зато используются отдельные элементы национального мужского костюма. В последнее время очень популярны футболки с разнообразными принтами, шапочки и повязки из конского волоса, которые можно надеть на ысыах вместо старинного костюма.

Шелковые переливы

Исконно «халадаай» шьется из шелка. Причина выбора этой ткани заключается в удобстве и красоте материала. К тому же он не нагревается, и мягко переливается при свете дня, оставляя приятное впечатление легкости и нежности. Таким же комфортным вариантом для лета может послужить и шифон. По идее для мужского и женского «халадаая» подойдет любая ткань. Главное, чтобы она была натуральной, поскольку синтетический материал «не дышит» и начинает тяжелеть от влаги. Кроме подбора ткани, огромную роль в якутском наряде играет еще и выбор цвета.

Космическая палитра

Для отражения окружающего их мира посредством одежды наши предки использовали все разнообразие цветов, почерпнутых из природного богатства красок. К примеру, белый цвет, как и во многих религиях, несет божественный смысл. Символизирует Солнце, Верхний мир, и имеет ассоциации с кругом жизни и нашей зимой. Цветом снега и льда, таким же прозрачным и чистым, как душа человека.
Сине-голубой цвет представляет собой небо и воздух. Древние якуты считали его символом бескрайнего пространства космоса. К женской природе, родной материнской душе, огню и крови относится красный. Зеленый цвет связан с окружающей средой в виде зелени, травы, листвы и деревьев, который означает безудержную молодость и мирное спокойствие. Интересно, что черный, наравне с серым и коричневым, олицетворяет плодоносную Землю, дарующую жизнь всем живым существам.
Сейчас люди в связи с разнообразием расцветок и материалов тканей предпочитают использовать современную палитру, как часть дизайнерской мысли. Но выбор цвета для создания традиционного наряда обязателен, потому что он несет в себе смысловое отражение нашей древности.

Национальные украшения

Другим не менее важным атрибутом национального костюма являются украшения. Якутские женщины обязательно носили серьги, отличавшиеся разнообразием форм, деталей и вариаций, преимущественно трех видов: серьги с бусами, подвесками и серьги-кольца. Форма «колечек» с подвесками оказалась настолько устойчивой, что дожила и до наших дней. По сравнению с остальными украшениями этот красивый элемент старинного убранства смог вжиться в современную моду и остаться таким же популярным, как и прежде.
Так, нагрудно-наспинное украшение «илин-кэлин кэбиhэр» уже почти не встретишь в классическом виде, поскольку тогда оно надевалось на верхнюю одежду и весило до пятнадцати килограммов. Браслеты и головной убор «бастына» также подверглись различным изменениям. Стали проще или наоборот сложнее. Появились новые фактуры, такие как береста и чешуя. Украшения даже покрылись стразами и декоративными пайетками под влиянием современных декоративно-прикладных тенденций.
Еще одна необходимая часть нарядного костюма – это пояс. В то время наиболее ценными считались пояса из серебра или с четырехугольными пластинками, чередовавшимися кругом, символизировавшим Солнце. Драгоценный образ «светила» встречается у якутов и в «илин кэбиhэр». Будучи своего рода оберегами, украшения защищали людей от злых духов.

Старинный дресс-код

Стоит отметить, что каждый костюм несет в себе определенную информацию о социальном статусе и благополучии хозяина. Наши предки придерживались этого правила очень строго. Нарядная, праздничная и обрядовая одежда имела для них большую ценность в отличие от бытовой и утилитарной. Но дорогие наряды могли позволить себе только богатые и зажиточные семьи, на которые старались равняться остальные.
В настоящее время большинство наших известных и влиятельных персон появляются на традиционных праздниках в неполных комплектах одежды. К примеру, поверх рубашки и брюк надевают национальные пальто, что является синтезом современного и древнего. Конечно, их можно понять, потому как недостаток времени и дресс-код не позволяют им долгих переодеваний. Тем не менее для укрепления традиций достойно было бы носить многосоставные костюмы. Для женщин платье «халадаай» с безрукавкой «кэсиэччик» и выходным камзолом «кытыылаах сон», украшенными меховой и бисерной обшивкой, а для мужчин рубашка «халадаай» и таким же красивым выходным камзолом. Ведь, являясь лицом нации, именно они могут стать эталоном национальной моды.

Главный товар июня

Есть три способа приобрести национальный костюм. Первый: купить его в специализированных магазинах. Найти наряд будет очень просто. Перед праздником он становится главным товаром июня. Второй: сшить самому. Лекала «халадаая» можно посмотреть в Интернете или попросить у знакомых швей. С камзолами и жилетами будет гораздо сложней, поскольку много времени уйдет на декорирование ткани. Задача упростится, если вы используете готовые орнаменты, но тогда исчезнет оригинальная индивидуальность, присущая национальному наряду древних якутов.
Третий: заказать мастеру. Этот выбор будет хоть и затратным, но самым правильным для тех, кто не имеет представления о национальной одежде. Грамотное использование цветовых сочетаний, орнаментов, форм и деталей – это своего рода наука, требующая знаний и умений. Будьте осторожны, потому что неправильное применение костюма может привести в дальнейшем к нежелательным последствиям.


 
По теме
Пожар в расселенном доме: Причина — поджог - ИА SakhaLife.Ru В Ленске произошел пожар в расселенном доме: Предположительная причина — поджог В Ленске 18 марта в 00:15 в пожарно-спасательную службу поступило сообщение о пожаре в расселенном доме на улице Фурманова.
ИА SakhaLife.Ru
«Золотое» дело полковника Тарабукина: судья удалилась для вынесения приговора - ИА SakhaLife.Ru Сегодня судья Якутского горсуда Елена Протопопова удалилась в совещательную комнату для вынесения приговора по нашумевшему делу полковника МВД Гаврила Тарабукина и его подельников Григория Массаева и Василия Кулаковского.
ИА SakhaLife.Ru
ЯГБ-2 стремится к региональному статусу качества образца лучшей практики бережливых технологий - ИА SakhaLife.Ru В республике реализуется проект «Новая модель организации первичной медико-санитарной помощи» под руководством специалистов Центра организации первичной медико-санитарной помощи Республиканского центра общественного здор
ИА SakhaLife.Ru
В Якутии стартовал республиканский семинар-практикум детских библиотекарей - Министерство культуры Ежегодно весной в городе Якутске по инициативе филиала Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) «ДТК – центр чтения» проводится   республиканский семинар-практикум библиотекарей, обслуживающих детское население.
Министерство культуры