Маршруты столичные

В Якутске не так много видов наземного общественного транспорта — автобусы да такси. У нас нет по-настоящему серьезных проблем с автомобильными пробками, не звучат споры о том, нужно ли отобрать все приоритеты
у частного автотранспорта в пользу массового извоза горожан, но общественный транспорт — неотъемлемая часть жизни каждого горожанина. А известия об изменении цены проезда или привычного маршрута часто вызывают больше интереса и эмоций, нежели очередной полет в космос. Какой он сегодня, общественный транспорт Якутска?

Оплатите за проезд!
Мы уже привыкли к тому, что стоимость проезда в городских автобусах стабильно повышается. Вот и нынче городские власти планируют к концу года удорожание до 25 рублей за одну поездку.
— Ирина МАРТЫНОВА
Опять 25
«Стоимость проезда в общественном транспорте за наличную оплату повысится до 25 рублей, а по карте — до 22–23 рублей, — сообщил директор МУП «ЯПАК» Сергей Максимов. — Транспортную карту можно будет привязать к банковской карте или мобильному телефону, откуда будет списываться сумма проезда».
Тем, кто захочет сэкономить, предлагают способ безналичного расчета «Ультралайт» — чем больше поездок, тем ниже стоимость. Бесконтактные карты рассчитаны на 30, 40 и 60 поездок, которые необходимо реализовать за 40 календарных дней — после они сгорают. Точные тарифы пока неизвестны, но, как заявили в департаменте экономики администрации Якутска, минимальная стоимость поездки будет 16 рублей.
Напомним, что столичная администрация планировала ввести новшество с 1 августа этого года, но по объективным причинам дата запуска была отложена.
Вспомнить все
Старожилы вспоминают 50‑е годы прошлого века, когда билеты в автобус стоили 2 копейки за каждую остановку, приходилось считать, кто до какой остановки едет. Потом сделали единый тариф — 6 копеек по городу, до Намцев проезд стоил 1 рубль 56 копеек, а до Покровска — 1 рубль 57 копеек. В 1980‑е проезд до Жатая стоил 90 копеек.
В 1960–1970‑е годы проезд в городских автобусах стоил 6 копеек. Примерно с начала 1970‑х с приходом новых автобусов «ЛиАЗ» в салонах стояли кассы с кассетами для денег. Пассажиры самостоятельно бросали деньги и выкручивали билеты. Проезд без билета наказывался штрафом — рубль. Со временем сумма штрафа выросла до 3 рублей. Однако кондуктор был далеко не в каждом автобусе, поэтому у «зайца» были все шансы безнаказанно проехать без билета. Кроме того не самый добросовестный пассажир мог бросить в кассу менее 6 копеек и выкрутить билет, а то и вообще ничего не бросать. И в каждолм автобусе красовалась надпись: «Совесть пассажира — лучший контролер».
Далее кассы были заменены на компостеры, в которых надо было пробивать заранее купленный билетик. А в начале 90‑х наступила эра бесплатного проезда на городских автобусах. Это было лучшее время для вечно бедных студентов. Но затем потихоньку начали появляться коммерческие микрики, а затем и автобусники вернули оплату за проезд — 5 рублей за поездку.
Если говорить о текущей пятилетке, то в июле 2015 года стоимость поездки выросла с 15 до 16 рублей. В 2013‑м прибавилось еще 2 рубля, и эта цена продержалась, как видим, три года. Получается, до сих пор расходы на поездки в городских автобусах Якутска были, пожалуй, наименее подверженной инфляции строкой семейного бюджета горожанина.

Телефон подскажет, телефон заплатит

Была такая народная примета: автобус подъедет ровно в тот момент, когда после длительного ожидания будет прикурена сигарета. Надо заметить, что родилась примета в те времена, когда сигареты были в дефиците. Вообще в былую пору ожидание автобуса было целым делом, частью жизненного цикла, своеобразной дзен-практикой.

— Виктор СТАРИНОВ

Все вышеперечисленное уже «олдскул», хотя из принципа, по привычке или по нужде, и сегодня можно просто постоять на остановке, с надеждой вглядываясь в даль и пытаясь разглядеть номер увиденного автобуса, когда тот еще на дальнем светофоре. Все это, что ни говори, живые эмоции, особенно когда проезжает «заказной» или «дети». Однако теперь есть возможность обойтись без всего этого, и дело не в интенсивности движения общественного транспорта, а в возможности отслеживать автобусы в режиме онлайн.
Бесплатное приложение «Умный транспорт» скачивается на обе известные платформы смартфонов, кроме того, присутствует соответствующий сайт в Интернете. Приложение дает возможность отслеживать движение городского общественного транспорта в режиме онлайн. Зимой вглядываться в экран телефона, занятие, скажем — так себе, тем более оно никак не ускорит приезд ожидаемого номера. Но зато сидя на работе или дома с помощью приложения легко отследить передвижения маршрутов и подгадать свой выход на ближайшую остановку так, чтобы не провожать взглядом корму только что уехавшего нужного автобуса и ждать следующего. Удобно.


Если немножко остановиться на технологии сервиса, то обеспечивается он за счет оснащения городских автобусов спутниковым навигационным оборудованием GPS/Глонасс, которое в полном объеме начали использовать с 2009 года. Якутск, кстати, стал первым городом Дальнего Востока, где ввели такое ноухау. А спутниковой навигации предшествовали устанавливаемые на автобусах маяки радиоконтроля, которые были полезны, скорее, для Единой диспетчерской службы Якутска (существует с 2007 года), нежели приносили прямую пользу пассажиру.
Так что закуривать сигарету, чтобы инициировать появление долгожданного автобуса, уже не надо. Достаточно отследить ситуацию в смартфоне и выйти на остановку ровно для того, чтобы не спеша и не задерживаясь войти в салон, где, как нам обещают в скором времени, и плату за проезд можно будет внести с помощью телефона.

На первый- сорок первый рассчитайсь!

Если не брать во внимание «сотки», которые ходят хоть и в границах городского округа, однако городскими не считаются, то самый «старший» номер автобусного маршрута в Якутске — 41‑й. Однако на самом деле их куда меньше, даже двух десятков не наберется.
— Иван АРГУНОВ

На сайте Единой диспетчерской службы представлена информация о 18‑ти городских автобусных маршрутах. Некоторые, столь привычные когда-то номера (№ 9, 10, 12 и 13) в этом списке отсутствуют, их нет, на смену им пришли другие, с иной схемой движения. К слову, схемы движения автобусов не остаются незыблемыми на все времена и часто меняются, что касается не только праздничных дней. В городской администрации собирают информацию о пассажиропотоке, заявки граждан, рассматривают целесообразность и принимают решения. То же касается и остановок.
Одним из последних исчез маршрут № 13, курсировавший между 202‑м и Речевой школой. Хотя сам номер наталкивал на мысль, что он должен был быть ликвидирован первым, а появился только вследствие советского материализма, исключавшего всякий намек на мистику и учет каких-то суеверий.
Пример вообще характерный. Ранее № 13 должен был ходить раз в 40 минут, за исключением обеда и еще пары пересменок, что обеспечивали два автобуса на линии. Но дачники, наученные опытом, если нужно было на работу или просто по делам, выходили на остановку к тому времени, когда идет более ранний по расписанию автобус, нежели нужный — сход с линии одного из двух был обычным делом, что оборачивалось почти часом ожидания.
С появлением на линии № 18 были определенные сомнения, что ситуация станет еще хуже. Однако дачники Покровского тракта были приятно удивлены: автобус стал ходить стабильнее и чаще, хотя маршрут движения значительно удлинился. Однако теперь никто уже особо и не вспоминает про № 13, окончательно выведенный из перечня городских маршрутов.

«ПАЗ» уходит с дорог
В 2017 году автопарк Якутской пассажирской автотранспортной компании пополнят 20 новых автобусов. Об этом «Якутии» заявил директор МУП «ЯПАК» Сергей Максимов.

— Рудольф САХАРОВ

Планируется, что современные комфортабельные автобусы, приспособленные для перевозки маломобильных граждан, пожилых людей и пассажиров с детьми, появятся на городских улицах в мае-июне следующего года.
К слову, недавно МУП «ЯПАК» уже приобрел новый пассажирский автобус, изготовленный по специальному заказу компании на заводе автотранспортной техники «Shaolin» в Китае. Низкопольный автобус рассчитан на 68 посадочных мест, оснащен специальными трапами и лифтовым оборудованием для подъема в салон маломобильных граждан. Одни из первых его смогли оценить горожане, регулярно пользующиеся городским маршрутом № 7.
Будет ли продолжено сотрудничество с китайским «Shaolin», пока не известно. Специалисты «ЯПАК» уверены: для начала транспорт должен пройти испытания якутской зимой.
«Новый автобус оснащен встроенной системой «Глонасс» для передачи экстренных сообщений. Кроме того он почти в два раза вместительнее традиционных «ПАЗов», более удобен для пассажирских перевозок и в два раза экономичнее как с точки зрения экономики предприятия, так и экологии. После того как автобус пройдет тестовые испытания в зимний период, мы, изучив все плюсы и минусы модели, начнем обновление автопарка», — пояснил Сергей Максимов.
Он отметил, что в скором времени на всех городских автобусах будет установлено электронное оборудование приема оплаты за проезд, что позволит безболезненно внедрить систему дифференцированной оплаты с помощью транспортных и банковских карт, а также мобильных телефонов.
По словам руководителя единственной муниципальной транспортной компании столицы, на стоимость проезда нововведения никак не повлияют, напротив, в будущем горожане смогут сэкономить на поездке в автобусах. Пока новые тарифы проходят утверждение в Департаменте экономики администрации Якутска, однако уже известно, что минимальная стоимость проезда составит 16 рублей.
Добавим, последний раз автопарк МУП «ЯПАК» обновлялся в 2013 году. Как и в предыдущие годы, новый этап модернизации обещает заметно повысить качество и безопасность транспортных услуг.
ЦИФРА 702 автобуса работают на транспортных маршрутах Якутска.

Ещё новости о событии:

В Якутске не так много видов наземного общественного транспорта — автобусы и такси.
10:02 26.10.2016 Якутское-Cаха ИА - Якутск
K2_CLICK_TO_PREVIEW_IMAGE - Газета Якутия
В Якутске не так много видов наземного общественного транспорта — автобусы да такси.
13:33 25.10.2016 Газета Якутия - Якутск
 
По теме
Административная комиссия г. Якутска под руководством Феликса Антонова 11 марта выехала на место по сигналу, поступившему от горожан о деятельности бара «Ковчег» по улице Кальвица.
Вилюйский район: Совместные рейды с МТПК - Противопожарная служба Пожарные и инструкторы противопожарной профилактики ОГПС РС(Я) №15 по МО «Вилюйский улус (район)» активно проводят инструктажи по пожарной безопасности.
Противопожарная служба
Сильный ветер и метель - Нерюнгринский район ПО ПРОГНОЗУ ФГБУ «ЯУГМС»: ближайшие сутки, 30 марта в Нерюнгринском районе, сохраниться сильный ветер с порывами до 15-20 м/с, метель.
Нерюнгринский район
В Якутской гордуме: поддержка участников СВО и их семей и вопросы школьной медицины - ИА SakhaLife.Ru В Якутской гордуме в новом созыве проведена структурная реорганизация — вместо одной комиссии по соцполитике сейчас действуют две — по социальной поддержке и охране здоровья граждан и по образованию, культуре и детству.
ИА SakhaLife.Ru
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru
Названы лауреаты премии «Күн Өркөн» - ИА SakhaLife.Ru XXXI гала-концерт колледжа культуры и X I церемония вручения премии «Күн Өркөн» 28 марта 2024 г. в Якутске состоялся гала-концерт студентов Якутского колледжа культуры и искусств им.
ИА SakhaLife.Ru
В Якутске состоялся I Открытый конкурс исполнителей на кылыһах кырыымпе - Министерство культуры        28 марта с.г. состоялся I Открытый конкурс исполнителей на кылыһах-кырыымпе, посвящённый 10-летию ансамбля якутских инструментов "КЫЛ САХА" Национального театра танца РС (Я) им.
Министерство культуры