26 мая, YakutiaMedia. Известная якутская художница Марианна Лукина уверена, что художник — это свободный человек, обладающий талантом и трудолюбием. Но прежде чем стать им, нужно много лет учиться. У нашей героини путь к творчеству начался с музыки и ... со сломанного грифа. Как возникает идея создания картины и как художник воплощает ее — в материале ИА YakutiaMedia.
В детстве все любят рисовать. А у вас были тогда особые способности?
По словам мамы, я в детстве очень много рисовала. Но чтобы у меня был более широкий культурный кругозор, она отдала меня в музыкальную школу, где я училась играть на виолончели. Видимо, набор на класс фортепиано был ограничен, а свободные места остались только на класс виолончели. Мне нравилось играть на этом инструменте, но тем не менее, я забросила музыкальную школу. Как-то не заладилось с сольфеджио. Еще в автобусе, в толкучке гриф сломали. Это, видимо, была судьба.
Потом где продолжили свое творческое образование?
После восьмого класса поступила в художественное училище. Но летом, перед училищем, ходила на подготовительные занятия к Леониду Александровичу Киму. Был такой художник. Кстати, совсем недавно прошла его выставка к 100-летию. Он меня очень тепло встретил, он знал моего отца Михаила Васильевича Лукина, который тоже был художником. Папа рано ушел из жизни, мне было пять лет. Но я его помню и очень люблю. Считаю, что он мне помогает в живописном деле.
Девушка Севера. Фото: Илин
Леонид Александрович поставил мне сложный якутский натюрморт с чепраком, чоронами. Дал бумагу и акварель. И пока я его писала, он давал мне очень дельные советы как работать с натуры. Благодаря ему, можно сказать, поступила в Якутское художественное училище. А там меня встретил Эдуард Иосифович Васильев. Он тоже обрадовался, что дочь Лукина поступает. Все удачно сложилось. Три года проучилась. Потом я перевелась по воле мамы в Московское художественное училище памяти 1905 года. Перевелась тоже на третий курс. Мне хотелось более глубже заняться живописью, но опять попала на оформительское отделение, так как в тот год не было набора на отделение живописи. Через два года меняют наборы — два года на оформительское, два года на живопись. Пришлось мне опять на оформительском учиться.Москва мне с детства знакомый город. Я там бывала часто с мамой. Кстати, мои родители учились Москве и, будучи студентами, там познакомились. Так что, город меня очень вдохновлял, да и культурная жизнь там богаче: музеи, много различных выставок.
А какие судьбоносные встречи у вас там состоялись?
Мама познакомила меня с художником Христолюбовым Николаем Павловичем, который помог мне с переводом в московское училище. Но прежде он ознакомился с моими работами. Похвалил, и меня это вдохновило. Вообще для молодого начинающего художника очень важны добрые напутственные слова. Хотя некоторые педагоги считают, что можно любого с улицы научить рисовать. Но чтобы стать по-настоящему художником нужны талант и трудолюбие.
Расскажите о своей первой серьезной картине, которая потребовала от вас душевных и физических усилий?
Для каждого художника это, наверно, дипломная работа. Я тогда написала три картины. На тему "Праздник Севера": "Девушка Севера, "Танец Севера" и "Праздник Севера". Они довольно масштабные. В них необходимо было продемонстрировать все свое мастерство, все то, чему научилась. Потом одну картину я привезла с собой, а две остались в институте.
В каком жанре вы предпочитаете работать?
В реалистическом. Пишу маслом живопись.
Почему маслом?
У меня специальность станковая живопись. Она предполагает работу по холсту маслом. Но владею всеми техникам. Пишу акварелью, пастелью. Но в масле больше тайны. Каждый раз по-новому пишешь, набираешь цвета. И масло более долговечно. Хотя старые мастера, например, Микеланджело, Леонардо Да Винчи, работали темперой. Она больше подходит под росписи на стенах. У меня был такой опыт. В католическом храме расписывала стену.
Много времени ушло на роспись?
Долго. На эскизы много времени уходит. Года два искала, а воплощала полгода.
Откуда возникает идея создания картины?
Возникает по-разному. Иногда идея приходит молниеносно или наталкивает стечение обстоятельств. Например, картина "Бессонница". Как-то ехала в автобусе, мимо проезжал УАЗ, а там внутри автомашины лежал старик в телогрейке и ондатровой шапке. Он так на меня посмотрел, что у меня в сердце кольнуло — надо написать. Я эту идею воплотила. Приезжал искусствовед из Питера, так он целый час смотрел на эту картину. Сейчас она выставлена в Национальном художественном музее.
Бессоница. Фото: Илин
Иногда идея приходит во сне. Например, "Светящаяся в танце". Она мне приснилась. Конечно, не так, как картина, а в действии, даже снег искрился.А бывает говорят, что нужно готовиться к какой-то выставке по определенной теме. И начинаются поиски, обдумывание композиции. И случается, что первоначальная идея может поменяться, но тема остается.
Я люблю писать натюрморты.
Почему?
Сейчас натурщиков мало, никто не хочет часами позировать. А натюрморт поставишь и пишешь себе спокойно. Мне повезло, мастерская досталась от Элляя Семеновича Сивцева. И там было очень много старинных якутских вещей: чороны, туеса, старинные весы. Пока дочь художника не забрала, я писала с них картины.
Натюрморт. Фото: Илин
Старинные вещи сделаны с большим вкусом. Там все просчитано. Гармония полная. А сейчас в современных вещах уже что-то не то. Не знаю почему. Может вкус у народа поменялся. Что-то другое надо создавать, а не повторять то, что было.Знаете, иногда даже этюд быстрый уже является шедевром, чем картина, на которую потрачено много времени.
А что такое шедевр?
Проявление настоящего вкуса и какая-то завораживающая тайна, исходящая из картины. Шедевром может быть казалось бы простой натюрморт с одной вещью, но там такие притягательные цвета и свет, что чувствуется — художник вложил свою душу.
Мне не нравится, когда картины делают с фотографий. Я преподаю в Арктическом институте и учу студентов на это обращать внимание. Когда пишешь с натуры, там цвет совершенно другой. А на картинах, сделанных с фотографий, тени черные, нет воздуха и света.
Но есть у нас художник Васильев Эдуард Иосифович. Он не скрывает, что работает по фотографиям, но у него так мастерски это получается, что создает художественные произведения. Это тоже дар.
Помните картину Ивана Попова "Шаман"? Он ведь тоже его с фотографии писал, но картина сильная.
Это важно, когда художник частичку души вкладывает, тогда что-то получается.
Вы верите в существование высших сил?
Человек в черном. Фото: Илин
Да. Помню, делала как-то первую персональную выставку в доме правительства в 1998 году. Привезла работы. Вообще любое передвижение — это стресс для холста. Поэтому к нему относишься, как к ребенку, оберегаешь его. Иногда он идет волнами от влажности.Тогда выставка проводилась осенью. Привезли работы, повесили, и тут некоторые картины обвисли. И вдруг слышу какое-то легкое потрескивание, цокание в воздухе, и через какое-то время картины выравнялись, все встало на место. Как будто кто-то прошелся и выправил.
В какое время года вы любите и в какое время суток в основном пишите картины?
Люблю осень. Много красок. А пишу утром и днем, потому что живопись пишется только при дневном свете. При электрическом свете краски совсем по-другому смотрятся, можно переборщить с желтым светом.
Тогда получается, что нашим художникам сложно — у нас мало в году бывает дневного света.
Да.В зимнее время на работу всего два часа остается. Но для плодотворной работы этого достаточно. Когда пишешь, очень много энергии затрачиваешь. Не только рука работает, но и активный мыслительный процесс идет в голове.
Говорят, что художник должен быть голодным, чтобы творить. Это так?
Не надо понимать буквально. На мой взгляд, имеется ввиду, что ты человек независимый и творишь то, что твоей душе хочется. Ни у кого не спрашиваешь: "Мне это сделать, мне это можно так нарисовать?" Это профессия свободных.