Александр Ким-Кимэн принял в участие в работе IV Уральского форума конституционалистов и мероприятиях, приуроченных к 20-летию Уставного суда Свердловской области

5 октября 2018 года в столице Урала городе Екатеринбурге собрались ведущие учёные и практики в области конституционного права, в том числе судьи конституционных (уставных) судов из целого ряда регионов страны: Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александр Ким-Кимэн, Председатель Конституционного суда Республики Карелия Светлана Беньяминова, Председатель Конституционного суда Республики Башкорторстан Зуфар Еникеев, Председатель Уставного суда Санкт-Петербурга Наталья Гуцан, Председатель Уставного суда Свердловской области Вадим Пантелеев, представители судов общей юрисдикции и арбитражного суда по Свердловской области и Уральскому федеральному округу, военного суда Центрального военного округа, а также представители органов государственной власти Свердловской области, ведущих юридических вузов и научных институтов страны.

Уставному суду Свердловской области исполнилось 20 лет. Юбилейную дату отметили в рамках IV Уральского форума конституционалистов, который традиционно собирает в Екатеринбурге ведущих ученых страны в области права и правосудия.

Приветствуя собравшихся, председатель областного Уставного суда Вадим Пантелеев  отметил, что в 2018 году россияне отмечают юбилейные даты, связанные с очень важными, с точки зрения развития права в нашей стране, событиями. Это 25-летие действующей Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, и 100-летие самой первой в истории нашей страны Конституции, которую 10 июля 1918 года принял 5-й Всероссийский съезд Советов. Но и на фоне этих дат юбилей Уставного суда Свердловской области незамеченным не остался. Ведь, как напомнил в своём выступлении первый председатель Уставного суда Свердловской области Владимир Задиора , из 17 подобных судов, работающих сегодня в стране, областных только два, остальные — это конституционные суды республик, входящих в состав Российской Федерации.

Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Александр Ким-Кимэн в своем выступлении искренне поздравил своих коллег с юбилеем и вручил Почетную Грамоту Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Председателю Уставного суда Свердловской области Вадиму Пантелееву.

В рамках IV Уральского форума конституционалистов состоялась интересная дискуссия о развитии конституционного права и пропаганде конституционных ценностей. Модератором был заведующий кафедрой конституционного права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор Марат Саликов.

Александр Ким-Кимэн выступил с пленарным докладом на тему: "Конституционная (уставная) юстиция в Российской Федерации: состояние законодательства и перспективы его развития". В своем докладе он отметил, что в настоящее время требуют дополнительного урегулирования вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, юридической силы решений этих судов, а также федеральных правил судопроизводства, то есть те вопросы, которые определяют эффективность деятельности региональных органов конституционного правосудия, характер их воздействия на общественные отношения для обеспечения реализации прав граждан и благополучия населения, влияние на осуществление субъектами Российской Федерации своих статусных полномочий в соответствии с федеративной природой российской государственности, в целях совершенствования механизма исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений органов конституционной юстиции. А для того, чтобы эффективно задействовать потенциал региональной конституционной юстиции и стимулировать процесс ее формирования, необходимо модернизировать и развивать законодательные ресурсы судебно-процессуальных правил, действующих на федеральном уровне правового регулирования, инкорпорируя в них положения, регламентирующие статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в частности, посредством внесения в статью 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации изменений, предусматривающих урегулирование вопросов, связанных с юридической силой постановлений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, с исполнением судами общей юрисдикции и иными органами решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых этими судами в соответствии с их компетенцией, а также с закреплением унифицированного перечня их оптимально-универсальных юрисдикционных полномочий.

В связи с этим он привел слова всем хорошо известного ученого-конституционалиста Николая Васильевича Витрука, который отмечал: «Достаточно указать и на то, что более чем в половине субъектов РФ, в их конституциях и уставах предусмотрено создание конституционных и уставных судов, а во многих из них приняты соответствующие законы, но они в силу сопротивления правящих региональных элит упорно не учреждаются. Тем самым цинично игнорируется воля народа, а федеральная власть безучастна к этой тенденции. В многочисленных научных исследованиях, в десятках диссертаций убедительно обосновываются насущная необходимость и конституционно-правовая обязательность создания конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации либо передача субъектами Российской Федерации полномочий по осуществлению конституционно-уставного контроля Конституционному Суду России в целях создания единого конституционного и конституционно-уставного пространства. К сожалению, власть глуха к подобного рода научным изысканиям и предложениям».

Далее, докладчик отметил, что представляется возможным отметить, что хотя федерализм и не определяет природу и сущность судебной власти, но, тем не менее, обусловливает ее территориальную организацию и внутрисистемные отношения. В свое время Г. Кельзен указывал на то, что существует закономерность, в соответствии с которой идея федерализма дает мощный импульс развитию конституционного правосудия. По его мнению, и то и другое явление — федерализм в системе вертикального, а конституционное правосудие в системе горизонтального разделения властей — следует считать существенным элементом конституционного строя, основанного на разделении властей, противодействующим чрезмерной концентрации государственной власти.

Современная модель российского федерализма предполагает организацию судебной системы обусловленную влиянием феномена, который в научной юридической литературе получил определение «судебный федерализм», понимаемое как система юрисдикционных, процессуальных и организационных правил такого режима устройства судебной власти, с помощью которых обеспечивается приспособление института судебной власти к федеративному характеру государственно-правовых отношений. Институт судебного федерализма характеризуется как особенность организации судебной власти в федеративном государстве, вытекающая из сочетания конституционных принципов федеративного государственного устройства. Признаки судебного федерализма заключаются в требованиях государственной целостности и закреплении основ судебной системы на общефедеральном уровне и единых правилах судопроизводства, а также наличием двухуровневой системы судебных органов, конституционным разграничением предметов ведения, применением судами не только федерального, но и регионального законодательства, формированием судебных органов государственными органами субъектов Федерации.

Сложившаяся в Российской Федерации система государственной власти предполагает существование федеральных судов и органов судебной власти субъектов Российской Федерации в качестве конституционных (уставных) судов как необходимого условия реализации не только конституционного принципа разделения государственной власти, но и федерализма как одного из основ конституционного строя Российского государства.

Следовательно, в тех субъектах Российской Федерации, где отсутствуют судебные органы конституционного контроля, нет полноценной судебной власти, не реализуется принцип разделения властей как системы сдержек и противовесов.

Создание и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации – результат реализации принципа российского федерализма. Роль и значение региональной конституционной юстиции проявляется в том, что данный институт судебной власти субъектов Российской Федерации, находясь в единой судебной системе Российской Федерации, выступает в качестве гарантии соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами норм основных законов субъектов Российской Федерации, корректирует их нормотворческую деятельность, исправляя дефекты текущего законодательства, удерживает его в русле конституционных ценностей, а также предоставляет гражданам и общественным объединениям дополнительную судебную защиту их основных прав и свобод.

Состояние конституционной законности в России во многом зависит от исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, от последовательного адекватного учета в правотворческой деятельности публичной власти правовых позиций этих судов. Высокий уровень исполнения решений органов конституционной юстиции стал сегодня качественным свойством регионального конституционного правосудия.

Своевременное и в полном объеме исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации служит обеспечению единого конституционно-правового поля и незыблемости основ конституционного строя Российской Федерации в условиях федеративного государства. Поэтому вопросы исполнения решений органов конституционной юстиции не утрачивают своей актуальности для теории и практики современного отечественного конституционализма. Вопросы исполнения итоговых решений органов конституционной юстиции продолжают нуждаться в детальной разработке, поскольку при игнорировании судебных решений теряется смысл существования и деятельности органов конституционного правосудия. Неисполнение решений судебных органов конституционного контроля, направленных на восстановление конституционной законности и основных прав и свобод человека и гражданина негативно отражается на всей российской судебной системе и авторитете судебной власти. Без надлежащего и своевременного исполнения решений органов конституционной юстиции не только значительно снижается уровень доверия населения к правосудию, но и представляет собой угрозу правопорядку, поскольку такое неисполнение умаляет значение конституционных актов.

Эти и другие вопросы были обсуждены нами 14 декабря 2017 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Исполнение решений органов конституционной юстиции: состояние законодательства и перспективы его развития», который состоялся по инициативе Конституционного суда Республики Саха (Якутия) при всемерном участии и поддержке Председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса.

В завершении Александр Ким-Кимэн выразил надежду, что вопросы законодательного регулирования правоприменительной практики деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации будут совершенствоваться в интересах развития российской федеративной государственности.

Также в рамках IV Уральского Форума конституционалистов председатели конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации встретились с Председателем Законодательного собрания Свердловской области Людмилой Бабушкиной. В целом встреча была взаимно интересной и содержательной.

В Екатеринбурге прошли мероприятия, приуроченные к 100-летию Свердловского юридического института, а ныне Уральского государственного юридического университета. 

В разное время в Университете работали такие учёные и педагоги, как  С.С.  Алексеев,  А.А. Евстифеев,  В.Б.  Исаков,  А.Н. Кокотов,  О.А. Красавчиков,  Н.А. Шайкенов,  В.Ф.  Яковлев  и другие известные правоведы, которые считаются основателями самостоятельных направлений и школ в юридической науке.

В своем выступлении Александр Ким-Кимэн высказал слова благодарности в адрес ведущего юридического вуза страны, из стен которого вышло множество высококвалифицированных специалистов, в том числе и для Республики Саха (Якутия). Наград и поощрений от имени Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия) были удостоены Президент УрГЮУ Виктор Перевалов, ректор УрГЮУ Владимир Бублик и заведующий кафедрой конституционного права УрГЮУ Марат Саликов.

Секретариат Конституционного суда РС (Я)

 
По теме
В 2018 году исполняется 100 лет со дня создания военных судов Российской Федерации и 65 лет Якутскому гарнизонному военному суду.
09 октября в открытом заседании Конституционного суда Республики Саха (Якутия) Председателем суда Александром Ким-Кимэн было оглашено Постановление по делу о проверке конституционности положений Закона Республики Саха (Я
О Постоянном представителе Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации   Назначить Федотова Андрея Сандаминовича Постоянным представителем Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.
О председателе Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики   Назначить Николаева Прокопия Романовича председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики.
О председателе Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)   Назначить Лепчикова Дмитрия Николаевича председателем Государственного комитета по обеспеч
2 октября 2018 года Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Председатель Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Александр Ким-Кимэн,
2 октября 2018 года в зале заседаний Конституционного суда Республики Саха (Якутия) состоялась встреча Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия),
О председателе Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения   Назначить Москвитина Степана Ивановича председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения.
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
JPG Файл - УМВД Республики Саха (Якутия) В дежурную часть отдела МВД России по Мегино-Кангаласскому району обратился представитель предприятия, занимающегося автоперевозками, с сообщением о краже 9 грузовых автошин.
УМВД Республики Саха (Якутия)
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)
В Якутии стали известны  10 лучших архивов республики - Правительство Республики Саха (Якутия) Муниципальные архивы  Аллаиховского, Мирнинского, Намского, Нерюнгринского, Нюрбинского, Сунтарского, Таттинского, Усть-Алданского, Чурапчинского районов и города Якутска признаны лучшими в регионе.
Правительство Республики Саха (Якутия)