О мероприятиях по контролю регулирования мамонтовой фауны

Министерству охраны природы РС (Я) известны факты незаконной добычи мамонтовой кости в ряде районов республики.

В Республике Саха (Якутия) решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов принимаются Министерством промышленности и геологии PC (Я) по геологии, которое в пределах своей компетенции выдает лицензии на сбор коллекционных палеонтологических материалов. В дальнейшем решение рассматривается и оформляется Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (Якутнедра).

Министерство в пределах полномочий согласовывает предоставление участков для сбора коллекционных материалов на особо охраняемых природных территориях республиканского значения. На особо охраняемых природных территориях республиканского значения, в соответствии с их положениями, запрещается разработка полезных ископаемых, все виды нарушений почвенного и растительного покрова, выходов минералов, обнажений горных пород, распашка земель, производство взрывов.

По согласованию с Министерством, при условии сохранения природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях, допускается сбор коллекционных и других материалов, необходимых для выполнения плана научно-исследовательских работ (п. 5.4. Типового положения о ресурсных резерватах, утверждённого постановлением Правительства PC (Я) от 27.11.1997 г. № 515), а также сбор палеонтологических останков мамонтовой фауны представителями коренных малочисленных народов (п.1 ст.8 Закона PC (Я) от 31.03.2005 г. 3 № 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» и ч.4 ст. 10, ч.2 ст. 12, ч.З ст. 16 Закона PC (Я) от 01.03.2011 г. 910-3 № 713-IV «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)»).

Мамонтовая фауна имеет общегосударственное значение, в том числе как экспортный товар. Бивень и кость мамонта является минеральным сырьём, её добыча регулируется Федеральным законом «О недрах», который не до конца учитывает особенности ресурса. Отмечаем отсутствие чёткой нормативной базы по сбору, реализации, вывозу палеонтологических остатков мамонтовой фауны. Правовым пробелом, прежде всего, является то, что данный объект в административном и уголовном законодательстве не определен как объект правонарушения, не относится к общераспространенным полезным ископаемым.

Республикой предпринимались попытки установить нормативно-правовое регулирование еще с 1991 года, когда был принят Указ Президента PC (Я) № 199 «О неотложных мерах по охране, сбору, закупке, использованию бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия)» (отмененный решением Верховного суда). Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 г. 250-3 N 507-Ш «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны», участки сбора мамонтовой кости были отнесены к недрам местного значения, муниципальные образования были уполномочены выдавать разрешения на «попутный сбор». Это позволяло вести эффективный контроль и регулирование рынка мамонтовой кости, с учётом объёмов добычи. В настоящее время эти положения Закона, к сожалению, утратили силу.

В 2012 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) был разработан законопроект, предлагающий участки недр, содержащие бивни (кости) мамонта, отнести к участкам недр местного значения. Это позволило бы органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно регулировать данный вопрос. Однако, данный законопроект не был поддержан.

Осуществление контроля процесса добычи и сбыта мамонтовой кости ведут федеральные органы исполнительной власти  (Якутнедра, Росприроднадзор). На данный момент осуществление контроля в мамонтовой сфере требует совершенствования и передачи  полномочий субъектам Российской Федерации.

Государственные инспектора охраны природы регулярно проводят рейдовые проверки на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, задерживают и привлекают к ответственности нарушителей природоохранного законодательства в основном за незаконное нахождение и за неразрешенную деятельность на особо охраняемой природной территории (ст. 8.39 КоАП РФ). В общедоступных угодьях задержание и привлечение к ответственности становится крайне трудной, так как данное деяние в административном и уголовном законодательстве не определено как объект правонарушения.

Так, в сезон сбора останков мамонтовой фауны, в 2016 году на ООПТ  Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Усть-Янского и Нижнеколымского районов всего проведено 33 рейдовых мероприятия, в ходе которых выявлено 36 нарушений режима ООПТ по статье 8.39 КоАП России (нарушение режима ООПТ). В рамках взаимодействия с Пограничным отделом ФСБ РФ по РС (Я) Министерство охраны природы РС (Я) проводит совместные рейды на Новосибирские острова. Инспекторами ООПТ постоянно проводятся обходы территории ООПТ.

В 2017 году во исполнение Требования Якутской природоохранной прокуратуры от 02.06.2017 № 17-2017/1 и в соответствии с согласованным планом проведения совместных мероприятий с сотрудниками Управления Росприроднадзора по РС (Я) и ЛТУ Росрыболовства в период с июля по август 2017 г. проведены контрольно-надзорные мероприятия на территории Абыйского, Аллаиховского, Верхоянского и Усть - Янского районов.

На территории Абыйского района контрольно-надзорные мероприятия проведены на территории РР «Бассейн Бадярихи» и на р. Тирэхтэх (угодья общего пользования). Мероприятия по контролю на территории Аллаиховского района проведены на участке Берелех (на участке Эрча) и Аччыгый – Аллаиховское костище. В середине июля т.г. проведены  рейдовые мероприятия по выявлению нарушений природоохранного законодательства на административной территории Верхоянского района (Стоянка Бунге – Толля (Юнугей)), а на Усть-Янском районе - местности «Янское кладбище мамонтов» (археологический памятник, гора Мус-Хая, в 50 км. от с. Казачье).   В указанных районах обнаружены локальные участки промывки грунта мотопомпами.

По итогам проведенных мероприятий на территории Абыйского и  Аллаиховского районов выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области нарушения режима особо охраняемых природных территорий. Составлены административные материалы по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении 15 физических лиц, предъявлен административный штраф на общую сумму 45,0 тыс. рублей и по п.1.2. ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ. В ходе патрульно-рейдовых мероприятий на территории Верхоянского района проверено 17 физических лиц и выявлено 6 нарушений по ст. 7.6 КоАП РФ.

Рейдовые обследования на территории Арктической зоны Якутии в области незаконной добычи мамонтовой фауны будут продолжены и в дальнейшем на регулярной основе. 

 
По теме
 В ходе дискуссий выявился определенный конфликт между теми, кто стремится купировать нарастающие экологические риски и сберечь уникальное природное богатство для нынешнего и будущих поколений, и теми,
Прокуратурой республики проверено исполнение органами государственной власти и специализированными учреждениями республики законодательства при подготовке к весеннему половодью, пожароопасному сезону 2024 года.
Якутская природоохранная прокуратура Республики Саха (Якутия) провела проверку соблюдения требований законодательства о недрах и об охране окружающей среды.
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru