Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Дина Кирнарская развенчала мифы о слухе

Дина Кирнарская развенчала мифы о слухе - ИА SakhaLife.Ru
Дина Кирнарская развенчала мифы о слухе - ИА SakhaLife.Ru
Дина Кирнарская развенчала мифы о слухе - ИА SakhaLife.Ru
Фото: sakhalife.ru

Дина Константиновна Кирнарская профессор, проректор Российской музыкальной Академии им. Гнесиных на днях приехала в Якутию по приглашению Центра проекта «Музыка для всех» при ВШМ РС(Я) для вручения Именной премии М.Е.Николаева «Знанием победишь» М.ЕЕе приезд для музыкальной жизни Якутии всегда масштабное событие, каждое ее выступление и участие  в мероприятиях  празднования 80-летнего юбилея М.Е.Николаева вызывало живой отклик не только у музыкантов, но и у широкой  общественности. Дина Кирнарская является членом научно-методического Совета и  участницей I и II Медународных конгрессов  проекта «Музыка для всех». Я попросила ее поделиться впечатлениями о проведенном семинаре«Инновационные подходы в преподавании исторических и теоретических дисциплин в образовательных учреждениях культуры и искусств».

Корр. Дина Константиновна, как прошел Ваш семинар? Какие впечатления?

Д.К. Как Вы понимаете, о впечатлениях о семинаре лучше спросить слушателей, ради которых он, собственно, и проводится. Для меня же семинар был попыткой привлечь внимание музыкальной общественности к проблемам современного музыкального образования. Ведь в нашей области накопилась огромная инерция, которая частенько мешает нашему движению вперед. Начать с самого простого, с утверждения, что для занятий музыкой необходим хороший слух, а еще лучше абсолютный. А вот и нет. Наши слуховые возможности чрезвычайно разнообразны, и то, что традиционно называют слухом, лишь некоторая часть этих способностей. И в результате важными оказываются свойства, на которые мы не слишком обращали внимание: увлечение, отзывчивость, любовь к музыке, умение и желание сопереживать ей и откликаться на ее эмоциональный настрой. Практически от подобного умения как раз и зависит то, что психологи называют мотивацией, то есть стремлением заниматься именно этим делом, отдавая ему свое время и силы. Т.е. если Вы сопереживаете музыке, если она задевает Ваши сердечные струны, значит, Вы – человек музыкальный и будете заниматься с пользой и удовольствием, и не столь уж важно, есть ли у Вас этот пресловутый «слух» или он у Вас не слишком развит. Если любите музыку – слух появится, придет с опытом.

Корр. Неужели «миф о слухе» — это главный и единственный предрассудок, который мешает нам приобщить к музыкальному искусству как можно больше людей, особенно детей и подростков?

Д.К. Нет, конечно, не единственный. Есть много мифов, укоренившихся в сознании музыкантов-педагогов. Например, их стремление чуть ли не каждого ученика мыслить как будущего музыканта, готовя его к будущим тяготам музыкантской профессии – концертному стрессу, многочасовым ежедневным занятиям, постоянной тренировке слуха на уроках сольфеджио… А ведь большинству наших учеников это вовсе не нужно: они хотели бы быть музыкально развитыми людьми, получающими удовольствие от музыкального искусства. Да-да, именно удовольствие или по-английски fun… Это ключевое понятие, которое должны держать в уме педагоги-музыканты. Ученикам должны быть в радость их музыкальные занятия, они должны быть интересны детям и даже, не побоюсь этого слова, развлекать их. Ни в коем случае нельзя муштровать учеников, давать им чрезмерно трудные задания, портить настроение «двойками» и постоянными придирками и требованиями. Я бы даже сказала, что критерием успешности учителя музыки следует считать сохранность контингента, чтобы ученики не уходили. А если дети от кого-то бегут, и это происходит систематически, то есть повод задуматься и самому педагогу и директору школы.

Корр. Но ведь есть программа, которую педагог обязан выполнять, есть, в конце концов, всевозможные конкурсы, лауреатские звания, которых дирекция ждет от педагога невзирая ни на что… Как же тут быть?

Д.К. То, что Вы говорите, нужно далеко не всем. Ребята хотели бы немного музицировать, играть для себя, а блистать на сцене им вовсе не нужно. Но, естественно, педагог хочет признания своих заслуг, он хочет «показать товар лицом», иногда даже вынужденно. Ответ прост: эти упражнения, с позволения сказать, годятся лишь для одаренных учащихся, как их теперь называют, «способных и мотивированных», то есть для тех, кто или видит себя музыкантом в будущем или просто желает отличиться, быть впереди, лучше всех – вполне достойные амбиции для любого человека… Что ж, в этом случае нужно владеть техникой занятий с одаренными учащимися. Я это называю педагогической техникой «творческого стресса», то есть расширения творческой самостоятельности ученика, стимулирования его самостоятельного поиска. Только в этом случае, когда истина рождается в результате собственного творческого труда, а не навязывается педагогом, ученик по-настоящему раскроется и чего-то добьется. Здесь нельзя разжевывать и класть в рот, что называется, нельзя зубрить, натаскивать… Об особенностях работы с одаренными учениками мы тоже говорили на семинаре.

Корр. По-моему не то что самим играть или хорошо петь, но даже слушать музыку не всегда удается. Я имею в виду, что не каждому нравится то, что мы называем музыкальной классикой. И бесполезно взывать и говорить, что это «неотъемлемая часть культурного наследия человечества»… Скучно человеку, не любит он Моцарта, Баха, Чайковского, не говоря уже о музыке более новой, даже такой, которая теперь считается классической, как, скажем, Прокофьев и Шостакович… И как приобщить людей к музыке, если это вообще возможно?

Д.К. Во-первых, при всей пользе и красоте музыкального искусства есть люди, которым оно не близко; вообще никакое, даже массовое, и люди в этом смысле ничего никому не должны – это само собой разумеется. Во-вторых, большинство людей не имеют опыта общения с серьезной музыкой: они ее не слушали ни в детстве, ни в юные годы, а привычка, вернее, ее отсутствие, становится иногда большим препятствием. Однако выход есть. Я это называю комментарием музыки через другие искусства: ведь композиторы жили не в вакууме, рядом с ними творили художники из других областей – литераторы, поэты, живописцы и архитекторы, философы и артисты. Всякая эпоха рождает собственное понятие о красоте, всякая эпоха понимает человека, его долг, основные смыслы его бытия, его сущностные качества по-своему; всякое время рождает свой стиль жизни, свой быт, свою манеру поведения и общения. И всё это богатство так или иначе запечатлено в музыке, о которой можно рассказать, опираясь не только на музыку как таковую, но на то, что ее объединяет с другими искусствами – на атмосферу, на способ чувствовать и мыслить, на понимание развития, на понимание формы… На семинаре я пыталась привлечь педагогов-музыкантов к такому расширительному пониманию музыкального искусства, призывая их помочь нашим слушателям раскрыть для себя классическую музыку через параллели и пересечения с миром других искусств. Собственно, моя книга «Классическая музыка для всех» и портал www.school.edu.ru , где есть музыкальная коллекция – фрагменты с комментариями – эти материалы построены именно на принципе родства музыки и других искусств. По-моему, весьма полезный разъясняющий принцип… Для себя я его называю интер-арт метод.

Корр. И как Вам показалось, нашли ли Ваши идеи сочувствие в нашем педагогическом сообществе?

Д.К. Как я уже говорила, об этом лучше спросить у слушателей. Но что касается моих собственных впечатлений, могу сказать, что педагоги-музыканты Якутии, которые были на семинаре, работали очень активно, задавали вопросы, чувствовалось, что они с огромным интересом и отдачей работают, что они очень любят свою профессию и желают того же, чего и я – чтобы детям нравилось заниматься музыкой, чтобы они это учились с радостью, и педагоги действительно готовы делать всё от них зависящее для того, чтобы каждый якутский ребенок превратился в Человека Музыкального или по-латыни Homo Musicus… Так называется глава моей книги, где я рассказываю о том, что музыкой заниматься нужно всем просто для развития интеллекта. Ведь музыка – древнейший язык, и овладение им ставит юный мозг на ноги, делает его более гибким и восприимчивым.

Корр. Да, я знаю, Ваши «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу» широко известны в нашей республике. У нас даже чашка такая есть, сувенирная. Вы, вероятно, видели ее… Думаю, что многих Ваши аргументы убедили. Возможно, поддавшись Вашим словам, родители часто спрашивают: можно ли приобщать к музыке совсем маленьких детей, до двух лет, и если можно, то как?

Д.К. Тут как и во всех случаях надо отталкиваться от реакций ребенка, которые могут быть весьма разными. То есть продвигаться осторожно, проверяя каждый шаг откликом нашего маленького слушателя, которого уже можно назвать музыкантом, если он будет подпевать и пританцовывать. Хорошо и полезно включать ребенку нескольких месяцев от роду легкую классику, в буквальном смысле легкую. То есть не многозвучную и не громогласную, можно даже сказать, прозрачную по характеру звучания. Это может быть Моцарт, может быть Вивальди, «Времена года» Чайковского, «Детские альбомы» Прокофьева, Чайковского и Шумана. Когда ребенок чуть подрастет, хорошо бы включить в его «музыкальный рацион» музыку, где явно прослушиваются танцевальные ритмы и стимулировать, чтобы ребенок двигался под музыку.

Корр. Но ведь это может быть и не классика. Разве нет? Можно прекрасно двигаться под рок-музыку, под музыку других современных направлений…

Д.К. Можно-то можно. Но будет ли это полезно растущему мозгу, вот в чем вопрос, как говорил Гамлет… Классическая музыка гармонична и совершенна, ее красота божественна. Говорю банальности, знаю, что Вы будете улыбаться. Но… Многое в жизни действует на нас подсознательным образом и даже всесильная наука, которая вовсе не всезнающа и не всесильна, конечно.   Даже всесильная наука не может объяснить многое, в частности, все нюансы и подробности связи нашей души с музыкой. Опять вспомним Гамлета: «Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам»…  Скорее, из опыта мы можем утверждать, что пьесу «К Элизе» или «Лунную сонату» Бетховена можно и хорошо слушать едва ли не с колыбели, а вот с хэви-металом лучше подождать. Начну объяснять почему, и наша с Вами беседа никогда не кончится.

Остановимся на том, что пение и танец под классическую музыку, импровизационные движения и голосовые проявления ребенка можно только поддерживать: пусть слушает и пропитывается музыкой Шопена, Баха, Чайковского, Гайдна, Моцарта и прочих корифеев. При этом сюиты и партиты Баха для ребенка хороши, а «Страсти по Матфею» или «Месса си минор» нет. Ребенку противопоказаны такие авторы как Шенберг, например, или даже Шостакович. Не слишком хорош и Рахманинов, хотя взрослым он кажется даже «поп-композитором»; не нужен и Скрябин. Из Вагнера хороши лишь инструментальные популярные фрагменты, такие как «Шелест леса» и «Полет валькирий», то есть музыка явно иллюстративная. В целом же не нужно давать слушать музыку трагическую, чрезмерно серьезную и резкую по звучанию. Всё же остальное только поможет становлению детской психики и будет стимулировать умственное и духовное развитие маленького человека.

Корр. Что посоветуете для поддержания интереса детей к музыке дома? Может какие-нибудь занимательные игры?

Д.К. Вероятно, Вы имеете в виду уже не младенцев, а детей 3-5 лет или даже младшего школьного возраста. Что ж, эти дети больше всего любят играть, Вы это совершенно верно заметили в своем вопросе, и для них игра всё, где они взаимодействуют с другими. Тут важна даже не столько музыка, сколько условия ее домашнего исполнения. Самое лучшее, если в семье кто-то играет или поет – слаще этой музыки ничего на свете нет. Пусть брат или сестра играют неважно (по мнению взрослых), пусть папа еле перебирает клавиши баяна, но их игра лучше любых профессиональных записей. Если можно играть на инструменте вместе с ребенком – это тоже идеал. Например, старшая сестра музицирует на фортепиано, а ребенок хлопает в такт, трясет погремушками, хлопушками или чем может, то есть соучаствует. Соучастие – вот ключ интереса человека к чему угодно, а к музыке тем более, которая родилась и возмужала в коллективе в прямом смысле слова.

На стадии дошкольного детства полезно как и раньше сопровождать слушание музыки хаотичным танцевальным и вокальным «аккомпанементом» – тут ребенка не стоит контролировать или смущать; пусть как хочет, так и двигается или как-то иначе реагирует на музыку. Не говорите ему «Молчи! Сиди и слушай!» Наоборот, пусть ведет себя как хочет и поймет, что музыка – это область Свободы, где он может выражать себя по своему усмотрению. Более того, активное участие ребенка в музицировании в любой форме хорошо бы поощрять, побуждать его включаться так как ему удобно. Пусть музицирует сам вместе с звучащей музыкой в любой доступной ему форме, пусть даже нажимает на клавиши или дергает струны, если они есть в доме – это не принесет вреда ни инструментам ни самому ребенку.

Хорошо, чтобы ребенок выбрал, что он желает послушать; просите его сравнивать между собой музыкальные произведения, описывать их, чтобы он стал как бы маленьким критиком услышанного. Можете давать ребенку небольшие задания, побуждать его рисовать под музыку, а затем комментировать свои рисунки, объясняя, почему именно эта музыка вызвала у него именно такие картины. Можно устраивать «музыкальные выставки», то есть выставки всего, на что ребенка побудила музыка будь то рисунки, вышивание, выпиливание, лепка или что угодно еще… Пусть эти выставки будут только домашними: ребенок будет рад, что его фантазии под музыку получили признание.

Корр. Насколько я поняла, Вы имеете в виду, что общение с музыкой, которое можно организовать дома, каким бы оно ни было, всегда будет полезно ребенку. И даже просто обычное слушание, когда ребенок остается пассивным слушателем, как взрослые в концертном зале?

Д.К. Бесспорно. Скажу даже больше: если ребенку интересно слушать музыку «просто так», если она для ребенка как бы самодостаточна, если она захватывает его целиком, то это говорит о большой музыкальности. Если Вы замечаете у ребенка потребность в слушании музыки, если он тянется к инструменту, постоянно бренчит или пытается музицировать несмотря на явное неумение, то это часто бывает признаком хороших способностей. От души желаю всем детям Якутии интересного и приятного общения с музыкальным искусством, от которого они непременно выиграют.

Корр. Спасибо, Дина Константиновна, за интересную увлекательную беседу. Поздравляю Вас с Премией М.Е.Николаева «Знанием победишь». У меня маленький ребенок и то, что Вы рассказали я попытаюсь обязательно внедрить в свою семью.

 

Источник: Анна Колодезникова, студентка факультета журналистики СВФУ. Пресс – центр Высшей школы музыки РС (Я).
Участники семинара «Музыка для всех — Детские сады»: «Это была отличная возможность для расширения кругозора и самообразования» - Министерство образования РС(Я)Проект «Музыка для всех — Детские сады» стартовал 13 августа 2017 года, как одно из направлений проекта «Музыка для всех».
21.11.2017 Министерство образования РС(Я)
Профессор Дина Кирнарская рассказала об «эволюционной лестнице талантов» - ИА SakhaLife.RuС 10 по 13 ноября 2017 г. на базе Высшей школы музыки прошли курсы повешения квалификации Российской академии им.
17.11.2017 ИА SakhaLife.Ru
В детских садах Якутии будет внедрена методика Шейлы Вудворд - ИА SakhaLife.RuС 14 по 16 ноября в Якутске проходит семинар по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» — «Музыка для всех – детские сады».
14.11.2017 ИА SakhaLife.Ru
В детских садах будет внедрена методика Шейлы Вудворд по приобщению детей к миру звуков и музыки - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU С 14 по 16 ноября в Якутске проходит семинар по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» - «Музыка для всех – детские сады».
14.11.2017 SakhaPress.Ru
В детских садах будет внедрена методика Шейлы Вудворд по приобщению детей к миру звуков и музыки - Министерство образования РС(Я)С 14 по 16 ноября в Якутске проходит семинар по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» - «Музыка для всех – детские сады».
14.11.2017 Министерство образования РС(Я)
Для музыкальных руководителей состоится семинар раннему музыкальному воспитанию - Министерство образования РС(Я)Музыкальных руководителей приглашают повысить свою квалификацию, приняв участие в работе семинара по раннему музыкальному воспитанию в рамках реализации республиканского проекта «Музыка для всех» - «Музыка для всех – дет
08.11.2017 Министерство образования РС(Я)
Преподавателей музыки приглашают на курсы повышения квалификации - Министерство образования РС(Я)Как отбирать и привлекать детей к музыкальным занятиям, кому и почему надо непременно заниматься музыкой и как их уговорить, как заниматься с основной массой детей,
01.11.2017 Министерство образования РС(Я)
Преподавателей музыки приглашают на курсы повышения квалификации - ИА SakhaLife.RuКак отбирать и привлекать детей к музыкальным занятиям, кому и почему надо непременно заниматься музыкой и как их уговорить, как заниматься с основной массой детей,
01.11.2017 ИА SakhaLife.Ru
Поздравление министра культуры РФ В.Мединского - Министерство культурыОрганизаторам, участникам и гостям Дней Якутии в Москве   Уважаемые друзья!
15.12.2017 Министерство культуры
Высший пилотаж мастеров искусств Якутии - ИА SakhaLife.RuНадо было видеть корзину цветов от правительства Москвы якутским мастерам искусств, которые дали потрясающий концерт в Российском академическом молодежном театре, что в самом центре театральной Москвы.
15.12.2017 ИА SakhaLife.Ru
Cердцеед якутской оперы – Николай Попов - ИА SakhaLife.RuХотите узнать о его жизненном и творческом пути? Пожалуйста! Включайте передачу «Музыкальный Якутск», 15 декабря на канале «Звезда» и вы узнаете о нём всё!
15.12.2017 ИА SakhaLife.Ru
Высший пилотаж мастеров искусств Якутии - Министерство культурыНадо было видеть корзину цветов от правительства Москвы якутским мастерам искусств, которые дали потрясающий концерт в Российском академическом молодежном театре, что в самом центре театральной Москвы.
15.12.2017 Министерство культуры
Концерт Филармонии Якутии ярким аккордом завершил Дни Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге - Постоянное представительство РС(Я) в г. Санкт-Петербурге  11 декабря ярким заключительным аккордом завершились Дни Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге, посвященные 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства,
15.12.2017 Постоянное представительство РС(Я) в г. Санкт-Петербурге
В ОМВД России по Нерюнгринскому району обратился 61-летний житель г. Нерюнгри, который сообщил, что из его квартиры похищены принадлежащие ему денежные средства в сумме 1 200 000 рублей.
15.12.2017 МВД Республики Саха (Якутия)
В дежурную часть полиции Нерюнгринского района поступило телефонное сообщение от сотрудника одного из продуктовых магазинов города о том,
15.12.2017 МВД Республики Саха (Якутия)
Согласно данным проведенного прокуратурой республики анализа, в период 11 месяцев т.г.
15.12.2017 Прокуратура РС(Я)
Проект «Россия – моя история» защитили от критиков - Министерство культуры13 декабря в Международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» (г. Москва) прошла пресс-конференция о работе мультимедийных исторических парков «Россия – моя история».
15.12.2017 Министерство культуры
Высший пилотаж мастеров искусств Якутии - Министерство культурыНадо было видеть корзину цветов от правительства Москвы якутским мастерам искусств, которые дали потрясающий концерт в Российском академическом молодежном театре, что в самом центре театральной Москвы.
15.12.2017 Министерство культуры
Названы имена лучших библиотекарей и социальных педагогов года - Министерство образования РС(Я)14 декабря с.г. в актовом зале АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.
15.12.2017 Министерство образования РС(Я)
O Центре спортивной медицины и реабилитации - Министерство спортаВ современном спорте система подготовки спортсменов высокого класса включает в себя множество компонентов, взаимосвязанных между собой.
15.12.2017 Министерство спорта
Соревновательный процесс усовершенствуют – конференция Всероссийской федерации мас-рестлинга - Администрация Правительства и Президента РС(Я)13 декабря в Москве на конференции Всероссийской федерации мас-рестлинга обсудили перспективы развития национального вида спорта.
14.12.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
На Кубке мира по мас-рестлингу в Москве сразятся спортсмены из 24 стран - Администрация Правительства и Президента РС(Я)На финальный этап Кубка мира мас-рестлингу заявились спортсмены из 24 стран мира.
14.12.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
Айталина Соколова: Указ главы о борьбе с нелегальным бизнесом сократит теневую занятость
Сегодня штрафные санкции за незаконную предпринимательскую деятельность по извлечению прибыли в отношении незарегистрированных должным образом граждан — мизерные.
Газета Якутия
Речпорт и К° без конкретики - Газета Якутия
Речпорт и К° без конкретики
Что заявили новые владельцы ХК "Якутский речной порт" Признаться, идя на брифинг, посвященный теме продажи Холдинговой компании «Якутский речной порт» группе компаний «Старвей»,
Газета Якутия
Историческая память: В Якутске презентовали третье издание справочника о почетных гражданах города
В год 385-летия столицы республики вышло в свет третье издание библиографического справочника «Почетные граждане города Якутска».
Газета Якутия
Высший пилотаж мастеров искусств Якутии - Министерство культурыНадо было видеть корзину цветов от правительства Москвы якутским мастерам искусств, которые дали потрясающий концерт в Российском академическом молодежном театре, что в самом центре театральной Москвы.
15.12.2017 Министерство культуры
В Якутии перезагрузят центры занятости населения - Администрация Правительства и Президента РС(Я)В 2018 году в Якутии будет создано три центра деловой активности путем объединения центров занятости населения с учебными центрами.
15.12.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
МВД Якутии вернет изъятые драгоценности - ИА SakhaLife.RuВ целях передачи по принадлежности, изъятых в период с 1992 по 2012 годы материальных ценностей (ювелирные изделия и лом ювелирных изделий из драгоценного металла, драгоценные, полудрагоценные камни, иностранная валюта),
15.12.2017 ИА SakhaLife.Ru
Large d25b8381 - Президент РС(Я) Егор Борисов14 ДЕКАБРЯ Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов принял участие и выступил на сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Поворот России на Восток: следующее десятилетие».
15.12.2017 Президент РС(Я) Егор Борисов
Image title - Президент РС(Я) Егор Борисов14 ДЕКАБРЯ Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов принял участие в расширенном заседании Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
15.12.2017 Президент РС(Я) Егор Борисов