Обзор наиболее значимых изменений в практике применения Закона № 44-ФЗ в 2017 г.

Наиболее значимые изменения при подготовке к проведению закупок для государственных и муниципальных нужд в 2017 году

Каковы итоги 2017 года, если смотреть практику по 44-ФЗ? Что стало очевидно в 2017 году? Главным практическим итогом 2017 года, по мнению спикера, является подтверждение абсолютного провала так называемой третьей реформы госзакупок, что подтверждается практикой применения наиболее важных аспектов, которые положены в основу идеологии данного закона. Все основные положения реформы и закона ведут к провалу всю систему закупок. Что есть на данный момент?

1) Закупки в ЕИС   (часть 5 статьи 99 Закона 44-ФЗ о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Многие знают о том, что в первом квартале года было почти невозможно совершать закупки в ЕИС. Для того, чтобы разместить информацию, нужно сперва отправить ее на контроль. Но зачем нужно проверять ту информацию, которая и так вносится в ЕИС? Результатом стало то, что система закупок перестала работать в ЕИС в первом квартале 2017 года. Даже начали говорить о том, что стоит выйти из ЕИС и создать региональный портал, автономный от нее.

Контроль осуществляется Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами. После череды проблем и действий было вынесено решение трансформировать процессы, приостановлен  блокирующий контроль в рамках ч. 5 ст. 99 44-ФЗ.   Органы финансового контроля были оставлены в том же виде, но сейчас они осуществляют пост-контроль.  В отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд.   До 1 января 2019 года — в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд субъектов РФ (муниципальных нужд).

Следующее изменение:

2) Идентификационный номер закупки.   С 1 января 2017 года в извещении, документации о закупке, в том числе в проекте контракта указывается информация об идентификационном коде закупки. 36-разрядный код закупки позволяет осуществлять контроль, по мнению контролирующих органов. Но чем отличается номер извещения о закупке от идентификационного номер, если номер извещения формируется сразу и может быть включен в систему контроля?

3) Внесены изменения в правила планирования закупок   для государственных и муниципальных нужд постановлением Правительства РФ от 25 января 2017 г. №73 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в требования к формированию планов закупок и планов-графиков». Та реформа закупок, которую хотела внедрить Высшая школа экономики, не работает. Когда есть план закупок и план-график (полная детализация плана закупок). Зачем нужна двухуровневая система?

Должны быть поданы эти 2 документа:

  • План закупки составляется на уровне формирования бюджета
  • В процессе формируется план-график
  • Многие организации не выполнили эту норму, так как до этого не работали с этими двумя документами. Но сейчас это требуется, поэтому все, что делалось в 2016 году — было просто так, ведь исключены сроки формирования планов закупок, предусмотрено установление таких сроков на усмотрение ГРБС/учредителя/собственника имущества. Проводился эксперимент?  Проекты планов закупок на этапе формирования бюджета теперь не предоставляются.

    У федеральных субъектов повторяется история с планированием на 2017 год с использованием «Электронного бюджета»: Минфин придумал, что проекты планов закупок должны формироваться с помощью этой информационной системы. Проблема состоит в том, что план закупок должен формироваться в одном месте, а уже план-график — в электронном бюджете Федерального казначейства. Между этими системами происходит информационный обмен, как утверждается. Но с двумя электронными бюджетами закупки проводить весьма проблематично: живы еще воспоминания о введении 44-ФЗ. Нужно вбивать информацию в три разных системы, которая соединяет все предыдущие три — ЕИС. Получается четыре разных места, где информация размещается сотрудниками.

    4) С 1 января 2017 года появилось наименование и описание товаров, работ, услуг   в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (ред. от 06.10.2017) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

    В чем был смысл этой реформы, когда она задумывалась? Каталога действующего сейчас нет. Каталог в ЕИС в настоящий момент — это ОКПД-2, если нет наименования работы/товара/услуги в каталоге. По отдельным позициям должны быть правила описания, которым должен руководствоваться заказчик, а также должно быть описание объекта закупки, которое нужно согласовывать с ФАС. Почему правила описания объектов закупки нельзя привязать к отдельным позициям? Это невозможно. Кто-то в Минфине осознал пагубность этой идеи: каталог может привести к сбою всей системы закупок.

    Что ожидает специалистов по закупкам в 2018 году?

  • Референтные цены.   Исходя из данных ЕИС будет выводиться объективное обоснование расчетов НМЦК. Но анализом информации никто не занимается, создание этой системы перекладывается на специалистов по закупкам. Из-за отсутствия анализа это может привести к бездействующей и бессмысленной системы расчета НМЦК. Это позволит перенести начало очередной реформы закупок на полтора-два года. То есть работа по 44-ФЗ работа будет продолжена. Но изменения будут напрашиваться сами в конце года. Реформировать систему госзакупок все равно придется.
  • Электронизация закупок.   Должно подтвердиться введение правила: все закупки только в электронной системы.
  • Дальнейшая бюрократизация.   Финансовый контроль фактически выведен нормами закона 44-ФЗ. Также будут приняты остальные акты.
  • Обзор наиболее значимых изменений в нормативные правовые акты в сфере импортозамещения в 2017 году

    С 1 декабря 2017 до 1 декабря 2019 года введён запрет на поставку импортной мебели для государственных и муниципальных нужд (исключение — мебель из ЕАЭС).

    Кроме очевидных ошибок по тексту, оно вписывается в политику импортозамещения. ПП РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

    Отменён запрет на выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд турецкими компаниями.

    Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2017 г. N 672 признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

    Но множество специалистов по закупкам были привлечены к административной ответственности за неисполнение этого Постановления.

    Введено правило «второй лишний» для закупок отдельных видов медицинских изделий:

    - коронарные стенты и катетеры; 
    - медицинские изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков.

    Появились нормативно-правовые акты с правилом «второй лишний». Смысл нововведения: существуют организации, которые реализуют в 2017-2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Если эти организации участвуют в закупке, то все остальные заявки должны быть отклонены.

  • Для коронарных стентов и катетеров: 
    - Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2017 г. N 1469 «Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 
    Начало действия - 14.12.2017 г. Постановление действует до 01.07.2018 г.
  • Для медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков: 
    - Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2017 г. N 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 
    Начало действия — 25.08.2017 г.
  • Для медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков: 
    - Постановление Правительства РФ от 14.08.2017 No 968 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102
    Начало действия — 25.08.2017 г. 
    - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 04.10.2017 No 759н/3450 "Об утверждении Методики расчета начальной (максимальной) цены контракта на  поставку медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков ..." (Зарегистрирован 26.10.2017 No 48705) 
    Начало действия — 07.11.2017 г.
  • Прочие изменения в 44-ФЗ по импортозамещению

    1)   Издано новое постановление, устанавливающее запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

    (постановление Правительства РФ от 14.01.2017 No 9 действует с 16.01.2017 г.)

    2)   Установлены дополнительные требования к отечественному ПО, закупаемому для федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами РФ.

    (Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 No 325 действует с 04.04.2017 г.)

    3)  Расширен перечень иностранных товаров легкой промышленности, в отношении которых вводится запрет на закупку для государственных и муниципальных нужд.

    (Постановление Правительства РФ от 26.10.2017 N 1299 «О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791» действует с 07.11.2017 г.)

    4)   Постановлением Правительства РФ от 13.10.2017 N 1246 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656"

    С 31.10.2017 г. постановление No 656 (примечание: запреты в отношении закупок отдельных видов продукции машиностроения) дополнено позицией «Установки генераторные с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт».

    Какова логика принятия этих нормативных актов? Причины:

    1. Деньги.   Лоббируются интересы конкретных производителей. Подзаконные акты не направлены на те цели, ради которых они принимаются. Отдельные производители попадают в специальные перечни, имеет место быть факт коррупции на высшем государственном уровне.
    2. Отсрочка.   Так как нельзя быстро построить заводы, а отчитываться нужно, то множество подзаконных актов позволяет «поддерживать» отечественного производителя.

    Именно такая ситуация фактически присутствует на конец 2017 года в системе госзакупок.

    Изменения в практике поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок в 2017 году.   Как поддерживается малый бизнес?

    Изменения в практике поддержки субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок в 2017 году

    С 1 мая 2017 года, если закупка проводится среди СМП, СОНО,  предельный срок оплаты по контракту не должен быть более, чем 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке товара.

    Но разработчики закона не сталкиваются с реальной действительностью. Как должна осуществляться поддержка малого и среднего предпринимательства? Уменьшение размера налогов исходя из определенной организационной формы субъекта. На сегодня поддержки МСП в России нет, так как выручка 800 млн. рублей с учетом НДС не позволяет платить все сборы (не налоги). В качестве «бонуса» от Правительства есть срок оплаты по контракту. На практике муниципальное учреждение просто не сможет выплатить деньги вовремя субъекту малого предпринимательства, так как денег в бюджете просто не будет. Введена административная ответственность за несвоевременную выплату по контракту: нарушителю грозят штрафы и дисквалификация с 6 августа 2017 года, если при осуществлении закупки были установлены ограничения для СМП, СОНО.

    КоАП РФ Статья 7.32.5.   Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    С 4 января 2017 года действуют типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

    ПП РФ от 23.12.2016 N 1466 (ред. от 07.10.2017) "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".

  • Если цена контракта не превышает 20 млн рублей, то можно проводить закупку только среди СМП с ограничением
  • Можно проводить обычную закупку с требованием привлечения субподрядчиков из числа СМП.
  • С 1 ноября 2017 г. заказчики обязаны включать в реестр контрактов информацию о договорах, заключенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с субподрядчиками из числа СМП и СОНКО, в случае если контрактом было предусмотрено условие о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона No 44-ФЗ.

    Информация о наименовании, местонахождении, ИНН, дате и номере договора, его предмете и цене должна быть направлена в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней со дня предоставления поставщиком заказчику такой информации.

    Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 443 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084"

    Изменения в практике осуществления строительных и проектно-изыскательских работ в 2017 году в рамках госзаказа
  • С 1.07.2017 г. не действуют свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ – см. ч. 1 статьи 3.3 федерального закона от 29.12.2004 No 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
  • Право на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ даёт не свидетельство СРО, а членство в СРО.
  • Вместо этого действует членство в СРО для заключения договоров с заказчиками. Оно становится обязательным за отдельными исключениями, прямо поименованными в законе. Речь идёт о закупках, осуществляемых в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ No 615. При этом для СРО в сфере строительства вводится региональный принцип формирования и участия. Если речь идет о проектно-сметной документации, то членство в СРО требуется всегда.

    Для договоров, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров, то есть в результате конкурентных процедур, СРО участников должны быть сформированы компенсационные фонды обеспечения исполнения договорных обязательств.

    Если заказчиком проводится конкурентная закупка, то для допуская участник должен иметь компенсационный фонд для исполнения договорных обязательств. Речь идёт о конкурентных закупках, осуществляемых в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ No 615. В чем смысл такого фонда? По Градостроительному кодексу РФ установлена субсидиарная ответственность в размере четверти такого фонда по контрактам, заключенным с помощью конкурентных способов. Если взыскание с подрядчика не удается, то можно обратиться в СРО. Но на самом деле смысл — отъем денег у предпринимателей.

    Ведение реестра членов саморегулируемой организации. ГрК РФ, Статья 55.17.  Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Участник аукциона, член СРО, должен иметь право выполнять работы в отношении объектов. Если открыть любую выписку из реестра членов СРО (форма утверждена приказом Ростехнадзора от 16 февраля 2017 года No 58), то можно увидеть, что требования к членам СРО устанавливаются по категориям ОКС.

    С 25.05.2017 года действует постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. No 570, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения субподрядчиков по государственным (муниципальным) контрактам (далее = ПП РФ N 570)

    Условный порядок действий:

    1. Заказчик в документации о закупке устанавливает перечень возможных видов и объемов работ

    2. Подрядчик из перечня возможных видов и объемов работ, установленных заказчиком в документации о закупке, определяет конкретные виды и объемы работ, которые он должен выполнить самостоятельно.

    3. Конкретные виды и объемы работ, которые должны быть выполнены подрядчиком самостоятельно, включаются в контракт и исходят из сметной стоимости этих работ, которая должна соответствовать лимитам.

    Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 No 624 не отменён и продолжает действовать и после 01.07. 2017 г.

    Федеральный закон от 22.07.2008 No 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».   По Закону нужно установить перечень работ. До 1 июля 2017 действовал перечень, утвержденный ранее. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной  власти устанавливает  работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Изменения в практике заключения и исполнения госконтрактов

    С 9 сентября 2017 года установлены новые правила об ответственности по государственным и муниципальным контрактам.

    Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа..., и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

    Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042:

    1) Дифференцируется размер пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком. Теперь это 1/300 от ставки рефинансирования.

    2) Устанавливается порядок расчета штрафа в зависимости от цены контракта. По сути при применении положений 44-ФЗ в этой части, кроме технических изменений, ничего не изменилось. Положения также продолжаются включаться в проект контракта, но уже по отдельным закупкам (например, при проведении аукциона на право заключения контракта).

    3) Установлена шкала размеров штрафа в отношении контрактов, заключенных по результатам закупки у СМСП, СОНО.

    В чём суть изменений?

    Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042:

  • шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта
  • Что нужно прочитать специалисту по закупкам:
  • Правовые позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
  • Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28.06.2017 г. Президиума Верховного Суда РФ.
  • В этом обзоре обобщены наиболее важные позиции с 2014 года. Эти позиции учитываются арбитражными судами при вынесении решений, несмотря на то, что прецедентного права в России пока нет. Позиции являются признаком сформировавшейся судебной практики.

    1 правовая позиция:   максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено. Заказчик вправе устанавливать увеличенный срок действия банковской гарантии в целях защиты своих интересов при исполнении контракта для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Определение Верховного Суда РФ от 02.05.2017 No 305- ЭС16-20341 по делу No А40-227674/2015

    Определение Верховного суда РФ от 27.06.2017 No 305- КГ17-1095 по делу No А40-227670/2015

    2 правовая позиция:   уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству Российской Федерации.

    Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2017 No 310- ЭС17-8734 по делу No А14-7662/2016

    Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 No 3307-ЭС16-19959 по делу No А26-10174/2015

    Верховный суд РФ сформулировал позицию, согласно которой можно передать права по частичной или полной оплате контракта. Но при реализации крупных проектов часто невозможно исполнить контракт, но объект нужно достроить. Сторону в контракте заменить нельзя, но право достроить крупный объект можно передать другому подрядчику. В Статье 34 часть 9 44-ФЗ есть один момент: сторона освобождается от отвественности, если неисполнение обязательств по контракту произошло по стечению обстоятельств непреодолимой силы или по вине другого исполнителя. Но это нужно доказать.

    4 правовая позиция: при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим,   а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

    Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.

    Можно обойти норму закона таким способом: какие-то обязательства передать по акту подрядчику. Заказчик не выполнит эти обязательства и срок выполнения работ автоматически продлится в силу требований законодательства. Это дает специалисту по закупкам при срыве сроков исполнения контракта свободу действий. Более подробно:

    Пункт 10 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    В случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. Из буквального текста части 8 статьи 34 Закона о контрактной систем следует возможность взимания нескольких штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта. В связи с изложенным при установлении фактов совершения исполнителем по государственному контракту нескольких самостоятельных однородных нарушений допустимо взыскание с него нескольких штрафов непосредственно после выявления нарушения.

    Пункт 37 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    5 правовая позиция:   установлена пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.

    Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).

    Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения обществом взятых на себя обязательств поставщика.

    Пункт 36 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    6 правовая позиция:   Отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.

    Пункт 14 Обзора Президиума Верховного Суда России от 28 июня 2017 г. "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Вопросы участников Можно ли в одной закупке объединять разработку технического задания и подготовку проектно-сметной документации? Зачастую при реализации крупных строительных проектов в качестве дополнительной обязанности на проектировщика накладывается обязанность помогать заказчику в этом. Какие есть основания подписывать товарную накладную или акт выполненных работ с более поздней датой, чтобы не просрочить выплату по контракту в течение установленных законом дней? Существует одна лазейка, чтобы избежать ответственности за просрочку 15 дней. В законе не подписано, в какой именно срок нужно подписывать документы. Также есть внутренняя экспертиза. Можно прописать в проекте контракта, что оплата производится только после проведения внутренней экспертизы. И это нужно предусмотреть, чтобы контракт считался исполненным не подписанием товарной накладной, а подписанием итогового акта после проведения экспертизы. Заказчик объявляет закупку лекарственного средства. Поставщик имеет возможность поставить два средства, удовлетворяющих условия ТЗ: но одно дороже, а другое дешевле. Характеристики обоих лекарственных средств одинаковы, в первой части заявки невозможно отличить одно от другого. Поставщик может по итогам процедуры поставить любое из этих средств. Но во второй части заявки необходимо указать страну происхождения товара (предоставив сертификат СТ-1). В нем уже указано название лекарственного средства. Если этот поставщик выиграет, приложив к заявке СТ-1 на оба средства, то какое именно наименование нужно будет поставить? И может ли заявка быть отклонена по второй ее части? Вопрос сложный и интересный. Какие основания для отклонения заявки? в 44-ФЗ есть пробел, которым можно воспользоваться. Статья 70. В ней есть нюанс, на который не все обращают внимание. Во второй части Статьи указано: в проект контракта включаются только конкретный показатели, за исключением страны происхождения товара. Если поставщик прилагает к заявке СТ-1 на оба лекарственных средства, то на каком основании заявка будет отклоняться? В контракте не указывается наименование средства и страна происхождения товара. Имеет ли право заказчик внести изменения в направляемый победителю проект контракта? В части сроков приемки товара, а также документов по контракту. Исходя из логики 44-ФЗ, все условия контракта являются существенными. Менять порядок, прописанный в проекте контракта, нельзя. Но на практике есть вероятность ошибки: неправильно прописанные пункты. Как легальным образом изменить проект контракта, если законом это запрещено? Разумные заказчики связываются с поставщиком и просят написать протокол разногласий по проекту контракт. На основании этого протокола можно получать редакцию контракта, которую запретил 44-ФЗ. Как сейчас складывается ситуация с ГУПами и МУПами? Эти организации имеют до конца 2017 года договоры в рамках 223-ФЗ. Есть договоры на 2 года, 5 лет. Это пока спасает ГУПы и МУПы. В первой части заявки производитель не указал товарный знак. Но при поставке на этапе подписания контракта товарный знак появился. Как поступить разумному заказчику? Нужно допсоглашение или менять проект контракта? В 44-ФЗ прописано не просто, что участник закупки указывает в первой части заявки товарный знак, а еще и его словесное обозначение. Товарный знак также может быть комбинированным: изображение и словесное обозначение. Необходимо указать минимум словесное обозначение товарного знака. В первой части заявки поставщик просто не может предоставить изображение, ведь нет такой технической возможности. 223-ФЗ. Имеет ли право заказчик сам выбрать меньшую цену без НДС, если сам работает с НДС? Цена победителя при пересчете не является самой низкой. Да, но нужно определить порядок формирования цены договора и порядок оценки заявок. Суть такова: чтобы оценивать заявки по критерию цены, то можно указать, что цена сформирована без НДС и посчитать цены поставщика. Также можно ввести корректирующие коэффициенты к цене договора. Контракты по «коммуналке»: по одним в конце года цена увеличилась, а по другим - уменьшилась. В некоторых случаях - с превышением лимита 10%. Новые контракты можно не успеть заключить, а также оплатить повышенные лимиты. Можно ли обойтись допсоглашениями? В законе не предусмотрена возможность изменения договоров. Оплата коммунальных услуг не отражена там. Если объем в конце года — меньше, то контракт расторгается по соглашению сторон. Если цена увеличилась без изменения объемов — можно поменять контракт. Если объемы увеличились — нужно составить незаконные допсоглашения, внести изменения и по ним оплатить разницу.   Источник:  https://otc.ru
     
    По теме
    Прокуратура Кобяйского района Республики Саха (Якутия) провела проверку соблюдения законодательства в сфере реализации прав субъектов предпринимательской деятельности.
    Прокуратура Нюрбинского района провела проверку исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для муниципальных нужд.
    Принадлежащая Илону Маску X (ранее Twitter) запустит приложение для телевизоров Amazon и Samsung с поддержкой Smart TV, оно должно стать конкурентом YouTube.
    Спасатели выехали на участки возможного схода снежных лавин - ИА SakhaLife.Ru Спасатели аэромобильного поисково-спасательного подразделения Службы спасения республики 28 марта выехали из Якутска в Томпонский район для обеспечения безопасности на участках возможного схода снежных масс.
    ИА SakhaLife.Ru
    4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
    Мирнинский район
    В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
    УФСИН России по Республике Саха (Якутия)