Как снизить риски обмана мошенниками пенсионеров и других социально уязвимых групп населения? Каким образом оградить людей от преступных посягательств с использованием мобильной связи, банковских карт и Интернета?
Способы защиты от аферистов, повышение уровня правовой и финансовой грамотности населения, обеспечение его доступа к информационным ресурсам обсуждались в рамках дискуссионной площадки «Общая забота» в медиацентре «Сахамедиа». В мероприятии приняли участие сотрудник органов внутренних дел, работники банков и другие эксперты.
МВД: «Будьте бдительны!» По информации представителя ММУ МВД России «Якутское» Алены Матвеевой, только за 9 месяцев на территории столицы республики зарегистрировано 337 мошенничеств с использованием средств связи и Интернета, а также 111 преступлений, связанных с кражами денежных средств опять же посредством связи и интернет-ресурсов.
«Основной категорией, подверженной влиянию злоумышленников, являются люди пожилого возраста, — сообщила Алена Сергеевна. — Отработанный прием мошенников — телефонные звонки, целью которых служит завладение денежными средствами граждан. Злоумышленник упорно держит намеченную жертву на связи, не давая положить трубку. Порой разговор поддерживается под предлогом: мол, «случилась неприятность с вашим родственником». В другом случае предлагают оформить кредит либо заказать лечебный препарат. В конечном итоге все сводится к тому, что людям предлагают отправить деньги по указанным номерам телефонов и банковских карт.
Если вам поступило смс-сообщение: «Ваша карта заблокирована», «Вы выиграли приз!», необходимо в первую очередь обратиться в свой банк. И ни в коем случае не звонить по тому номеру, который указан в сообщении. Стоит перезвонить, и на другом конце провода представятся «сотрудником СБ» и попытаются выудить реквизиты вашей банковской карты. В другом случае мнимый сотрудник ГАИ сообщит о ДТП с пострадавшими, в котором виновен ваш близкий. Необходимо сразу положить трубку и перезвонить родственнику».
По словам Матвеевой, участились случаи взлома страниц социальных сетей, когда от имени знакомых и друзей присылаются сообщения с просьбой о материальной помощи. В этом случае также необходимо проявить бдительность и перезвонить человеку, от которого пришло сообщение.
«Это основные способы», — подчеркнула представитель столичной полиции и пояснила, что в целях профилактики мошенничеств МВД разработало специальные брошюры, которые будут распространяться в местах массового пребывания лиц преклонного возраста. К примеру, в тех же отделениях Пенфонда.
По мнению руководителя якутского филиала «Россельхозбанка» Василия Тимофеева, в банковской сфере защита данных клиентов очень высокая и имеет несколько уровней. Если человек следует простым рекомендациям банков: не говорить номер карты, не говорить пин-код, — он тем самым ограждает себя от преступных посягательств. 99 процентов мошеннических замыслов реализуется в силу того, что человек добровольно, пусть и в состоянии стресса, перевел деньги на счет злоумышленников.
«Ни один работник банка не будет пытаться выяснить пин-код, тем более по телефону, — уверенно заявил Василий Васильевич. — Конечно, сотрудники банков звонят клиентам с различными предложениями (кредитов, депозитов), но все это носит информационный характер.
Не стать жертвой преступников поможет простая бдительность. Держите банковскую карту при себе, не говорите пароли и пин-коды третьим лицам, а если потеряли карту — необходимо позвонить в колл-центр банка и немедленно ее заблокировать. Разумеется, недопустимо хранить карту вместе с записанным номером пин-кода.
Иногда мошенники могут представляться сотрудниками любого банка и предлагать услуги помощи в получении кредита, улучшении кредитной истории, обналичивания материнского капитала за вознаграждение. Не верьте таким «доброжелателям»!
Некоторые клиенты задаются вопросом: а зачем нам мобильный банк и смс-информирование? Как раз с точки зрения безопасности это необходимо, поскольку человек может отслеживать все операции, в том числе и те, что вызвали у него сомнения. Достаточно подойти в банк и разобраться. Транзакция происходит не в одно мгновение, ее можно оспорить в течение дня».
Начальник отдела правовой экспертизы и оказания бесплатной юридической помощи ГАУ МФЦ республики Михаил Жирков сообщил, что на базе центра «Мои Документы» предоставляется комплексная услуга «Поддержка пенсионеров», куда включена масса операций — от приема заявлений об установлении страховых пенсий до изменения способа их выплаты.
«Кроме того, на базе МФЦ организовано 14 комплексных услуг по жизненным ситуациям, — проинформировал Михаил Михайлович. — Это когда в рамках одного обращения заявитель получает сразу несколько услуг. На базе нашего учебного центра в 202‑м микрорайоне организованы курсы повышения цифровой грамотности населения. Здесь обучают основам пользования компьютерами, навыкам работы в Интернете, а также навыкам получения услуг в электронном формате».
В ходе мероприятия экспертам поступали вопросы от журналистов и жителей районов республики. На все вопросы были получены развернутые ответы. Словом, мероприятие прошло, что называется, на одном дыхании. С одной стороны, кому-то может показаться, что обсуждались прописные истины, с другой стороны, повторение — мать учения!
Видеоверсию дискуссионной площадки «Общая забота: как защитить пожилых людей от посягательств мошенников» вы можете посмотреть на сайте ЯСИА.
Якутия», 12 октября 2017 г.