В настоящее время в руслах рек Ленского бассейна и на акваториях речных портов затоплено более 250 судов. На 600 единиц флота приходится лишь 29 судов природоохранного значения, из них только 10 самоходные. Эти тревожные факты прозвучали на состоявшемся в Торгово-промышленной палате РС(Я) «круглом столе», посвященном обеспечению экологической безопасности судоходства.
Как сообщает газета "Якутия", в самом начале участникам для наглядности продемонстрировали нашумевший в свое время видеоролик, где практиканты-речники под одобрительные смешки «оператора» сливают за борт небольшого судна целое ведро отработанных нефтепродуктов. Напомню, попавший в сеть ролик вызвал громкий скандал. Практикантов нашли, наказали и… забыли.
Тем временем в ходе разбирательства многие специалисты отмечали, что сотворенное великовозрастными невеждами форменное экологическое варварство просто детский лепет по сравнению с тем, что происходит на более крупных судах. «Подумаешь, ведро туда – ведро сюда. В Лену многокубовые емкости сливают» , — сказал тогда автору этих строк бывалый речник.
Как выяснилось, такой способ утилизации так называемых подсланиевых вод стал уже привычным на многих судах. А все потому, что с развалом крупных предприятий судовладельцев и последовавшей в 90-е массовой приватизацией судов частными судовладельцами на Лене практически исчез природоохранный флот, который во время навигации в круглосуточном режиме занимался сбором отработанных нефтепродуктов.
С тех пор руководство Ленского бассейна внутренних водных путей неоднократно обращалось во всевозможные инстанции о необходимости строительства судов экологического назначения, а также оснащения техническими средствами по предотвращению загрязнения и ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов. Ведь соответствующая статья расходов давно уже исчезла из бюджета учреждения.
Однако экономическая ситуация сегодня такова, что для заказчиков и исполнителей навигации на первый план выходят перевезенные тонны грузов и километры пройденного пути, а бережное отношение к северным рекам на второй. Проще говоря, экологическое сопровождение пущено на самотек.
Подробности читайте во вторничном выпуске газеты "Якутия" .