Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане вправе обращаться в органы власти с предложениями:
- по совершенствованию законодательства, деятельности органов власти;
- по развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
- с просьбами о содействии в реализации или защите своих конституционных прав и свобод или прав и свобод других лиц.
Граждане вправе сообщать о нарушениях законодательства, о недостатках в работе органов власти и должностных лиц.
Для всех федеральных органов установлен единый порядок работы с обращениями граждан. В любом федеральном органе исполнительной власти подлежат обязательному рассмотрению индивидуальные и коллективные предложения, заявления, жалобы и ходатайства граждан. Обращения могут поступать в письменной форме, в форме электронных сообщений или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.
В обращении обязательно должны быть указаны фамилия и имя автора, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Иначе обращение не рассматривается. Если текст обращения не поддается прочтению, оно не подлежит рассмотрению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес все же могут быть прочитаны.
Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, так что если реквизиты не введены, заявителя информируют о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.
Если в Интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или об отказе в рассмотрении (с обоснованием причин отказа), после чего обращение распечатывается и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию конкретного федерального органа, такие обращения направляются в семидневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов, а обратившиеся граждане уведомляются о переадресации обращений. Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.
Если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с момента его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Орган, в который поступило обращение, дает в течение 30 дней письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган в соответствии с его компетенцией. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Срок рассмотрения обращения может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в описанном выше порядке.
Согласно Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом). Отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован в вышестоящих органах или в судебном порядке.
Орган, владеющий документированной информацией о гражданах, обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Административный штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб. накладывается на должностное лицо за:
- неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
- несвоевременное предоставление такой информации;
- предоставление гражданину заведомо недостоверной информации.
Если отказ предоставить информацию или предоставленная заведомо ложная, неполная информация привели к причинению вреда правам и законным интересам граждан, это будет расценено как преступление. Наказание за него предусматривает штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Неправомерным считается требование должностного лица указать причину получения справки и назвать место ее последующего предъявления. Граждане не обязаны обосновывать перед чиновниками необходимость получения запрашиваемой ими информации (за исключением информации с ограниченным доступом, например коммерческой или конфиденциальной).
Помимо судебной защиты граждане вправе обратиться за защитой своих прав в прокуратуру. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в целях регулирования отношений, возникающих в процессе работы с обращениями граждан, поступающих в адрес Региональной общественной приемной Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А.Медведева в Республике Саха (Якутия).
Региональная общественная приемная Председателя Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Д.А.Медведева в Республике Саха (Якутия), далее Общественная приемная осуществляет прием устных и письменных обращений граждан. Руководителем Общественной приемной является народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн)Республики Саха(Якутия) V созыва, председатель Регионального центра инвалидов и льготной категории населения в Республике Саха (Якутия) Голомарева Елена Христофоровна .
Основными целями и задачами Общественной приемной являются:
Организация своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, обеспечение принятия по ним решений и направления ответов заявителям в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Организация личного приема граждан в Депутатском центре Общественной приемной депутатов всех уровней фракции Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
Осуществление в установленном порядке контроля за своевременным рассмотрением обращений граждан.
Граждане записываются на прием по телефону или лично. Прием осуществляется по графику. Общественная приемная проводит прием граждан по личным заявлениям, жалобам и предложениям, рассматривает поставленные гражданами вопросы и возможности принятия решения по ним. Общественная приемная также проводит работу по оказанию консультативной помощи обратившимся гражданам. Наш адрес: 677000 г. Якутск, ул. Аммосова 18, каб.2/4, кон. тел. факс(4112) 34-38-84, (4112) 42-39-27,электронный адресl: op.priemnayroppp@mail.ru
Светлана Михайлова