«Костер на ветру» Дмитрия Давыдова: сенсационный фильм, открывший миру якутский кинематограф

«Костер на ветру» Дмитрия Давыдова: сенсационный фильм, открывший миру якутский кинематограф
Фото: sakhapress.ru

РИГ SAKHAPRESS.RU Что нужно знать о  дебютной картине учителя из  Якутии.

На  фестивале дебютного кино «Движение» в  Омске 27  апреля показали фильм Дмитрия Давыдова «Костер на  ветру»  — дебютную картину якутского режиссера, ранее получившую приз на  канадском фестивале ImagineNATIVE. По  просьбе «Медузы» кинокритик Антон Долин рассказывает о  сенсационном фильме, который открыл якутскому кинематографу окно в  мир.

В  Омске, на  пятом фестивале дебютного кино «Движение», состоится историческое событие, которое вряд  ли будет замечено и  оценено многими. Общероссийская премьера фильма Дмитрия Давыдова «Костер на  ветру». Давыдов  — дебютант, его имя или имена его актеров никому ничего не  скажут. Однако именно эта скромнейшая картина оказалась предвестником «якутского бума» за  рубежом, попав в  конкурс престижного фестиваля в  Пусане, а  потом еще и  получив приз за  лучшую драму на  канадском смотре ImagineNATIVE. 

О  якутском кино в  России много пишут и  говорят, но  смотрят его все еще мало. Собственно, в  прокате за  пределами Якутии побывал только триллер Костаса Марсана «Мой убийца», самобытный, но  чисто жанровый фильм. Национальное и  языковое своеобразие привлекает внимание к  якутскому кино, но  неизбежно ограничивает его аудиторию: может, даже в  Азии или Европе (в  феврале на  Берлинале была отдельная программа фильмов из  Якутии) его оценят раньше, чем в  Москве или Петербурге. Во  всяком случае, Омск пока опередил обе столицы. 

Давыдов  — учитель начальных классов, а  в  последние годы директор школы из  небольшого улуса. В  кино он  влюблен давно, начинал с  любительских клипов и  видеороликов. Сценарий «Костра на  ветру» написал сам (кстати, по-русски, потом его переводили на  якутский). Во  всех ролях заняты актеры Амгинского народного театра: трудно сказать, правильно  ли называть их  «профессионалами», но  играют они потрясающе; особенно впечатляют органичные артисты старшего поколения, которым поручены центральные роли. 

Якутские фильмы вырастают из  окружающих реалий. В  них нет той искусственности, даже вымученности, которой так неприятно удивляет высокобюджетный, но  имитационный кинематограф «большой России». Мы  погружаемся в  неторопливый быт маленького села, где все друг друга знают, и  становимся свидетелями трагедии. «Костер на  ветру» явно вдохновлен прозой Достоевского, но  мог быть поставлен и  по  реальным событиям. Сюжет строится вокруг случайного убийства, которое спьяну совершает молодой человек: он  дал задний ход на  тракторе (собирался в  магазин за  водкой) и  переехал собутыльника. Виновный арестован и  покончил с  собой в  тюрьме. Наше внимание приковано не  к  нему, а  к  респектабельному старику  — отцу невольного убийцы, который пытается загладить его вину перед такими  же пожилыми родителями жертвы. И  одновременно заполнить пустоту в  доме, приютив беспризорника. 

Поражает то, с  каким достоинством и  естественностью герои фильма принимают на  себя удары судьбы. Их  стоический фатализм казался  бы чем-то экзотическим, языческим, если  бы не  молитва, проходящая лейтмотивом через всю картину,  — в  доме героя икона, перед которой он  становится на  колени каждый вечер. Причудливое слияние христианской этики и  пантеизма подано не  через простодушные диалоги или сентиментальную закадровую музыку, но  через впечатляющий визуальный  ряд. Якутия, часто предстающая на  экране страной вечной мерзлоты и  не  тающего снега, западному зрителю вполне может напомнить о  «фирменных» заснеженных ландшафтах Тарковского и  Германа  — но  здесь свои пейзажи, особенный свет и  цвет, скупая палитра, собственный ледяной дух, мистический и  грозный. Статичная камера с  целомудренного расстояния, подобно камере наблюдения, ловит в  объектив людей и  животных (лошади для якутов в  иных обстоятельствах даже важнее людей), уверенно и  бестрепетно идущих навстречу смерти. В  этой простоте есть что-то почти античное. 

Понятно, что «Костер на  ветру» не  получит в  России даже ограниченного проката: в  Европе, Азии или Штатах его шансы выше. Тем не  менее, капля камень точит, а  якутское кино медленно, но  верно ищет свою дорогу не  только к  фестивальным призам, но  и  к  зрителю. В  Якутии-то он  давно есть, нашим минкультам и  фондам кино на  зависть: ходит и  на  местные комедии, хорроры, мелодрамы, и  на  авторское кино, знает режиссеров и  актеров, поддерживает их  совершенно конкретно  — покупая билеты и  заполняя залы. О  таком всем остальным  — только мечтать. 

 
По теме
Визит министра  на юг Якутии совпал с днями профессиональных праздников в отрасли - Днем работников культуры и Днем театра.
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
Фотофакт: Историк Пантелеймон Петров на открытии выставки со своей первой учительницей - ИА SakhaLife.Ru Кандидат исторических наук Пантелеймон ПЕТРОВ со своей первой учительницей Варварой Сергеевной ЗВЕРЕВОЙ на открытии своей выставки, посвященной 75-летию учёного, эксперта по истории города Якутска.
ИА SakhaLife.Ru