21 ноября 2017 г. во второй день I Всероссийского съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России первый заместитель министра образования и науки Якутии, доктор педагогических наук, профессор Феодосия Габышева выступила на круглом столе по проекту рабочей группы по устойчивому развитию Арктического Совета «Дети Арктики. Реализация и прогноз развития».
Участники круглого стола под председательством президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, депутата Государственной Думы РФ Григория Ледкова обсудили проект «Дети Арктики. Реализация и прогноз развития».
В работе круглого стола приняли участие такие высокие гости как генеральный консул США в Санкт-Петербурге Томас Лири , генеральный консул Финляндии в Санкт-Петербурге, профессор Института циркумполярного оленеводства Университета Арктики, руководитель проекта РИЕВДАН Свейн Матисен (Норвегия), член-учредитель Арктического совета атабасков, председатель секретариата коренных народов Арктического совета Вождь Гарри Хэррисон (Аляска, США), председатель правления Ассоциации оленеводов мира Михаил Погодаев и др.
В ходе круглого стола представители субъектов России представили свои проекты по развитию образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Феодосия Васильевна рассказала о ходе реализации проекта «Дети Арктики» в Республике Саха (Якутия), о системе кочевого дошкольного образования республики. В ходе своего выступления она представила ведущие образовательные проекты республики в области дошкольного образования – это, проект «Кочевая школа Республики Саха», который поддержан структурами ЮНЕСКО и ООН, и рекомендован как лучшая практика государствам, в которых проживают народы, ведущие кочевой образ жизни и занимающиеся оленеводством; проект «Детский сад без границ», в который с 2016 года активно включились все дошкольные учреждения, в том числе и кочевые дошкольные учреждения; проект «Полилингвальный детский сад», предусматривающий изучение трех языков: родной, русский и иностранный языки, а также использование средового подхода в реализации программ дошкольного образования. Кроме того, учатсникам круглого стола было интересно слушать о том, как в республике действуют проекты «Музыка для всех», «Рисуем все», «Шахматы детям», в которых участвуют воспитанники не только дошкольных образвоательных организаций, но и учащиеся школ республики.
Далее Феодосия Васильевна внесла ряд предложений в резолюцию круглого стола. Так, она предложила использовать в образовательных целях всё, что окружает ребенка использовать для его же развития: « Необходимо использовать всё то, что есть в окружении ребенка, включая открытую лабораторию, это носители языков и культуры народов. Удивительно, но ведь наши дети очень талантливы, наблюдательны. Они умеют ориентироваться по звездам, умеют различать все оттенки белого цвета. Всё это мы взрослые должны использовать для развития наших детей », - подчеркнул спикер.
На российском уровне Феодосия Васильевна предложила рассмотреть возможность выйти с ходатайством в федеральные органы власти для того, чтобы была создана отдельная программа или подпрограмма «Дети Арктики». Кроме того, Феодосия Васильевна предложила поддержать развитие международной арктической школы для организации общих образовательных курсов и программ с арктическим контентом: « В перспективе предлагаем поддержать создание международной Арктической школы, где мы могли бы обеспечить непрерывность образования, начиная с дошкольного возраста. Для дальнейшего развития планируем расширить данный проект в арктическом образовании », - отметила она.
Отметим, что слова благодарности в адрес Феодосии Васильевны высказал в ходе своего выступления председатель Ассоциации оленеводов мира Михаил Погодаев . Михаил Александрович затронул вопросы развития образования для оленеводов, о совместно проделанной работе с унивреситетом Арктики, об информационных технологиях для развития образования оленеводов: « Мы в свое время реализовали проект по дистанционному обучению оленеводов и детей оленеводов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Феодосию Габышеву, которая долгие долгие году проводит огромную работу у нас в республике по развитию кочевого образования, и поверьте это очень тяжелая работа, так как есть стандарты образования, есть вопросы, связанные с обеспечением безопасности детей. Наша республика первый регион, где был принят закон о кочевой школе и ее системе, где с начальных классов дети обучаются в условиях кочевого образа жизни. Я хочу поблагодарить Феодосию Васильевну и руководство нашей республики за то, что такую огромную помощь нам оказывают », - сказал он.
Пресс-служба Министерства образования и науки РС(Я)