Горячими новостями последней недели стали изменения в Конституции республики, а также озвученное Правительством РФ намерение полностью приватизировать АЛРОСА до 2013 года. Корреспондент «НВ» встретился с человеком, который в своей общественной деятельности сосредоточился главным образом на защите интересов республики в акционерном обществе «АЛРОСА». Есть у него и свои виды на трансформацию Конституции республики и состояние российского федерализма.
Иван Шамаев многие годы является председателем «Саха общественного центра», и нередко активничал на улицах в протестных акциях, а с недавних пор стал членом Общественной палаты республики.
«Начало нашей борьбы»
«НВ»: Иван Иванович, хотелось бы узнать о начале вашей борьбы за сохранение интересов республики в алмазной компании, которая сыграла огромную роль не только в жизни республики, но и в вашей судьбе. С чего все начиналось?
И.Ш.: 8 апреля 2001 года Владимир Путин, чуть меньше года просидевший в президентском кресле, дал задание с довольно расплывчатой формулировкой. Он поручил председателю правительства Михаилу Касьянову «принять меры по защите государственных интересов в акционерной компании «АЛРОСА»». 3 июня этого же года мы организовали митинг, на котором высказали свою позицию несогласия с изъятием акций республики. Это было началом нашей борьбы.
А в начале ноября мы узнали о том, что Наблюдательный совет компании будет совещаться по поводу изъятия имущественного комплекса АЛРОСА, передачи 8 процентов акций алмазной провинции и изменения правового статуса компании из закрытой в открытую. 27 ноября, когда мы в лице «Саха общественного центра» организовали митинг в здании университета, на который пришел Василий Власов. Вообще это было историческим событием – я не помню случая, чтобы к нам, к общественникам, на митинги приходили председатели правительства республики. Власов подтвердил, что он присутствовал на этом совещании, но протокол не подписывал и, более того, выступил против. Вот так, можно сказать, с 3 июня 2001 года началась бесконечная череда наших пикетов, митингов.
«Наш труд не пропал даром»
«НВ»: Вы добились своего?
И.Ш.: Цена всех наших выступлений всей этой пятилетней борьбы в том, что, во-первых, в течение этих 5-6 лет республика получала арендные платежи, которые составляли в начале треть всего бюджета, во-вторых, Путин вынужден был предложить компенсацию, равную стоимости арендных платежей. Вообще это было гениальным изобретением первого президента – «республиканизация» имущественного комплекса и передача его в аренду компании. В наших условиях была придумана такая схема рентных платежей, которая не имеет аналогов в России. То есть наш труд не пропал даром.
Сейчас я уверен, что если бы не выступления общественности и четкая позиция тогдашнего руководства республики в конце 2001 года, то имущественный комплекс «АЛРОСА» и 8 процентов муниципальных акций могли уйти еще тогда без всяких компенсаций и уступок. Вместе мы оказались сильнее.
У меня даже имеется копия письма Михаила Касьянова, адресованного Путину, в котором он докладывает, что «не удалось выполнить поручение президента по федерализации АЛРОСА, потому что Правительство Республики Саха (Якутия) несогласно. По-моему, оно датировано 2002 годом.
«НВ»: Но ситуация каждый раз менялась?
И.Ш.: Да, летом в 2002 году министр финансов России Алексей Кудрин стал председателем Наблюдательного совета «АЛРОСА». Если до этого правительство и президент республики еще имели теоретическую возможность поддерживать нас, то с этого момента даже это стало невозможным.
Было понятно, что 2006 год станет решающим, потому что это был год переназначения Штырова. И вопрос АЛРОСА стал главным вопросом для Штырова.
Думаю, сейчас обвинять Штырова в том, что он сдал АЛРОСА, не совсем правильно. В то время вопрос стоял жестко. Не соглашаясь на эту уступку, Штыров бы не прошел в президенты. И руководить республикой поставили бы другого человека, согласного на компромисс.
«На кону – статус республики!»
«НВ»: После того, как имущественный комплекс был утрачен, настало время приватизации всей компании.
И.Ш.: Мы об этом говорили сразу. Вот, например, выдержка из нашего обращения 2005 года: «Тем более непонятны действия правительства России и Минэкономразвития России по изъятию собственности многонационального народа Якутии в АК «АЛРОСА» в пользу федерации с предсказуемой последующей продажей ее олигархическим структурам». Конечно, этот процесс когда-либо должен был начаться. Тем не менее еще недавно, в начале 2012 года, были слухи, что опасность скоропостижной приватизации миновала. Но после того, как господин Шувалов был назначен ответственным за приватизацию госсобственности и госпакеты акций, то стало ясно – вопрос приватизации АЛРОСА будет обязательно поставлен.
«НВ»: Что плохого в том, что Якутия продаст свои акции?
И.Ш.: Нам понадобятся цифры. Сейчас официально заявляют, что госпакет, то есть 91% акций стоит 167 млрд рублей. Представим, что осуществлена полная продажа именно по этой цене. Тогда Якутии с ее 40% достанется 67 млрд рублей. То есть мы разово получим половину бюджета республика за один год. Вроде бы неплохо. На самом деле мы теряем так много, что эти 67 млрд ничто по сравнению с нашими потерями.
Вот смотрите, сейчас 20% консолидированного бюджета республики - это налоговые и неналоговые поступления от АЛРОСА. Значит, одноразовая плата за республиканский пакет акций окупается алросовскими поступлениями в бюджет республики всего лишь за три года! А что значит три года?
«НВ»: А если республика получает за свои акции, скажем, 67 млрд рублей плюс продолжает получать эти 20 млрд, вроде бы выгодно?
И.Ш.: Если республика потеряет контрольный пакет акций, то это означает, что компания будет полностью отчуждена от республики. И руководство компании будет любой ценой добиваться уменьшения этих выплат до совершенно незначительной суммы, т.е. постепенно мы придем к тому, что АЛРОСА фактически перестанет существовать для нашей экономики. Я считаю, что мы должны стремиться сохранить не только контрольный пакет акций, но и все 40 процентов.
«Патриоты на месте»
«НВ»: Есть разные способы заставить нас отказаться от своей доли…
И.Ш.: Конечно, могут попытаться применить способы давления. Но этот вопрос решают депутаты Ил Тумэна, а значит в их силах настоять на своем. А население должно требовать от депутатов защитить их интересы.
Я думаю, что сейчас есть возможность защитить наши интересы в АО «АЛРОСА». Да, у нас отобрали имущественный комплекс, но акции защитить можно и нужно.
«НВ»: Задачу защиты нашей доли вы возлагаете на наш парламент. А где возмущенная общественность? Где патриоты?
И.Ш.: Патриоты на месте. Общественность не возмущается, потому что еще не знает.
Думаю, очень скоро население поймет, что к чему, и будет против продажи.
«НВ»: А в 2001 году население понимало или весь процесс прошел мимо массового сознания?
И.Ш.: Вначале население не понимало суть дела. Но уже в 2004 году мы собрали 71 тысячу подписей за сохранение имущественного комплекса! Сейчас – другое дело. У людей нет предвзятого уважительного отношения к власти. Оппозиционный настрой сейчас преобладает, это факт. Настороженность витает в воздухе. Люди считают, что от властей можно ожидать чего угодно. Декабрьские выступления привели к тому, что вернулась выборность глав субъектов, упрощена регистрация партий. Все это – прекрасно. Что будет дальше - посмотрим.
«1 июня возвратился федерализм»
«НВ»: Повлияет ли ужесточение наказания за проведение публичных акций на вашу деятельность?
И.Ш.: Ужесточение по проведению митингов, демонстраций и пикетов – это на самом деле неправильный ход властей. Лично меня много раз судили за проведение публичных акций. И каждый раз мы выигрывали. Самый жесткий подход был в 2007 году, когда меня судили за якобы нарушение порядка во время проведения демонстрации 27 апреля - в День республики. Конечно, сейчас организаторы публичных выступлений будут тщательно готовить свои акции. Но не надо думать, что ужесточение санкций остановит протестные акции.
«НВ»: Каков будет следующий шаг по дальнейшей унификации? Реконфигурация самих субъектов Федерации?
И.Ш: Вы по поводу названия первого лица республики? Я предлагал вариант, чтобы название руководителя республики звучало на обоих языках одинаково: Ил Дархан – Глава Республики Саха (Якутия). Но было принято другое компромиссное решение.
Еще будучи президентом Медведев говорил о том, что будет продолжать политику укрупнения. Да и Путин писал о том, что потенциал укрупнения не исчерпан. Это говорит о том, что в умах власть имущих есть варианты развития событий, связанные с укрупнением регионов. Надо сказать, что государство всегда стремится к унификации. Но мы не должны поддаваться.
«НВ»: Как вы оцениваете сегодняшний федерализм? Существует ли он вообще?
И.Ш.: С 13 сентября 2004 года, когда Путин впервые озвучил решение о том, что глав регионов будут не избирать, а назначать, российский федерализм по сути перестал существовать. 1 июня, когда возвратилось право выбора народа, федерализм вновь возродился. Сегодня одиннадцатое июня, и мы одиннадцатый день живем в частично федеративной России. Это замечательное время, и это надо ценить. И мы должны дальше отвоевывать свои позиции, развивать федеративные отношения. Уверен, что в недалеком будущем Россия станет действительно правовым государством с развитым федерализмом.