Годом открытой школы планируют объявить новый учебный год в системе образования Якутии. Недаром эти слова вынесены в название форума «Открытая школа: человек – институт образования». Более полутора тысяч делегатов из всех районов республики, регионов России, а также представители ЮНЕСКО обсудили приоритетные направления в системе образования и выразили готовность удивлять учеников нестандартными находками и подходами в обучении.
Якутские бренды
По информации министра образования Феодосии Габышевой, республика имеет достаточно успешный опыт реализации интересных проектов, которые могут стать ключевыми направлениями развития Открытой школы.
Их даже можно назвать якутскими брендами в образовании. Это кочевые и агропрофилированные школы, международная олимпиада школьников «Туймаада», педагогическая ярмарка, Малая академия наук, проекты «Шахматы детям», «Музыка для всех» и другие. Кроме того, с октября на территории центра «Сосновый бор» начнется строительство Международной арктической школы, обучающей по программам международного бакалавриата. Это позволит детям продолжить обучение в престижных университетах мира. Такая амбициозная задача стоит перед нашими педагогами, и сейчас они проходят курсы повышения квалификации, обучение и переподготовку. Набор в школу планируется начать с 2019 года.
По инициативе главы республики Егора Борисова в 2018 году в Якутске состоятся международные интеллектуальные игры, к разработке проекта которых уже приступили в Малой академии наук. Ведь опыт проведения масштабных мероприятий у академии достаточно большой. Здесь проходят зимние и летние школы, международные предметные олимпиады, форумы и фестивали. Одним из последних крупных достижений стал Большой научный кубок, который смогли завоевать наши ребята. К слову, это произошло впервые за двадцать лет.
— Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше учащихся стали участниками международной сети научных школ. Такой интеллектуальный потенциал обеспечит прорыв экономики региона, ведь ее выпускники через пять-десять лет станут влиятельным фактором в экономической и политической жизни Якутии, — подчеркнула Феодосия Васильевна.
Нет второй смене
Самым большим достижением года стала ликвидация очередей в детские сады для малышей от трех лет. Введено в строй 23 детских сада на 1978 мест, арендованы помещения с последующим выкупом на 9418 дополнительных мест, в 16 заведениях проведен капитальный ремонт. В ближайшей перспективе стоит задача обеспечить местами детей в возрасте от двух месяцев до трех лет.
Следующая актуальная задача – ликвидация второй смены в школах до 2025 года. Для начала проекты семи школ от 80 до 500 мест, разработанные якутскими архитекторами, вошли уже в реестр типовой проектной документации Министерства строительства РФ.
По словам министра, учебные заведения малой мощности очень востребованы не только у нас, они актуальны для Дальнего Востока и Сибири. Вызвал интерес и другой наш проект «Школа –детский сад». В прошлом году такую ввели в Батамае Кобяйского улуса, в декабре откроется в Мырыле Чурапчинского, в планах – строительство в селах Тамалакан Верхневилюйского и Харыялах Оленекского улусов.
Учим профессиям
Ранняя профессиональная ориентация детей также немаловажна. Выпускники 169 школ республики имеют возможность получить свидетельства по сорока профессиям. Это водители, швеи, столяры, трактористы-машинисты и IT-специалисты. В этом году в Якутске впервые прошел чемпионат профессионального мастерства «JuniorSkills», а на всероссийском этапе учащиеся Амгинского, Хангаласского улусов и Якутска впервые стали чемпионами и призерами по четырем компетенциям: «Мобильная робототехника», «Аэрокосмическая инженерия», «Инженерный дизайн», «3D-прототипирование».
В этом году планируется открытие техногородка «Юные якутяне», где учащиеся смогут выбрать себе занятия по техническим, спортивным, военно-патриотическим, художественным и другим прикладным направлениям.
Республика также принимает участие в конкурсе на предоставление субсидий из федерального бюджета по реализации проекта «Новая модель системы дополнительного образования детей».Цель – увеличение числа детей, получающих дополнительное образование по инженерным направлениям, вовлечение их в сферу новых технологий.
Дети Арктики и Севера
Именно так называется новая подпрограмма на 2017 – 2019 годы, разработанная Министерством образования республики. Ее задача – обеспечить качественным образованием детей независимо от места их проживания. Так, в планах ввод новых социально значимых объектов, доступ к высокоскоростному Интернету, организация качественного отдыха и оздоровления детей с субсидированием проездных расходов.
Дальнейшая интеграция школьного и дополнительного образования, обеспечение отечественными цифровыми образовательными ресурсами на всех этапах образования – следующие задачи системы образования Якутии. Намечена разработка республиканской программы «Электронная школа» в рамках одноименной российской программы. Изучаются вопросы использования мобильных ресурсов в школах арктических улусов, что облегчит проведение Единого государственного экзамена, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, сетевое образование как школьников, так и учителей.
Работа Ленского образовательного форума продолжается. Напомним, он проходит под эгидой ЮНЕСКО. Педагоги активно обсуждают проблемы и делятся опытом на открытых дискуссионных площадках, проводят мастер-классы, посещают семинары, курсы повышения квалификации.
Впечатления
Людмила Огородова, заместитель министра образования РФ:
— Форум отлично организован, он популяризирует профессию педагога, школу. Проведение подобных мероприятий содействует тому, чтобы общественность видела и активно включалась в процесс образования. Ведь образование — основной инструмент, помогающий детям стать достойными гражданами нашего общества, уметь взаимодействовать, быть полезными и состояться как личность. Открытая школа учит всему этому ребенка, чтобы он нашел себя в этой жизни и был полезен.
Ин БИН, международный эксперт ЮНЕСКО, Великобритания:
— Мы провели семинар по инклюзивному образованию. Есть очень много технологий, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья читать, писать, общаться, даже пользоваться компьютером. Например, вместо компьютерной мышки они могут использовать свои глаза. Но существуют две основные проблемы. Во-первых, оборудование очень дорогостоящее, во-вторых, не все учителя умеют им пользоваться, их нужно учить этому. Конечно, важно, чтобы учителя, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приобретали такое оборудование и стремились идти в ногу со временем, чтобы помочь обучающимся. И такой форум — очень хорошее и полезное событие.
Тигран Епоян, региональный советник ЮНЕСКО по образованию в области здоровья:
— Одна из главных тем — использование современных информационных технологий в образовании, этому посвящен наш семинар. Мы пригласили партнеров, компании, которые создают и продвигают информационные продукты, позволяющие делать образование более доступным, интересным и качественным.
Цифра
59 млрд. руб. инвестировано в систему образования в 2015 году. Это треть всего республиканского бюджета.
57 тыс. чел. работает в системе образования республики.