Другая выставка

Неожиданное эхо Шагала, Матисса и Дали в Якутии. 
Начало 90‑х годов прошлого века мне сейчас вспоминается с чувством легкой ностальгии. Причина не в том, что время неумолимо делает свое дело. Хрупкие корни современной культуры Якутии, которые сегодня начинают давать полновесные плоды, проросли именно тогда. Первые художественные фильмы, молодежные объединения «Флогистон», «Белая лошадь», новые газеты и журналы, много самобытных, ярких явлений возникли именно тогда. Выставка «17  ARTобря» в выставочном зале Национального художественного музея в здании Комдрагмета  — несомненное эхо тех лет. Ведь дизайнер Ольга Скорикова, сценограф Екатерина Шапошникова и живописец Ирина Мекумянова проявили себя именно в то тревожное постперестроечное время.

По мнению главного научного сотрудника Национального художественного музея РС(Я) Галины Неустроевой, эта выставка совсем другая, чем обычно видят якутяне в этом зале. Интересно, что экспозиция неожиданно стала логическим продолжением выставки трех великих классиков: Анри Матисса, Марка Шагала и Сальвадора Дали, которая идет в главном здании музея.
Художниц объединяют учеба на одном курсе Якутского художественного училища, многолетнее творческое сотрудничество и здоровое стремление внести стилевое, технологическое, колористическое разнообразие в визуальное искусство. Они все получили разную профессиональную школу. Декан дизайнерского отделения филиала ИСИ Ольга Скорикова  — выпускница факультета промышленной графики Красноярского художественного института, преподаватель ЯХУ Екатерина Шапошникова окончила сценографическое отделение Санкт-Петербургского государственного института театра и кино, а Ирина Мекумянова  — яркий представитель владивостокской художественной школы живописи. Как профессионалы они росли под сильнейшим влиянием русской, европейской традиции изобразительного искусства. Ведь возможность часто видеть классные выставки, ходить на уникальные спектакли и концерты не могла не отложить глубокий след в их душах.
Что-что, а в салонщине и академизме этих художниц обвинить невозможно. Вот, например, работы в новой для нас технике ассамбляж, где работает принцип коллажа. Придумали ее русские художники Татлин, Пуни, Родченко, хотя название этому новому виду искусства дали французы, когда спустя почти полвека Запад буквально сходил с ума от таких насмешливых и одновременно загадочных работ. Картины в духе ассамбляж обычно компонуются из объемных деталей или целых предметов. Допускается дополнение живописными красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Работы Екатерины Шапошниковой «Председатель дядя Гоша» и «Кассир тетя Люся»  — типичные образцы ассамбляжа.


У Ольги Скориковой в активе не только эта техника. На картинах обнаруживаются следы поп-арта, придуманного Эндрю Уорхоллом, геометрического абстракционизма, венцом которого был «Черный квадрат» Казимира Малевича, и даже фовизма, образовавшегося благодаря великому Анри Матиссу. Скорикова  — известный в Якутии дизайнер-интерьерщик. Она была куратором таких значимых проектов, как Саха театр, Кружало, Музей мамонта и множества других, не менее интересных заведений. Одно это обстоятельство должно привлечь к выставке всех, кто хочет понять, что такое современный дизайн.
Работы живописца Ирины Мекумяновой органично вплетаются в эту экспозицию благодаря своей декоративной ценности и изысканности цветовых решений. Это человек, в котором уживаются две противоположности: веселый авантюрист, ищущий ярких впечатлений, и нежный, поэтичный романтик. Ее воздушные ангелы, брутальные черно-красные торсы на полотнах рождены ее дуалистичной натурой. Ирина также отложила ясный след в области полиграфической графики. Якутяне и гости столицы давно полюбили выполненные ею открытки с линейными изображениями оленей, яранг и снега. Недавно ее персональная выставка прошла в Музее археологии и этнографии СВФУ, и наша газета подробно писала о ней.
Будучи театральным художником, Екатерина Шапошникова много работает как дизайнер зрелищных мероприятий. Она бессменный куратор оформления Ысыаха Туймаады в местности Юс Хатынг и Дня города Якутска. Имея чисто российское базовое образование, она, как и ее подруги, много пишет маслом. Работы ее бывают часто навеяны театральными постановками. Таковы «Юкагирская сказка», на которую ее вдохновил балет «Амо и его друзья», «Снегурочка» по одноименной опере, «Рифы», случившиеся после мюзикла «Феи алмазных гор». Цветовые соотношения на ее полотнах необычайно сочны и красивы. Высококачественных натуральных красок, которые она использует, давно уже нет в продаже. Им уже около 40–50  лет, и достались они ей от отца  — тоже художника.
Идея преемственности в искусстве иногда приводит к интересным выводам. Думали ли, гадали ли Шагал, Дали и Матисс, что когда-нибудь их открытия получат развитие в Якутии? И я смею надеяться, что Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art когда-нибудь пожелают иметь в своих коллекциях работы с выставки «17  ARTобря».

  Источник: Аита Шапошникова, газета Якутия

 
По теме
4.jpg - Мирнинский район В 2023 году на территории Якутия зарегистрировано 123 дорожно-транспортных происшествия с участием несовершеннолетних, в результате которых 1 ребенок погиб, 139 детей получили травмы.
Мирнинский район
В медицинскую часть исправительной колонии № 1 поступило новое медицинское оборудование - УФСИН России по Республике Саха (Якутия) В рамках модернизации филиалов медико-санитарной части № 14 ФСИН России, расположенных в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Саха (Якутия),
УФСИН России по Республике Саха (Якутия)