Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Драка, которой не было

Святой Николай против Ария: как, почему и какое отношение это имеет к нам

325 г. Никейский собор (I Вселенский собор) осудил Арианство, принял Символ веры и изгнал Ария. Фото: http://historiosophy.ru

В глобальной сети наткнулась на замечательную запись:

«Представьте себе серьезное международное научное собрание. С разных стран приехали крупнейшие ученые обсуждать большие научные вопросы.

Один прочитал доклад, второй прочитал, и тут один ученый встает и другому со всей дури кааак даст в рыло! Мэ блэ!

Потому что тот неправильно выступал.

И этим человеком, который в рыло двинул, был Святой Николай Чудотворец. Самый почитаемый якутами святой».

Запись, замечу, совершенно не возмущенная. Скорее, ироничная и даже слегка одобрительная. Но справедливости ради – от этого она не менее нуждается в корректировке.

Научное собрание, о котором идет речь, называлось I Вселенский Собор. Проходил он в 325 году в городе Никее, и там обсуждался очень важный вопрос: о соотношении Бога-Отца и Иисуса Христа. Значительная партия, которую возглавлял модный тогда богослов епископ Арий, утверждала, что Иисус Христос – только первое творение Бога Отца. Другие богословы, в числе которых был и святитель Николай, считали, что Иисус Христос и есть Бог.

Не спешите смеяться над отвлеченностью дискуссии. Победи тогда партия Ария – мы бы жили в совершенно другом мире. Мире, где, как минимум, было бы совершенно другое представление о человеке.

Как бы это сформулировать так, чтобы, с одной стороны, не приравнять Его к Богу Отцу, а с другой стороны, не превратить монотеистичное христианство в банальное для древнего мира многобожие, эти люди в большинстве своем не знали (в ходе обсуждений удалось найти удачный термин «Единосущный», но не сразу), но чувствовали каким-то шестым чувством: что-то Арий говорит явно не то.

Не спешите смеяться над отвлеченностью дискуссии. Победи тогда партия Ария – мы бы жили в совершенно другом мире. Мире, где, как минимум, было бы совершенно другое представление о человеке.

Христианство не было «первым гуманизмом» древнего мира. Уже античные греки, да и римляне, высоко оценивали такое существо, как человек. Однако большинство из них могли бы повторить за философом XIX века Фридрихом Ницше: «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Причина проста: человек сделан из тела. Из материи. А материя, считали в большинстве своем античные философы, «хуже» мира духовного. Хотя бы потому, что тело ломается, волнуется, мучается – да и вообще, материя – не божество. Божества (или одно Божество) ее сотворили – сознательно или случайно, главное, что божество – «наверху», а материя – «внизу». Потому что курица никогда не станет яйцом. Вернее, так: художник никогда не станет портретом, даже автопортретом. Картина – всегда его произведение. В буквальном смысле – производная от реальности.

Нам сейчас, а особенно здесь, в Якутии, очень сложно понять это решительное разделение. Восток «заселил» материю духами и божествами, люди живут фактически среди них. Это верно и для якутских традиционных верований, и для китайского даосизма, и для японского синтоизма. Такое представление порождает ряд трудностей и, напротив, ряд красивых и оригинальных решений, но об этом можно поговорить в другой раз, а сейчас продолжим об арианстве и «ортодоксии».

Итак, в античное представление о «дурной» или хотя бы несовершенной плоти вдруг врывается христианство с совершенно немыслимой доктриной.

Бог стал человеком. Не понарошку. По-настоящему. Бог стал человеком из мяса и костей, дословно: «Слово стало плотью», как говорится в первых же строках Евангелия от Иоанна. Как человек ходил по земле, ел, пил, спал, учил, был несправедливо казнен и умер. Но поскольку Он остался Богом, то, во-первых, в земной жизни Он с легкостью нарушал законы природы (еще бы, если Он Сам их придумал), а во-вторых, — после смерти воскрес. С тем самым человеческим телом, которое, согласно всем предыдущим верованиям, должно было сгнить в земле, потому что вообще никакой ценности не представляло. Таким образом человек смог преодолеть границу смерти – Бог как бы «протащил» человечество через эту границу. А христиане по сей день верят, что воскреснут все. Когда-нибудь. Ну а уже сейчас смерть – явление временное, а потом не безнадежное. А тело – очень хорошая и ценная штука.

Если умирает очень хороший человек, то в его теле даже сохраняются какие-то следы его благости – вот, например, тот же Николай Чудотворец, ребро которого сейчас с огромным почетом принимают в Москве. Кстати, у нас в Якутске, в Никольском храме, тоже есть частица его мощей. Проще говоря – косточка святого Николая. Вот помолишься перед ней – и как будто со святым поговорил с глазу на глаз.

 Неудивительно, если бы кому-то слушать эту демагогию надоело, и он в полном соответствии с жарким южным темпераментом взял бы да и отвесил Арию пощечину. Или затрещину. Но есть один нюанс. Дело в том, что на Собор собрались люди довольно-таки приличные.

Но вернемся к арианам. Если Бог никаким человеком не становился, а просто создал очень хорошего человека или даже сверхчеловека, который родился, жил, умер, а потом пусть даже воскрес – вся эта прекрасная конструкция рушится. Это не Бог был за границей смерти, а еще одно творение. Воскресить творение для Бога трудности не представляет – Он на то и Творец Всемогущий. Только где гарантия, что Он захочет еще кого-то воскрешать? Иисус был хороший, он и воскрес, а какой-нибудь Вася – пил водку, бил жену и ругался матом – зачем его воскрешать? Умер да сгнил, будто его и не было. И не спросишь с него никогда ничего.

Другое дело, если Он Сам в шкуре Своего творения побывал. Это Он уже не кого-то конкретного воскресил, а всему человечеству дал понять: смерти больше не будет, не бойтесь (и не надейтесь – за плохое тоже придется ответить). И, естественно, ценность человека как конкретной единицы (вместе с его телом – то есть с материей) при таком подходе резко возрастает. Потому что каждый, все без исключения когда-нибудь станут в своем материальном виде перед вечностью.

Вот за эту важную и тонкую мысль боролись те, кого мы бы сейчас назвали «ортодоксы» — «православные» — с Арием и его последователями.

В общем-то, можно понять, что Арий их изрядно раздражал. «Что ж это такое получается? – сердились, вероятно, его оппоненты. – Какое-такое «первое творение»? Какое отношение мы все – Василий, Григорий, Афанасий, Николай – имеем к этому «первому творению»? Ну воскресло оно. Нам-то до этого что? Ерунду какую-то, Арий, ты говоришь».

Неудивительно, если бы кому-то слушать эту демагогию надоело, и он в полном соответствии с жарким южным темпераментом (а дело происходит на территории современной Турции — в бывшем городе Миры Ликийские, где был епископом Николай, до сих пор показывают храм, где он служил, да гробницу, где был похоронен) взял бы да и отвесил Арию пощечину. Или затрещину.

Но есть один нюанс. Дело в том, что на Собор собрались люди довольно-таки приличные. А лично епископ Мир Ликийских Николай уже при жизни считался святым – и не просто чудотворцем, а именно по-человечески хорошим, добрым, порядочным, кротким человеком. Чудеса-то его были зачастую совершенно бытовые.

За тысячу с лишним лет история богословской дискуссии обросла подробностями разной степени достоверности, включая и странный эпизод с мордобоем в рамках обсуждения доклада по гуманитарной дисциплине «теология».

Самая известная история: жил одинокий отец с тремя дочками на выданье, денег у них не было, и решил он девчонок отдать в беззаконный брак – попросту продать. Николай об этом узнал и подкинул горе-папаше три мешочка с деньгами, чтобы дочкам жизнь устроить. Вышли они замуж за приличных людей в итоге, и все у них было хорошо.

Как же он решился на драку с коллегой-епископом?

А очень просто. Не было никакой драки. Была у Николая с Арием серьезная перепалка, но… целиком и полностью словесная. Вот как говорится об этом в одном из богослужебных текстов: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих…» («Издавна губившего людей Божьих безумного Ария ты удушил жилами твоих слов»), — образ «удушающих слов», конечно, тоже неласковый, но совсем не имеет отношения к драке.

Легенда о пощечине Арию была записана очень поздно, уже ближе ко времени падения Константинополя (1453). За тысячу с лишним лет история богословской дискуссии обросла подробностями разной степени достоверности, включая и странный эпизод с мордобоем в рамках обсуждения доклада по гуманитарной дисциплине «теология». Может, пересказывающие и переписывающие хотели призвать своих современников к более серьезному отношению к академической науке. Может, напоминали, что Николай Чудотворец – это не просто покрытый паутиной портрет в углу комнаты, а живой человек. А может, пытались оправдать собственную несдержанность.

В сущности, это неважно. Художественные преувеличения нисколько не портят житие святителя Николая – горячо любимого в Якутии, всей России и во всем мире святого.

1 - Якутское-Cаха ИААрхиепископ Якутский и Ленский Роман 20 февраля совершил в Преображенском кафедральном соборе города заупокойную литию по жертвам теракта в Кизляре.
21.02.2018 Якутское-Cаха ИА
Якутская епархия готовит книгу памяти жертв теракта в Кизляре - ИА SakhaLife.RuКнига Памяти будет передана в Свято-Георгиевский храм города Кизляра. 20 февраля 2018 года, во вторник первой недели Великого поста,
21.02.2018 ИА SakhaLife.Ru
IMG_0415 - Якутская и Ленская епархия20 февраля 2018 года, во вторник первой недели Великого поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенском кафедральном соборе.
20.02.2018 Якутская и Ленская епархия
IMG_0322 - Якутская и Ленская епархия20 февраля 2018 года, во вторник первой недели Великого поста, по окончании утреннего богослужения архиепископ Якутский и Ленский Роман в сослужении клириков Преображенского кафедрального собора совершил заупокойную лити
20.02.2018 Якутская и Ленская епархия
IMG_0266 - Якутская и Ленская епархияВечером 19 февраля 2018 года, в понедельник первой недели Великого поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенском кафедральном соборе.
20.02.2018 Якутская и Ленская епархия
Якутская епархия проводит III Иаковские чтения - Якутская и Ленская епархия  По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа 11 мая 2018 г. Якутская епархия Русской Православной Церкви проводит   III -е Иаковские чтения ,
19.02.2018 Якутская и Ленская епархия
IMG_0098 - Якутская и Ленская епархияВечером 18 февраля 2018 года, в Прощеное воскресенье, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил в Преображенском кафедральном соборе первое богослужение Великого поста — вечерню с Чином прощения.
18.02.2018 Якутская и Ленская епархия
греческий хоровод - Якутская и Ленская епархия16 февраля Центр православной культуры при храме святителя Иннокентия Московского организовал I Сретенский бал для учащихся старших классов г. Ленска.
18.02.2018 Якутская и Ленская епархия
IMG_9933 - Якутская и Ленская епархия18 февраля 2018 года, в последний день перед началом Великого поста — воскресенье об Адамовом изгнании, или Прощеное воскресенье,
18.02.2018 Якутская и Ленская епархия
a5232561-8ed4-43c9-8f47-ab402a6f8c98 - Якутская и Ленская епархия16 февраля 2018 года в Антикафе «Трапезная» при Спасском мужском монастыре города Якутска по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа активисты молодёжного движения при епархиальном отделе по делам молодежи
17.02.2018 Якутская и Ленская епархия
Казачье пожар 2018 - Якутское-Cаха ИАОколо семи утра 21 февраля в селе Казачье Усть-Янского улуса загорелся 12-квартирный двухэтажный жилой дом.
21.02.2018 Якутское-Cаха ИА
В Якутске ночью горел овощной ларек - ИА SakhaLife.RuИнформация о техногенных пожарах, произошедших на территории Республики Саха (Якутия): 20 февраля 2018 г. в 03.43 на пульт «01» поступило сообщение о том, что горит овощной киоск на улице Ильменская в г. Якутске.
21.02.2018 ИА SakhaLife.Ru
Сотрудниками ОРДПС ОГИБДД ОМВД России по Нерюнгринскому району на стационарном посту ДПС был остановлен грузовик, следовавший из г.Благовещенска в г.Алдан, под управлением 33-летнего жителя г.Благовещенска.
21.02.2018 МВД Республики Саха (Якутия)
Якутская епархия готовит книгу памяти жертв теракта в Кизляре - ИА SakhaLife.RuКнига Памяти будет передана в Свято-Георгиевский храм города Кизляра. 20 февраля 2018 года, во вторник первой недели Великого поста,
21.02.2018 ИА SakhaLife.Ru
IMG_0322 - Якутская и Ленская епархия20 февраля 2018 года, во вторник первой недели Великого поста, по окончании утреннего богослужения архиепископ Якутский и Ленский Роман в сослужении клириков Преображенского кафедрального собора совершил заупокойную лити
20.02.2018 Якутская и Ленская епархия
IMG_0415 - Якутская и Ленская епархия20 февраля 2018 года, во вторник первой недели Великого поста, архиепископ Якутский и Ленский Роман совершил чтение второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенском кафедральном соборе.
20.02.2018 Якутская и Ленская епархия
Секреты долголетия Виктора Петрова - ИА SakhaLife.RuИсполнилось 90 лет старейшине художников Якутии Сейчас он старейший из художников республики, народный художник Якутии.
21.02.2018 ИА SakhaLife.Ru
Вышла в свет книга о геокультуре Арктики - ИА SakhaLife.RuКоллективная монография под названием «Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования» — увидела свет в начале февраля этого года.
21.02.2018 ИА SakhaLife.Ru
В Якутске пройдет конкурс ледовых скульптур «Мы – дети севера» - ИА SakhaLife.RuОкружная администрация города Якутска объявляет о проведении II открытого городского конкурса ледовых скульптур «Мы – дети севера» среди учащихся художественных школ, детских школ искусств и средних школ.
21.02.2018 ИА SakhaLife.Ru
D25B0639 - Якутское-Cаха ИАКомпетенции, в которых соревнуются участники чемпионатов WorldSkills, очень важны для экономики страны и республики, даже если сейчас они кажутся не такими значимыми.
20.02.2018 Якутское-Cаха ИА
IMG_4933-1-1 - Якутское-Cаха ИАИзвестный якутский тяжелоатлет Евгений Иванов летом готовится представить республику на трех крупных турнирах по поднятию камня — в Хакасии, Тыве и на Алтае.
21.02.2018 Якутское-Cаха ИА
Экспертный совет Госдумы обсудил законодательное обеспечение развития региональной авиации - Единая Россия19 февраля Экспертный совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий,
20.02.2018 Единая Россия
В Якутске стартовала эстафета благотворительной акции «Корзинка добра» по школам города - Администрация г.ЯкутскВ рамках направления «Добровольцы столицы» Года новаторства продолжается благотворительная акция «Корзинка добра», организованная добровольцами общественной организации «Город добра» для адресной помощи нуждающимся.
21.02.2018 Администрация г.Якутск
D25B3879 - Якутское-Cаха ИАВ Якутии работают представители Федерального агентства по делам национальностей, которые намерены на месте изучить опыт региональных властей в защите прав коренных малочисленных народов Севера.
21.02.2018 Якутское-Cаха ИА
Жителей сел Хангаласского улуса заверили, что выделение гектаров не приведет к вырубке лесов - Якутское-Cаха ИАС понедельника в наслегах Хангаласского улуса стартовал отчет правительства перед населением.
21.02.2018 Якутское-Cаха ИА
21 февраля 2018 года началась работа тридцать  четвертого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) пятого созыва под председательством Александра Жиркова.
21.02.2018 Государственное Собрание РС(Я)
index-63 - Якутское-Cаха ИААналитическое агентство  ТурСтат  составило рейтинг самых популярных у туристов регионов России в 2017 году.
21.02.2018 Якутское-Cаха ИА