;

Драка, которой не было

Фото: gazetayakutia.ru
Святой Николай против Ария: как, почему и какое отношение это имеет к нам

325 г. Никейский собор (I Вселенский собор) осудил Арианство, принял Символ веры и изгнал Ария. Фото: http://historiosophy.ru

В глобальной сети наткнулась на замечательную запись:

«Представьте себе серьезное международное научное собрание. С разных стран приехали крупнейшие ученые обсуждать большие научные вопросы.

Один прочитал доклад, второй прочитал, и тут один ученый встает и другому со всей дури кааак даст в рыло! Мэ блэ!

Потому что тот неправильно выступал.

И этим человеком, который в рыло двинул, был Святой Николай Чудотворец. Самый почитаемый якутами святой».

Запись, замечу, совершенно не возмущенная. Скорее, ироничная и даже слегка одобрительная. Но справедливости ради – от этого она не менее нуждается в корректировке.

Научное собрание, о котором идет речь, называлось I Вселенский Собор. Проходил он в 325 году в городе Никее, и там обсуждался очень важный вопрос: о соотношении Бога-Отца и Иисуса Христа. Значительная партия, которую возглавлял модный тогда богослов епископ Арий, утверждала, что Иисус Христос – только первое творение Бога Отца. Другие богословы, в числе которых был и святитель Николай, считали, что Иисус Христос и есть Бог.

Не спешите смеяться над отвлеченностью дискуссии. Победи тогда партия Ария – мы бы жили в совершенно другом мире. Мире, где, как минимум, было бы совершенно другое представление о человеке.

Как бы это сформулировать так, чтобы, с одной стороны, не приравнять Его к Богу Отцу, а с другой стороны, не превратить монотеистичное христианство в банальное для древнего мира многобожие, эти люди в большинстве своем не знали (в ходе обсуждений удалось найти удачный термин «Единосущный», но не сразу), но чувствовали каким-то шестым чувством: что-то Арий говорит явно не то.

Не спешите смеяться над отвлеченностью дискуссии. Победи тогда партия Ария – мы бы жили в совершенно другом мире. Мире, где, как минимум, было бы совершенно другое представление о человеке.

Христианство не было «первым гуманизмом» древнего мира. Уже античные греки, да и римляне, высоко оценивали такое существо, как человек. Однако большинство из них могли бы повторить за философом XIX века Фридрихом Ницше: «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Причина проста: человек сделан из тела. Из материи. А материя, считали в большинстве своем античные философы, «хуже» мира духовного. Хотя бы потому, что тело ломается, волнуется, мучается – да и вообще, материя – не божество. Божества (или одно Божество) ее сотворили – сознательно или случайно, главное, что божество – «наверху», а материя – «внизу». Потому что курица никогда не станет яйцом. Вернее, так: художник никогда не станет портретом, даже автопортретом. Картина – всегда его произведение. В буквальном смысле – производная от реальности.

Нам сейчас, а особенно здесь, в Якутии, очень сложно понять это решительное разделение. Восток «заселил» материю духами и божествами, люди живут фактически среди них. Это верно и для якутских традиционных верований, и для китайского даосизма, и для японского синтоизма. Такое представление порождает ряд трудностей и, напротив, ряд красивых и оригинальных решений, но об этом можно поговорить в другой раз, а сейчас продолжим об арианстве и «ортодоксии».

Итак, в античное представление о «дурной» или хотя бы несовершенной плоти вдруг врывается христианство с совершенно немыслимой доктриной.

Бог стал человеком. Не понарошку. По-настоящему. Бог стал человеком из мяса и костей, дословно: «Слово стало плотью», как говорится в первых же строках Евангелия от Иоанна. Как человек ходил по земле, ел, пил, спал, учил, был несправедливо казнен и умер. Но поскольку Он остался Богом, то, во-первых, в земной жизни Он с легкостью нарушал законы природы (еще бы, если Он Сам их придумал), а во-вторых, — после смерти воскрес. С тем самым человеческим телом, которое, согласно всем предыдущим верованиям, должно было сгнить в земле, потому что вообще никакой ценности не представляло. Таким образом человек смог преодолеть границу смерти – Бог как бы «протащил» человечество через эту границу. А христиане по сей день верят, что воскреснут все. Когда-нибудь. Ну а уже сейчас смерть – явление временное, а потом не безнадежное. А тело – очень хорошая и ценная штука.

Если умирает очень хороший человек, то в его теле даже сохраняются какие-то следы его благости – вот, например, тот же Николай Чудотворец, ребро которого сейчас с огромным почетом принимают в Москве. Кстати, у нас в Якутске, в Никольском храме, тоже есть частица его мощей. Проще говоря – косточка святого Николая. Вот помолишься перед ней – и как будто со святым поговорил с глазу на глаз.

 Неудивительно, если бы кому-то слушать эту демагогию надоело, и он в полном соответствии с жарким южным темпераментом взял бы да и отвесил Арию пощечину. Или затрещину. Но есть один нюанс. Дело в том, что на Собор собрались люди довольно-таки приличные.

Но вернемся к арианам. Если Бог никаким человеком не становился, а просто создал очень хорошего человека или даже сверхчеловека, который родился, жил, умер, а потом пусть даже воскрес – вся эта прекрасная конструкция рушится. Это не Бог был за границей смерти, а еще одно творение. Воскресить творение для Бога трудности не представляет – Он на то и Творец Всемогущий. Только где гарантия, что Он захочет еще кого-то воскрешать? Иисус был хороший, он и воскрес, а какой-нибудь Вася – пил водку, бил жену и ругался матом – зачем его воскрешать? Умер да сгнил, будто его и не было. И не спросишь с него никогда ничего.

Другое дело, если Он Сам в шкуре Своего творения побывал. Это Он уже не кого-то конкретного воскресил, а всему человечеству дал понять: смерти больше не будет, не бойтесь (и не надейтесь – за плохое тоже придется ответить). И, естественно, ценность человека как конкретной единицы (вместе с его телом – то есть с материей) при таком подходе резко возрастает. Потому что каждый, все без исключения когда-нибудь станут в своем материальном виде перед вечностью.

Вот за эту важную и тонкую мысль боролись те, кого мы бы сейчас назвали «ортодоксы» — «православные» — с Арием и его последователями.

В общем-то, можно понять, что Арий их изрядно раздражал. «Что ж это такое получается? – сердились, вероятно, его оппоненты. – Какое-такое «первое творение»? Какое отношение мы все – Василий, Григорий, Афанасий, Николай – имеем к этому «первому творению»? Ну воскресло оно. Нам-то до этого что? Ерунду какую-то, Арий, ты говоришь».

Неудивительно, если бы кому-то слушать эту демагогию надоело, и он в полном соответствии с жарким южным темпераментом (а дело происходит на территории современной Турции — в бывшем городе Миры Ликийские, где был епископом Николай, до сих пор показывают храм, где он служил, да гробницу, где был похоронен) взял бы да и отвесил Арию пощечину. Или затрещину.

Но есть один нюанс. Дело в том, что на Собор собрались люди довольно-таки приличные. А лично епископ Мир Ликийских Николай уже при жизни считался святым – и не просто чудотворцем, а именно по-человечески хорошим, добрым, порядочным, кротким человеком. Чудеса-то его были зачастую совершенно бытовые.

За тысячу с лишним лет история богословской дискуссии обросла подробностями разной степени достоверности, включая и странный эпизод с мордобоем в рамках обсуждения доклада по гуманитарной дисциплине «теология».

Самая известная история: жил одинокий отец с тремя дочками на выданье, денег у них не было, и решил он девчонок отдать в беззаконный брак – попросту продать. Николай об этом узнал и подкинул горе-папаше три мешочка с деньгами, чтобы дочкам жизнь устроить. Вышли они замуж за приличных людей в итоге, и все у них было хорошо.

Как же он решился на драку с коллегой-епископом?

А очень просто. Не было никакой драки. Была у Николая с Арием серьезная перепалка, но… целиком и полностью словесная. Вот как говорится об этом в одном из богослужебных текстов: «Губящаго древле Господни люди безумнаго Ария удавил еси жилами словес твоих…» («Издавна губившего людей Божьих безумного Ария ты удушил жилами твоих слов»), — образ «удушающих слов», конечно, тоже неласковый, но совсем не имеет отношения к драке.

Легенда о пощечине Арию была записана очень поздно, уже ближе ко времени падения Константинополя (1453). За тысячу с лишним лет история богословской дискуссии обросла подробностями разной степени достоверности, включая и странный эпизод с мордобоем в рамках обсуждения доклада по гуманитарной дисциплине «теология». Может, пересказывающие и переписывающие хотели призвать своих современников к более серьезному отношению к академической науке. Может, напоминали, что Николай Чудотворец – это не просто покрытый паутиной портрет в углу комнаты, а живой человек. А может, пытались оправдать собственную несдержанность.

В сущности, это неважно. Художественные преувеличения нисколько не портят житие святителя Николая – горячо любимого в Якутии, всей России и во всем мире святого.

 
По теме
IMG_6655 - Якутская и Ленская епархия Продолжается визит архиепископа Романа в Южную Якутию. 22 апреля 2018 года владыка совершил Божественную Литургию в Казанском храме города Нерюнгри.
24.04.2018
WhatsApp Image 2018-04-22 at 12.57.32 - Якутская и Ленская епархия 22 апреля 2018 года, в Неделю третью по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц, в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия,
24.04.2018
Руководитель Епархиального молодежного отдела принял участие во встрече с Главой города Якутска и Министром по делам молодёжи и семейной политике РС(Я) - Якутская и Ленская епархия 23 апреля 2018 года в Малом зале Окружной Администрации города Якутска состоялась встреча главы Городского Округа «город Якутск» Айсена Сергеевича Николаева и недавно назначенного министра по делам молодёжи и семейной по
24.04.2018
 
IMG_2020-19-04-18-06-29 - Якутская и Ленская епархия В первое воскресенье после Пасхи, неделю апостола Фомы, 15 апреля 2018 года, в Олекминск был принесён Благодатный огонь.
20.04.2018
 
 
В отдел полиции №2 МУ МВД России «Якутское» обратился житель г. Якутска с сообщением о краже сотового телефона из номера одной из гостиниц г. Якутска.
26.04.2018 МВД Республики Саха (Якутия)
IMG_6655 - Якутская и Ленская епархия Продолжается визит архиепископа Романа в Южную Якутию. 22 апреля 2018 года владыка совершил Божественную Литургию в Казанском храме города Нерюнгри.
24.04.2018 Якутская и Ленская епархия
WhatsApp Image 2018-04-22 at 12.57.32 - Якутская и Ленская епархия 22 апреля 2018 года, в Неделю третью по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц, в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе была совершена Божественная литургия,
24.04.2018 Якутская и Ленская епархия
Руководитель Епархиального молодежного отдела принял участие во встрече с Главой города Якутска и Министром по делам молодёжи и семейной политике РС(Я) - Якутская и Ленская епархия 23 апреля 2018 года в Малом зале Окружной Администрации города Якутска состоялась встреча главы Городского Округа «город Якутск» Айсена Сергеевича Николаева и недавно назначенного министра по делам молодёжи и семейной по
24.04.2018 Якутская и Ленская епархия
Создана Республиканская общественная организации «АССОЦИАЦИЯ ОСУОХАЙ» Республики Саха (Якутия) - Министерство культуры    24 апреля 2018 года по инициативе Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) состоялось учредительное собрание   республиканской общественной организации «АССОЦИАЦИЯ ОСУОХАЙ» Республики Саха (Якутия).
25.04.2018 Министерство культуры
В Алданском районе готовятся ко Дню Победы - ИА SakhaLife.Ru В преддверии Дня Победы мы вновь и вновь вспоминаем о войне, размышляем, погружаемся в произведения искусства — художественные фильмы, прозу, поэзию на тему Великой Отечественной войны.
25.04.2018 ИА SakhaLife.Ru
В октябре 2018 года в Якутске состоится чемпионат России по боксу среди мужчин - Администрация Правительства и Президента РС(Я) 23 АПРЕЛЯ Глава РС (Я) Егор Борисов подписал указ, которым утвердил проведение с 12 по 21 октября 2018 года чемпионата России по боксу среди мужчин в городе Якутске.
26.04.2018 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
Гладиаторы Железной лиги - ИА SakhaLife.Ru 20 и 21 апреля в Нерюнгринском районе впервые состоялся Дальневосточный турнир по профессиональному панкратиону «Нерюнгринский гладиатор — Железная лига №7».
25.04.2018 ИА SakhaLife.Ru
Отделение Пенсионного фонда Якутии держит ситуацию по невыплате пенсий Азиатско-Тихоокеанским банком под контролем - Пенсионный фонд Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) финансирование выплаты пенсий и иных социальных выплат через ФГУП «Почта России» и кредитные учреждения за апрель 2018 года осуществлено своев
26.04.2018 Пенсионный фонд
Линдинский наслег Жиганского национального эвенкийского района наделен статусом «национальный эвенкийский» - Государственное Собрание РС(Я) В ходе XXXV (очередного) пленарного заседания парламента народные депутаты приняли проект постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) «О наделении Линдинского наслега Жиганского национальн
26.04.2018 Государственное Собрание РС(Я)
ПАО «Якутскэнерго» уведомляет о временном ограничении электроснабжения 26 апреля в связи с проведением работ по ремонту и техобслуживанию линий электропередачи и оборудования, подключению новых объектов,
25.04.2018 ИА SakhaLife.Ru
ПАО «Якутскэнерго» уведомляет о временном ограничении электроснабжения 25 апреля в связи с проведением работ по ремонту и техобслуживанию линий электропередачи и оборудования, подключению новых объектов,
24.04.2018 ИА SakhaLife.Ru