19 октября, YakutiaMedia. Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти Якутии президент Владимир Путин поручил принять меры для завершения реализации инвестиционного проекта "Строительство пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск в Республике Саха (Якутия)". Распоряжение дано по итогам президиума Госсовета, срок его исполнения — 1 марта 2018 года, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на Регнум. Ответственными за исполнение поручения назначены премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава Якутии Е гор Борисов.
Председатель комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Госсобрания Якутии Виктор Фёдоров считает, что дорогу действительно уже пора принимать в постоянную эксплуатацию.
"В 2014 году 1 сентября дорога сдана во временную эксплуатацию, и в принципе началось движение. Сначала перевозили до 300 тыс. тонн, а сейчас уже порядка 600−700 тыс. в год перевозится по данному участку в рамках временной эксплуатации. В основном перевозчиком является "Ассоциация строителей АЯМ", это частная организация, которая берёт в аренду локомотивную тягу", — рассказал депутат.
По его словам, в 2014 году в акте по итогам обследования дороги было около 700 замечаний, но большинство из них — такие: "не подсыпана канавка, тут утрамбовать, там подкрасить". Принципиальных замечаний было порядка шести-семи.
"Дорога обкатала себя, её пора принимать в постоянную эксплуатацию, — уверен Виктор Фёдоров. — Станция находится в рабочем состоянии, произведена врезка двух стрелок, это нефтяные склады "Туймада-нефти" и "Саханефтегазсбыта", на этой неделе буквально произошла врезка транспортно-логистического комплекса. Мы считаем, что дорогу можно сдавать в эксплуатацию, но при этом важное поручение Путина о том, чтобы обеспечить тариф. Сейчас проблема в том, что везут по очень высоким расценкам. Если с Москвы до Томмота, образно говоря, стоит порядка 100 рублей вагон, то на участке от Томмота до Якутска — столько же, и это очень дорого. Нужно, чтобы был нормальный тариф, и на это есть указания".
Он считает поручение президента сдать дорогу в постоянную эксплуатацию до 1 марта 2018 года вполне выполнимым. Получится, по его мнению, и урегулировать тариф, сделав это по аналогии с электроэнергией — то есть перекрёстным субсидированием с европейской частью железной дороги России. Виктор Фёдоров считает такое решение правильным, так как оно позволит полностью загрузить эту железную дорогу и выйти уже на миллионные объёмы перевозки грузов.
"В прошлом году озвучивалась необходимая на завершение строительства сумма порядка 1,5 млрд рублей. Они были предусмотрены в федеральном бюджете, но основная проблема там в том, что подрядчик "Трасстрой" не уходит, это же структура Олега Дерипаски — объясняет ситуацию депутат. — Они строили-строили дорогу, а потом остановились, сказали доплачивайте деньги. То есть подписали договор, образно говоря, на 45 млрд рублей, а стали требовать 50. "Вы нам доплатите, у нас не проиндексированы были расценки", и всё остановилось. Они сейчас владеют техдокуметацией, являются до сих пор заказчиком, с ними договор расторгнуть невозможно, были суды, и они тянутся до сих пор. Надо вызвать Дерипаску на федеральный уровень и сказать: "Что ты балуешься-то с северами?". Нужно передать объект, разойтись мирно, подписать какое-то соглашение, которое будет учитывать требования сторон, но не все, потому что Дерипаска говорит: вы должны мне 7−8 млрд. А железная дорога говорит: "Ты задержал нам строительство, а потому должен ещё 16". Вот такие вот встречные требования упёрлись друг в друга, но надо уже найти какой-то вариант, приемлемый для обеих сторон, а не делать так, чтобы страдала вся миллионная республика от неконструктивной позиции "Трансстроя", который срывает запуск дороги в эксплуатацию. Разойтись с ним не получается: "Железные дороги Якутии" судятся, судятся, и всё никак".
По словам парламентария, средства на завершение строительства железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск в 1,5 млрд рулей зарезервированы в бюджете РФ, и переходят из года в год. "Не знаю, до сих пор они дожили или их "съели" — трудно сказать, но будем надеяться. Вот такая ситуация", — пояснил Виктор Фёдоров.
Он акцентировал внимание на том, что когда дорога заработает в полную силу, в республике кардинально изменится схема завоза грузов: "Это безопасность жизнедеятельности всей республики. У нас с Осетрово проблема — основной завоз грузов в республику производится через Усть-кутский речной порт, но последние 5−7 лет там нет воды, потому что в Иркутской области вырубили весь лес, и ручейки перестали течь в Лену. Теперь там нет достаточного уровня воды для перевозки грузов, и глава Якутии поставил задачу менять схему завоза через Нижний Бестях. Мы должны туда завозить основные грузы, обеспечивать центральную и заречную группу улусов, а оттуда завозить на севера, потому что использование осетровского порта — это большая проблема", — констатировал депутат, возглавляющий комитет Госсобрания, который курирует инфраструктурные вопросы региона.
Арбитражный суд Москвы 3 апреля 2017 года отказал федеральному агентству железнодорожного транспорта в удовлетворении иска о расторжении договора с подрядчиком строительства железной дороги Якутии Беркакит — Томмот — Нижний Бестях, инжиниринговой корпорацией "Трансстрой". Разорвать контракт не удалось потому, что компания подала встречный иск о взыскании с Росжелдора почти 1,1 млрд рублей.
Участок железной дороги Томмот-Якутск (Нижний Бестях), которую строят уже более 10 лет, обещали ввести в эксплуатацию в 2017 году. Ранее работы по строительству выполняла компания "Трансстрой", которая оставила после себя недоделки (в акте — 784 замечания). При этом, выяснила прокуратура, по ней два года незаконно перевозили грузы без соответствующих разрешений. Занимавшееся этой незаконной деятельностью предприятие заработало 280 млн рублей.