Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Да пойдет паром!

Бастовали ли переправщики?

Скандал с «забастовкой» переправщиков через реку еще раз напомнил о болезненном отсутствии моста через Лену… Пока о таковом приходится мечтать, будут и сезонные проблемы на переправе, обостряющиеся, как правило, весной и осенью…
И вроде как-то жили раньше и без «подушек», и с малым количеством паромов, катеров, но теперь без оных обойтись стало невозможно! Этой весной же сезонные проблемы обострились до открытого конфликта между Госкомцен РС(Я) и перевозчиками — индивидуальными предпринимателями. Однако так ли на самом деле «чрезвычайна» эта ситуация, как ее малюют в СМИ?

У рейтинга глаза велики

На информационном поле Якутии каждое семя раздора, увы, частенько приносит слишком крупные плоды. Слухи растут, как овощи на пестицидах. То ли сенсаций у нас маловато, то ли СМИ многовато, но преувеличить, приукрасить и добавить «соли с перцем» нынче способно любое уважающее себя издание.
Иначе ведь не привлечь внимания обывателей, не заслужить высоких рейтингов… Поэтому грамотный читатель должен уметь отделять зерна от плевел. Это как бы присказка…

Вы правды не напишете

Когда мы подъехали на Даркылах, как раз закончился проливной ливень. Десяток катеров на «подушках» дожидался пассажиров, один отчалил от берега. Машин, провожавших переезжающих на тот берег граждан, было вдвое больше, чем катеров. Спрос есть. А вот «забастовки», как оказалось, нет. Была ли она вообще?

Задавшись этим вопросом, ищу виновников репортажа — владельцев «Хивусов». Они собрались во время дождя, совпавшего с обеденным перерывом, в кафе-автобусе. Узнав, что я работаю в правительственной газете «Якутия», отмахиваются, как от мухи.

— Вы третий журналист, который к нам наведался, но никто правды так и не сказал. Снимали-снимали, а все нужное урезали. Поэтому мы вам, журналистам, не верим! — заявили суровые мужчины.

Не забастовка, а выходной!

После первых слов недоверия, высказанных прямо в лицо, предприниматели все же ломаться не стали. Поговорили.

— Мы не бастовали, — не без вызова заявил «лидер», как я его про себя назвала. — Просто взяли… выходной!

Дмитрий, так зовут моего собеседника, работает на переправе с 1998 года. Почитай ветеран. Речник с головы до ног. Признаться, выезжая на Даркылаах, я ожидала увидеть на берегу катера с табличками: «Даешь 2000 за билет!», «За тысячу ступайте пешком!» ну или что-то в этом роде. Ведь забастовка — это когда касками стучат и денег требуют. Речники денег не требовали, хотя во многих СМИ написано, что они хотят дотаций.

Конфликт, по словам перевозчиков, произошел намного раньше, чем раздутая через ватсап история с пассажирками, которые якобы отказались платить 2000 рублей за проезд.

— Были штрафы, много начальников приезжали, требовали, чтобы мы снизили цены до 1000 рублей. Мы этого делать не стали. И сегодня работаем по-прежнему, возим людей на тот берег по 2000 рублей за место, — рассказывают владельцы «подушек» в тесном кафе.

Тем временем на улице стало теплее, выглянуло солнце.

«Золотая неделя»

Мужики рассказывают, что каждый год, сколько на Лене ходят «хивусы», в опасный период ледохода они традиционно поднимали цены. За риск, за сложность перевозок, с целью извлечения прибыли в том числе, поскольку все они не ангелы небесные, а простые предприниматели. То есть люди, извлекающие прибыль из своей деятельности. Это их хлеб, заработок и законная выгода.

 

В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее

 

И вот уже несколько лет цены на весеннюю переправу оставались неизменными — 1000 рублей в обычные дни и 2000 рублей — в опасные. Пресловутая «золотая неделя» в этом году стала настоящим камнем преткновения между перевозчиками и властями республики, защищающими, как нам кажется, права рядовых граждан. Кстати, о рядовых гражданах…

По веским причинам

Будучи сама выходцем из Заречья, я, увы, не нашла ни одного земляка, который собственными глазами видел расхваленный многими моими коллегами «Кайман-10», который якобы возил народ с 202 микрорайона за 1000 рублей в дни, когда «хивусы» отдыхали. 16 мая в ватсапе гуляло объявление с фотографией этого самого «каймана» с телефоном, который якобы набирает льготников. Но номер все время «вне зоны доступа»…

Некоторые знают об этом только по репортажу на местном ТВ и слепо верят. Еще меньше людей говорит, что в какой-то группе в ватсапе кто-то рассказывал, что переехал реку за 1000 рублей. Насколько достоверна такая информация? Львиная доля опрошенных зареченцев в существование «дешевого» государственного транспорта через реку вообще не верят. Ни в вертолет, ни в «Кайман».

— Лично мне, конечно, хочется, чтобы билеты стоили дешевле, — говорит Алексей А. — Но тут важно отметить, что в этот период люди ездят только по серьёзным причинам: на свадьбу или похороны, в больницу и т. д. В общем, если край! И кто думал о простых людях, когда создавалась эта ситуация? Почему власти и предприниматели не выяснили отношения до или после этих сложных дней? Создали ряд неудобств, взбаламутили народ. Для чего? Лучше ведь не стало.

Чужие деньги. Посчитаем?

Можно ли нажить на реке большое богатство? Работяги, обедающие в кафе, миллионерами не выглядят, золотом и бриллиантами не сверкают. Однако недоверчивый люд, конечно, не преминет посчитать чужие барыши.

— Практически все катера, которые вы видите, куплены в кредит, — рассказывает Дмитрий, кивая на «Хивусы». — Средняя стоимость такой лодки с доставкой — четыре с половиной миллиона рублей. Сезон работы для «Хивусов» — примерно 20 дней в год. Всего 20 дней! В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров, но не факт, что каждая лодка отправляется полной. Вот и считайте!
Многие владельцы «Хивусов» кредит еще не отбили, поскольку у них это не единственный долг, есть еще и ипотечные, и другие займы, а также, естественно, у каждого имеются семьи, дети и жены, а значит, есть и немалые текущие расходы… Не будем забывать про налоги. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее.

Только конкуренция

Никто не хочет выставить перевозчиков в хорошем свете. Отрадно, кстати, что власти ратуют в данном случае за интересы населения. Вдруг такая же направленность сохранится и в других сферах? Например, будет посчитана реальная стоимость жилищного квадратного метра или стоимость литра бензина…

А в случае с нашумевшей весенней переправой хотелось бы влиять на цены в этой области за счет живой конкуренции. Был же большой государственный катер на «подушке», который недолго лавировал с того берега на этот. Прокол (случайный или умышленный?) остановил его деятельность.

Показательный пример в нашей республике был с ценами на сунтарское такси. Возили «миллионники» людей за 5000 и не тужили. Но пришли другие машины и скостили цены до 3000 за счет того, что посадочных мест больше. И стали все такси по 3000 ездить… Рынок ведь, и, чтобы работать и побеждать конкурентов, надо пользоваться спросом. А спрос на переправу через Лену имеется и будет, покуда моста не предвидится…

…Река ушла. Скоро пойдут паромы. Переправщики со своих «подушек» пересядут на обычные катера и будут сновать по маршруту Якутск — Нижний Бестях — Якутск за 300 рублей. Золотой сезон подходит к концу…

КОММЕНТАРИИ Арифметика предпринимателей

Еще во время репортажа Дмитрий заявил, что реальная стоимость перевозок в период бездорожья намного дороже установленных не только Госкомцен РС(Я), но и… самими предпринимателями. 2600 рублей — это реальная рыночная себестоимость по подсчетам перевозчиков.

— Расчеты надо начинать не с покупки «Хивуса», а с затрат на нижнее ограждение, — говорит Дмитрий. — Оно стоит 850 тысяч рублей. Хватает его на весну и осень, потому что приходится работать до –35 градусов, а оно рассчитано на максимум 12 градусов мороза. Также каждому предпринимателю надо закупить 5–6 маршевых ремней. Он стоит 36 тысяч рублей на заводе, не говоря о маленьких ремнях, которых нужно с десяток по три с половиной тысячи рублей.

Также много средств мы тратим на дорогу к Даркылаху. Дорожники после зимника ее не делают. А мы подсыпаем песок, выравниваем. У нас море затрат, которые даже не касаются «Хивусов».

На нижнем ограждении есть «чешуйки» на каждом баллоне. В день меняем 5–6 чешуек. Вкладываем по весне 200 и более тысяч рублей в эти чешуйки и к осени еще докупаем. Каждая чешуйка стоит 5 тысяч рублей.

Масло к двигателям тоже надо особенное. Двигатели у нас работают в чрезвычайном режиме. В двигатель льем спортивное масло. За раз 6,5 литра, литр масла стоит 700 рублей. Меняем его раз в 5 дней. И, кстати, двигатель работает только весну и осень. Не выдерживает нагрузки. А стоит он сейчас 206 тысяч рублей.

 

Антонина Винокурова: «Налицо явный сговор»

Председатель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Антонина Винокурова рассказала, почему сложилась спорная ситуация и как ее собираются решать:

— Суть проблемы заключалась в том, что мы ввели государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров личным транспортом. Это было нашим правом, а не обязанностью. Перевозчики без видимых причин за один день повысили тарифы в два раза. На что мы ввели госрегулирование в целях защиты граждан. Предприниматели с этим не согласились и принесли свои расчеты, мы им показали свои, в целом по затратам цифры совпадают. Камнем преткновения стали пассажиропоток и количество рейсов в день. Мы сделали мониторинг за два дня, но предприниматели считают, что такое время — не показатель, поэтому продлили проверку.

Для государства интересы шестнадцати собственников этих «Хивусов» и жителей заречных улусов и горожан несопоставимы. Если мониторинг покажет, что пассажиропоток в будние дни меньше, чем мы подсчитали, тогда цены можно будет повысить.

Кроме того, с предпринимателями есть договоренность, что если им будет очень трудно ездить по осколкам льда, можно повысить тариф. По этому поводу было совещание у первого заместителя председателя Правительства РС(Я) Алексея Стручкова.

Однако перевозчики на уступки не идут, хотя видно, что это экономически не оправдано. Но налицо явный сговор людей, которые собираются вместе, только когда нужно повышать тарифы. При этом они следят друг за другом, чтобы никто не снижал цен.

Экспедиция «По следам государевых ямщиков» начала работу на якутской земле - Государственное Собрание РС(Я)22 июля начался второй этап н аучно-исследовательской, этнокультурной экспедиции «По следам государевых ямщиков», посвященной 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства,
23.07.2017 Государственное Собрание РС(Я)
Восстановление поселков на Средней Колыме обойдется бюджету Якутии в сотни млн рублей - YakutiaMedia.RuИсключительно сложное положение поселков Аргахтах, Березовка и Сватай констатировал Ил Дархан Егор Борисов, посетив Среднеколымский улус 21 июля, YakutiaMedia.
21.07.2017 YakutiaMedia.Ru
В Якутию прибыл самолет Бе-200 ЧС МЧС России  для ликвидации природных пожаров - МЧС Республики Саха (Якутия)  В Якутии продолжается наращивание группировки сил для борьбы с природными пожарами.
21.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
Силами мобильных групп МЧС в подтопленных селах В Среднеколымском районе Якутии продолжается оказание помощи населению - МЧС Республики Саха (Якутия)Паводковая ситуация в селах Аргахтах, Сватай и Андрюшкино находится на постоянном контроле Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), Правительства республики,
20.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
МЧС предупреждает: возможно подтопление сенокосных угодьев ! - МЧС Республики Саха (Якутия)По информации синоптиков вследствие дождевых паводков на реке Лена в районе города Якутска наблюдается подъем уровня воды, ввиду чего возможно подтопление сенокосных угодьев  расположенных на островах  в пределах  Хангаласского,
22.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
IMG_8991 - Якутское-Cаха ИАГлава Якутии Егор Борисов проверил выполнение данных им персональных поручений членам правительства региона.
22.07.2017 Якутское-Cаха ИА
В Вилюйском районе будет работать самолет Бе-200 МЧС России - Департамент по лесным отношениям РС(Я)Сегодня в Якутск из Сибирского Регионального Центра ГУ МЧС России ожидается прибытие самолета Бе-200, который будет работать в Вилюйском районе, где сейчас наиболее сложная ситуация с лесными пожарами.
21.07.2017 Департамент по лесным отношениям РС(Я)
IMG_8857 - Якутское-Cаха ИАВпервые в истории здравоохранения Якутии врачи Республиканского сурдологопедического центра РБ №1 провели уникальную операцию — пятерым лишенным слуха детям установили кохлеарные импланты,
22.07.2017 Якутское-Cаха ИА
Сегодня, Верховный Суд Республики Саха (Якутия) вынес приговор по уголовному делу в отношении гр-н Ф. и К. Они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст.
20.07.2017 Прокуратура РС(Я)
Алексей Дьячковский: Объекты, построенные для Ысыаха Олонхо, стали достопримечательностями Якутии - Якутское-Cаха ИАБолее 20 объектов, построенных в Вилюйском улусе к Ысыаху Олонхо, стали достопримечательностями Якутии.
22.07.2017 Якутское-Cаха ИА
Image title - Президент РС(Я) Егор Борисов20 ИЮЛЯ рабочий визит главы республики Егора Борисова в Среднеколымский улус завершился встречей с населением районного центра.
22.07.2017 Президент РС(Я) Егор Борисов
Самолет АК «Якутия» экстренно сел из-за разгерметизации? - ИА SakhaLife.RuЮжная транспортная прокуратура проверяет обстоятельства вынужденной посадки самолета в субботу в аэропорту Ростова-на-Дону, сообщили агентству «Интерфакс» в пресс-службе Южной транспортной прокуратуры.
23.07.2017 ИА SakhaLife.Ru
Восстановление поселков на Средней Колыме обойдется бюджету Якутии в сотни млн рублей - YakutiaMedia.RuИсключительно сложное положение поселков Аргахтах, Березовка и Сватай констатировал Ил Дархан Егор Борисов, посетив Среднеколымский улус 21 июля, YakutiaMedia.
21.07.2017 YakutiaMedia.Ru
В Якутию прибыл самолет Бе-200 ЧС МЧС России  для ликвидации природных пожаров - МЧС Республики Саха (Якутия)  В Якутии продолжается наращивание группировки сил для борьбы с природными пожарами.
21.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
Сегодня, 23 июля исполнилось 59 лет Михаилу Устиновичу ТИМОФЕЕВУ, кандидату физико-математических наук.
23.07.2017 ИА SakhaLife.Ru
Скоро: фестиваль «Великий шелковый путь» - ИА SakhaLife.RuИсточник: На правах рекламы.
22.07.2017 ИА SakhaLife.Ru
Александр Жирков выступил на открытии международного Форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» - Государственное Собрание РС(Я)20 июля, в Государственной резиденции Президента Кыргызской Республики «Ала-Арча», открылся международный Форум «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи».
21.07.2017 Государственное Собрание РС(Я)
«Семьей сплоченной едины мы!»
В  Гагаринском округе  состоялся  праздник¸ посвященный  Дню  семьи, любви и верности, который страна отметила в минувшие выходные.
Эхо столицы
Прими участие в конкурсах Ykt Geek Fest 2017!
У вас есть прекрасная возможность реализовать свой творческий потенциал и показать, на что вы способны, участвуя в конкурсах, проводимых в рамках фестиваля Ykt Geek Fest 2017.
Эхо столицы
Аскар Айтматов: «Я в Якутии не случайно» - Газета Якутия
Аскар Айтматов: «Я в Якутии не случайно»
Сын Чингиза Айтматова, экс-министр иностранных дел Киргизии в эксклюзивном интервью газете «Якутия» рассказал о том, что для него значит поездка в Якутию, насколько популярны книги его отца сегодня,
Газета Якутия
Проезд через реку Куйдусун дорожники обещают открыть 21 июля - Якутское-Cаха ИАВосстановление мостового перехода на реке Куйдусун в Оймяконском районе идет к завершению.
21.07.2017 Якутское-Cаха ИА
Сотрудники УФСИН заняли призовые места на юбилейных «Играх Манчаары» - УФСИН РС(Я)Каждые четыре года в Якутии проводится Спартакиада по национальным видам спорта «Игры Манчаары» - состязания, которые для спортсменов республики являются апогеем многолетнего тренировочного процесса,
21.07.2017 УФСИН РС(Я)
Итоги Ысыаха Туймаады-2017: цифры и факты
Национальный праздник Ысыах Туймаады в местности Ус Хатын проводился в этом году в 20-й раз.
Эхо столицы
Конные скачки на призы главы города выиграла команда из Верхневилюйска
На конных скачках на призы главы города Якутска «Дьөhөгөй күрэ5э» настоящий фурор произвели скаковые лошади из Верхневилюйского улуса, выиграв в трех забегах и набрав наибольшее количество баллов.
Эхо столицы
Экспедиция «По следам государевых ямщиков» начала работу на якутской земле - Государственное Собрание РС(Я)22 июля начался второй этап н аучно-исследовательской, этнокультурной экспедиции «По следам государевых ямщиков», посвященной 385-летию вхождения Якутии в состав Российского государства,
23.07.2017 Государственное Собрание РС(Я)
Восстановление поселков на Средней Колыме обойдется бюджету Якутии в сотни млн рублей - YakutiaMedia.RuИсключительно сложное положение поселков Аргахтах, Березовка и Сватай констатировал Ил Дархан Егор Борисов, посетив Среднеколымский улус 21 июля, YakutiaMedia.
21.07.2017 YakutiaMedia.Ru
В Якутию прибыл самолет Бе-200 ЧС МЧС России  для ликвидации природных пожаров - МЧС Республики Саха (Якутия)  В Якутии продолжается наращивание группировки сил для борьбы с природными пожарами.
21.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
Силами мобильных групп МЧС в подтопленных селах В Среднеколымском районе Якутии продолжается оказание помощи населению - МЧС Республики Саха (Якутия)Паводковая ситуация в селах Аргахтах, Сватай и Андрюшкино находится на постоянном контроле Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), Правительства республики,
20.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
МЧС предупреждает: возможно подтопление сенокосных угодьев ! - МЧС Республики Саха (Якутия)По информации синоптиков вследствие дождевых паводков на реке Лена в районе города Якутска наблюдается подъем уровня воды, ввиду чего возможно подтопление сенокосных угодьев  расположенных на островах  в пределах  Хангаласского,
22.07.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)