Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Да пойдет паром!

Бастовали ли переправщики?

Скандал с «забастовкой» переправщиков через реку еще раз напомнил о болезненном отсутствии моста через Лену… Пока о таковом приходится мечтать, будут и сезонные проблемы на переправе, обостряющиеся, как правило, весной и осенью…
И вроде как-то жили раньше и без «подушек», и с малым количеством паромов, катеров, но теперь без оных обойтись стало невозможно! Этой весной же сезонные проблемы обострились до открытого конфликта между Госкомцен РС(Я) и перевозчиками — индивидуальными предпринимателями. Однако так ли на самом деле «чрезвычайна» эта ситуация, как ее малюют в СМИ?

У рейтинга глаза велики

На информационном поле Якутии каждое семя раздора, увы, частенько приносит слишком крупные плоды. Слухи растут, как овощи на пестицидах. То ли сенсаций у нас маловато, то ли СМИ многовато, но преувеличить, приукрасить и добавить «соли с перцем» нынче способно любое уважающее себя издание.
Иначе ведь не привлечь внимания обывателей, не заслужить высоких рейтингов… Поэтому грамотный читатель должен уметь отделять зерна от плевел. Это как бы присказка…

Вы правды не напишете

Когда мы подъехали на Даркылах, как раз закончился проливной ливень. Десяток катеров на «подушках» дожидался пассажиров, один отчалил от берега. Машин, провожавших переезжающих на тот берег граждан, было вдвое больше, чем катеров. Спрос есть. А вот «забастовки», как оказалось, нет. Была ли она вообще?

Задавшись этим вопросом, ищу виновников репортажа — владельцев «Хивусов». Они собрались во время дождя, совпавшего с обеденным перерывом, в кафе-автобусе. Узнав, что я работаю в правительственной газете «Якутия», отмахиваются, как от мухи.

— Вы третий журналист, который к нам наведался, но никто правды так и не сказал. Снимали-снимали, а все нужное урезали. Поэтому мы вам, журналистам, не верим! — заявили суровые мужчины.

Не забастовка, а выходной!

После первых слов недоверия, высказанных прямо в лицо, предприниматели все же ломаться не стали. Поговорили.

— Мы не бастовали, — не без вызова заявил «лидер», как я его про себя назвала. — Просто взяли… выходной!

Дмитрий, так зовут моего собеседника, работает на переправе с 1998 года. Почитай ветеран. Речник с головы до ног. Признаться, выезжая на Даркылаах, я ожидала увидеть на берегу катера с табличками: «Даешь 2000 за билет!», «За тысячу ступайте пешком!» ну или что-то в этом роде. Ведь забастовка — это когда касками стучат и денег требуют. Речники денег не требовали, хотя во многих СМИ написано, что они хотят дотаций.

Конфликт, по словам перевозчиков, произошел намного раньше, чем раздутая через ватсап история с пассажирками, которые якобы отказались платить 2000 рублей за проезд.

— Были штрафы, много начальников приезжали, требовали, чтобы мы снизили цены до 1000 рублей. Мы этого делать не стали. И сегодня работаем по-прежнему, возим людей на тот берег по 2000 рублей за место, — рассказывают владельцы «подушек» в тесном кафе.

Тем временем на улице стало теплее, выглянуло солнце.

«Золотая неделя»

Мужики рассказывают, что каждый год, сколько на Лене ходят «хивусы», в опасный период ледохода они традиционно поднимали цены. За риск, за сложность перевозок, с целью извлечения прибыли в том числе, поскольку все они не ангелы небесные, а простые предприниматели. То есть люди, извлекающие прибыль из своей деятельности. Это их хлеб, заработок и законная выгода.

 

В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее

 

И вот уже несколько лет цены на весеннюю переправу оставались неизменными — 1000 рублей в обычные дни и 2000 рублей — в опасные. Пресловутая «золотая неделя» в этом году стала настоящим камнем преткновения между перевозчиками и властями республики, защищающими, как нам кажется, права рядовых граждан. Кстати, о рядовых гражданах…

По веским причинам

Будучи сама выходцем из Заречья, я, увы, не нашла ни одного земляка, который собственными глазами видел расхваленный многими моими коллегами «Кайман-10», который якобы возил народ с 202 микрорайона за 1000 рублей в дни, когда «хивусы» отдыхали. 16 мая в ватсапе гуляло объявление с фотографией этого самого «каймана» с телефоном, который якобы набирает льготников. Но номер все время «вне зоны доступа»…

Некоторые знают об этом только по репортажу на местном ТВ и слепо верят. Еще меньше людей говорит, что в какой-то группе в ватсапе кто-то рассказывал, что переехал реку за 1000 рублей. Насколько достоверна такая информация? Львиная доля опрошенных зареченцев в существование «дешевого» государственного транспорта через реку вообще не верят. Ни в вертолет, ни в «Кайман».

— Лично мне, конечно, хочется, чтобы билеты стоили дешевле, — говорит Алексей А. — Но тут важно отметить, что в этот период люди ездят только по серьёзным причинам: на свадьбу или похороны, в больницу и т. д. В общем, если край! И кто думал о простых людях, когда создавалась эта ситуация? Почему власти и предприниматели не выяснили отношения до или после этих сложных дней? Создали ряд неудобств, взбаламутили народ. Для чего? Лучше ведь не стало.

Чужие деньги. Посчитаем?

Можно ли нажить на реке большое богатство? Работяги, обедающие в кафе, миллионерами не выглядят, золотом и бриллиантами не сверкают. Однако недоверчивый люд, конечно, не преминет посчитать чужие барыши.

— Практически все катера, которые вы видите, куплены в кредит, — рассказывает Дмитрий, кивая на «Хивусы». — Средняя стоимость такой лодки с доставкой — четыре с половиной миллиона рублей. Сезон работы для «Хивусов» — примерно 20 дней в год. Всего 20 дней! В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров, но не факт, что каждая лодка отправляется полной. Вот и считайте!
Многие владельцы «Хивусов» кредит еще не отбили, поскольку у них это не единственный долг, есть еще и ипотечные, и другие займы, а также, естественно, у каждого имеются семьи, дети и жены, а значит, есть и немалые текущие расходы… Не будем забывать про налоги. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее.

Только конкуренция

Никто не хочет выставить перевозчиков в хорошем свете. Отрадно, кстати, что власти ратуют в данном случае за интересы населения. Вдруг такая же направленность сохранится и в других сферах? Например, будет посчитана реальная стоимость жилищного квадратного метра или стоимость литра бензина…

А в случае с нашумевшей весенней переправой хотелось бы влиять на цены в этой области за счет живой конкуренции. Был же большой государственный катер на «подушке», который недолго лавировал с того берега на этот. Прокол (случайный или умышленный?) остановил его деятельность.

Показательный пример в нашей республике был с ценами на сунтарское такси. Возили «миллионники» людей за 5000 и не тужили. Но пришли другие машины и скостили цены до 3000 за счет того, что посадочных мест больше. И стали все такси по 3000 ездить… Рынок ведь, и, чтобы работать и побеждать конкурентов, надо пользоваться спросом. А спрос на переправу через Лену имеется и будет, покуда моста не предвидится…

…Река ушла. Скоро пойдут паромы. Переправщики со своих «подушек» пересядут на обычные катера и будут сновать по маршруту Якутск — Нижний Бестях — Якутск за 300 рублей. Золотой сезон подходит к концу…

КОММЕНТАРИИ Арифметика предпринимателей

Еще во время репортажа Дмитрий заявил, что реальная стоимость перевозок в период бездорожья намного дороже установленных не только Госкомцен РС(Я), но и… самими предпринимателями. 2600 рублей — это реальная рыночная себестоимость по подсчетам перевозчиков.

— Расчеты надо начинать не с покупки «Хивуса», а с затрат на нижнее ограждение, — говорит Дмитрий. — Оно стоит 850 тысяч рублей. Хватает его на весну и осень, потому что приходится работать до –35 градусов, а оно рассчитано на максимум 12 градусов мороза. Также каждому предпринимателю надо закупить 5–6 маршевых ремней. Он стоит 36 тысяч рублей на заводе, не говоря о маленьких ремнях, которых нужно с десяток по три с половиной тысячи рублей.

Также много средств мы тратим на дорогу к Даркылаху. Дорожники после зимника ее не делают. А мы подсыпаем песок, выравниваем. У нас море затрат, которые даже не касаются «Хивусов».

На нижнем ограждении есть «чешуйки» на каждом баллоне. В день меняем 5–6 чешуек. Вкладываем по весне 200 и более тысяч рублей в эти чешуйки и к осени еще докупаем. Каждая чешуйка стоит 5 тысяч рублей.

Масло к двигателям тоже надо особенное. Двигатели у нас работают в чрезвычайном режиме. В двигатель льем спортивное масло. За раз 6,5 литра, литр масла стоит 700 рублей. Меняем его раз в 5 дней. И, кстати, двигатель работает только весну и осень. Не выдерживает нагрузки. А стоит он сейчас 206 тысяч рублей.

 

Антонина Винокурова: «Налицо явный сговор»

Председатель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Антонина Винокурова рассказала, почему сложилась спорная ситуация и как ее собираются решать:

— Суть проблемы заключалась в том, что мы ввели государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров личным транспортом. Это было нашим правом, а не обязанностью. Перевозчики без видимых причин за один день повысили тарифы в два раза. На что мы ввели госрегулирование в целях защиты граждан. Предприниматели с этим не согласились и принесли свои расчеты, мы им показали свои, в целом по затратам цифры совпадают. Камнем преткновения стали пассажиропоток и количество рейсов в день. Мы сделали мониторинг за два дня, но предприниматели считают, что такое время — не показатель, поэтому продлили проверку.

Для государства интересы шестнадцати собственников этих «Хивусов» и жителей заречных улусов и горожан несопоставимы. Если мониторинг покажет, что пассажиропоток в будние дни меньше, чем мы подсчитали, тогда цены можно будет повысить.

Кроме того, с предпринимателями есть договоренность, что если им будет очень трудно ездить по осколкам льда, можно повысить тариф. По этому поводу было совещание у первого заместителя председателя Правительства РС(Я) Алексея Стручкова.

Однако перевозчики на уступки не идут, хотя видно, что это экономически не оправдано. Но налицо явный сговор людей, которые собираются вместе, только когда нужно повышать тарифы. При этом они следят друг за другом, чтобы никто не снижал цен.

Форум неравнодушных горожан: в Гагаринском округе появится площадка для выгула собак - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Одной из дискуссионных площадок Форума неравнодушных горожан, который проходит в Якутске с 16 по 25 августа, является «Комфортный Якутск».
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Image title - Президент РС(Я) Егор Борисов16 АВГУСТА глава Якутии Егор Борисов принял участие в пленарном заседании традиционного августовского совещания работников образования и науки на тему «Развитие системы образования:
17.08.2017 Президент РС(Я) Егор Борисов
Вопрос Хатасских земель решен в пользу жителей - ИА SakhaLife.RuГлава города Якутска Айсен Николаев 16 августа провел рабочее совещание с участием генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» Ивана Макарова по решению вопроса земельных участков,
16.08.2017 ИА SakhaLife.Ru
Саха Липснеле - Якутское-Cаха ИАРезидент ТОР «ИП «Кангалассы» компания «Саха Липснеле», запустившая производство твердотопливных котлов длительного горения, планирует выходить на дальневосточные рынки.
16.08.2017 Якутское-Cаха ИА
На 12:00 ч. 16.08.2017 на охраняемой территории Республики Саха (Якутия) действуют 17 лесных пожаров на общей площади 71 274,2 в том числе покрытой лесом площади – 17 642,2 га: из них действующих - 14:
16.08.2017 Департамент по лесным отношениям РС(Я)
В Нижнем Бестяхе жители аварийных домов получили ключи от новых квартир - Якутское-Cаха ИАВ минувшую субботу по улице Кооперативной в поселке Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса введен в эксплуатацию 48-квартирный жилой дом.
16.08.2017 Якутское-Cаха ИА
«Якутскэнерго» в досудебном порядке получило с должников более 276 млн рублей - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU С начала года ПАО «Якутскэнерго» (входит в ПАО «РусГидро») добилось погашения долгов потребителей энергоресурсов на общую сумму 411,1 млн рублей.
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Приглашаем на баттлы за Якутск! - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU 17, 21 и 23 августа впервые в истории столицы пройдут «Баттлы за Якутск» в рамках Форума неравнодушных горожан.
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Замруководителя Федерального управления Росреестра посетил центр «Мои Документы» - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU С рабочим визитом в г.Якутск прибыл заместитель руководителя Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Андрей Приданкин, который 15 августа 2017 года посетил центр «Мои Документы».
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Глава города провел выездное совещание по Кангаласской СОШ - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Глава города Якутска Айсен Николаев 16 августа провел выездное совещание в микрорайоне Кангалассы по вопросам организации учебного процесса и проведению восстановительных работ аварийного здания школы.
16.08.2017 SakhaPress.Ru
На севере Якутии спасатели МЧС России оказывают помощь местному населению - МЧС Республики Саха (Якутия)Паводковая ситуация в селах Аргахтах, Сватай и Андрюшкино находится на постоянном контроле Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия), Правительства республики,
16.08.2017 МЧС Республики Саха (Якутия)
В Якутии 20-летний мотоциклист разбился насмерть - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU При падении парень ударился головой об вентиль задвижки теплотрассы.
16.08.2017 SakhaPress.Ru
15 августа  в 09 часов 55 минут в дежурную часть ОМВД России по Усть - Алданскому району поступило телефонное сообщение о том, что по ул.
16.08.2017 МВД Республики Саха (Якутия)
В Якутске дети пострадали в ДТП - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Среди пострадавших 11-месячный малыш.  15 августа около 19 часов на Объездном шоссе г. Якутска водитель 1987 г.р., управляя автомашиной «Тойота Королла»,
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Алданский район готовится к фестивалю «Берег Дружбы 2017» - ИА SakhaLife.RuФестиваль – это не только конкурс. Это, прежде всего, площадка для творческого обмена, школа с участием признанных концертирующих мастеров, имеющих опыт судейства на самых крупных и престижных фестивалях в России и за рубежом.
15.08.2017 ИА SakhaLife.Ru
У Чысхаана появится спутница  - ИА SakhaLife.RuВ эти дни в далеком северном крае, славящемся как Полюс холода – в Оймяконском улусе — работает научно-творческий десант, который проводит семинар для педагогов под названием «Эстетика зимней одежды в условиях Полюса холода».
16.08.2017 ИА SakhaLife.Ru
Студенты Якутской ГСХА едут на отдых - ИА SakhaLife.RuСпортивно-оздоровительный лагерь «Жемчужина» в Приморском крае встретит студентов якутского агровуза на смену с19 августа по 29 августа 2017 года.
16.08.2017 ИА SakhaLife.Ru
Республиканскому форуму приемных родителей — 5 лет
17-20 августа в г. Якутске пройдет ежегодный Республиканский форум приемных родителей «Семья - наш теплый дом».
Эхо столицы
Про лайфвкайферов и людей
Цитатки из вконташи, как бизнес-план Они учат счастью, но сами глубоко несчастны.
Газета Якутия
Страна доливов - Газета Якутия
Страна доливов
Как перестать беспокоиться и полюбить себя Раньше в Европе существовала такая милая традиция – чтобы облегчить своим детям сложный процесс инициации и взросления,
Газета Якутия
Ровно 20 лет назад гудок первого грузового поезда прозвучал на станции Томмот - ИА SakhaLife.Ru16 августа 1997 года на станцию Томмот прибыл первый поезд, и было открыто рабочее движение.
16.08.2017 ИА SakhaLife.Ru
Президент Монголии: «Я буду лично участвовать в подготовке к Играм «Дети Азии» - SportSakha.ComВ г. Улан-Батор (Монголия) состоялась встреча Президента Монголии Халтмаагийн Баттулга с делегацией Международного комитета Игр «Дети Азии».
16.08.2017 SportSakha.Com
Первый российский мастер спорта по гольфу обезглавил мать кухонным ножом - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Артем Нестеров арестован по обвинению в убийстве; о случившемся гольфист рассказал жене после того, как не сумел скрыться с места преступления.
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Паромные страсти - Газета Якутия
Паромные страсти
Кто наведет порядок на алданской переправе? Летом жителей Оймяконского и Томпонского районов отделяют от выхода на транспортные артерии запада и востока страны две переправы.
Газета Якутия
Василий Егоров выступит на чемпионате мира по боксу в Германии
Лидер сборной России по боксу в суперлегком весе Василий Егоров готовится выступить на чемпионате мира, который пройдет с 25 августа по 3 сентября в городе Гамбурге.
Газета Якутия
«Стрелка‑2»: нокауты по желанию - Газета Якутия
«Стрелка‑2»: нокауты по желанию
Во втором турнире по уличным боям сразились 12 пар Один из самых юных участников «Стрелки» 19-летний Дмитрий Макаров (слева) выиграл уже второй турнир и не собирается останавливаться на достигнутом Во втором турнир
Газета Якутия
Форум неравнодушных горожан: в Гагаринском округе появится площадка для выгула собак - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Одной из дискуссионных площадок Форума неравнодушных горожан, который проходит в Якутске с 16 по 25 августа, является «Комфортный Якутск».
16.08.2017 SakhaPress.Ru
Image title - Президент РС(Я) Егор Борисов16 АВГУСТА глава Якутии Егор Борисов принял участие в пленарном заседании традиционного августовского совещания работников образования и науки на тему «Развитие системы образования:
17.08.2017 Президент РС(Я) Егор Борисов
Вопрос Хатасских земель решен в пользу жителей - ИА SakhaLife.RuГлава города Якутска Айсен Николаев 16 августа провел рабочее совещание с участием генерального директора АО «Сахатранснефтегаз» Ивана Макарова по решению вопроса земельных участков,
16.08.2017 ИА SakhaLife.Ru
Саха Липснеле - Якутское-Cаха ИАРезидент ТОР «ИП «Кангалассы» компания «Саха Липснеле», запустившая производство твердотопливных котлов длительного горения, планирует выходить на дальневосточные рынки.
16.08.2017 Якутское-Cаха ИА
На 12:00 ч. 16.08.2017 на охраняемой территории Республики Саха (Якутия) действуют 17 лесных пожаров на общей площади 71 274,2 в том числе покрытой лесом площади – 17 642,2 га: из них действующих - 14:
16.08.2017 Департамент по лесным отношениям РС(Я)