Новости города БезФормата.Ru
Якутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Да пойдет паром!

Бастовали ли переправщики?

Скандал с «забастовкой» переправщиков через реку еще раз напомнил о болезненном отсутствии моста через Лену… Пока о таковом приходится мечтать, будут и сезонные проблемы на переправе, обостряющиеся, как правило, весной и осенью…
И вроде как-то жили раньше и без «подушек», и с малым количеством паромов, катеров, но теперь без оных обойтись стало невозможно! Этой весной же сезонные проблемы обострились до открытого конфликта между Госкомцен РС(Я) и перевозчиками — индивидуальными предпринимателями. Однако так ли на самом деле «чрезвычайна» эта ситуация, как ее малюют в СМИ?

У рейтинга глаза велики

На информационном поле Якутии каждое семя раздора, увы, частенько приносит слишком крупные плоды. Слухи растут, как овощи на пестицидах. То ли сенсаций у нас маловато, то ли СМИ многовато, но преувеличить, приукрасить и добавить «соли с перцем» нынче способно любое уважающее себя издание.
Иначе ведь не привлечь внимания обывателей, не заслужить высоких рейтингов… Поэтому грамотный читатель должен уметь отделять зерна от плевел. Это как бы присказка…

Вы правды не напишете

Когда мы подъехали на Даркылах, как раз закончился проливной ливень. Десяток катеров на «подушках» дожидался пассажиров, один отчалил от берега. Машин, провожавших переезжающих на тот берег граждан, было вдвое больше, чем катеров. Спрос есть. А вот «забастовки», как оказалось, нет. Была ли она вообще?

Задавшись этим вопросом, ищу виновников репортажа — владельцев «Хивусов». Они собрались во время дождя, совпавшего с обеденным перерывом, в кафе-автобусе. Узнав, что я работаю в правительственной газете «Якутия», отмахиваются, как от мухи.

— Вы третий журналист, который к нам наведался, но никто правды так и не сказал. Снимали-снимали, а все нужное урезали. Поэтому мы вам, журналистам, не верим! — заявили суровые мужчины.

Не забастовка, а выходной!

После первых слов недоверия, высказанных прямо в лицо, предприниматели все же ломаться не стали. Поговорили.

— Мы не бастовали, — не без вызова заявил «лидер», как я его про себя назвала. — Просто взяли… выходной!

Дмитрий, так зовут моего собеседника, работает на переправе с 1998 года. Почитай ветеран. Речник с головы до ног. Признаться, выезжая на Даркылаах, я ожидала увидеть на берегу катера с табличками: «Даешь 2000 за билет!», «За тысячу ступайте пешком!» ну или что-то в этом роде. Ведь забастовка — это когда касками стучат и денег требуют. Речники денег не требовали, хотя во многих СМИ написано, что они хотят дотаций.

Конфликт, по словам перевозчиков, произошел намного раньше, чем раздутая через ватсап история с пассажирками, которые якобы отказались платить 2000 рублей за проезд.

— Были штрафы, много начальников приезжали, требовали, чтобы мы снизили цены до 1000 рублей. Мы этого делать не стали. И сегодня работаем по-прежнему, возим людей на тот берег по 2000 рублей за место, — рассказывают владельцы «подушек» в тесном кафе.

Тем временем на улице стало теплее, выглянуло солнце.

«Золотая неделя»

Мужики рассказывают, что каждый год, сколько на Лене ходят «хивусы», в опасный период ледохода они традиционно поднимали цены. За риск, за сложность перевозок, с целью извлечения прибыли в том числе, поскольку все они не ангелы небесные, а простые предприниматели. То есть люди, извлекающие прибыль из своей деятельности. Это их хлеб, заработок и законная выгода.

 

В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее

 

И вот уже несколько лет цены на весеннюю переправу оставались неизменными — 1000 рублей в обычные дни и 2000 рублей — в опасные. Пресловутая «золотая неделя» в этом году стала настоящим камнем преткновения между перевозчиками и властями республики, защищающими, как нам кажется, права рядовых граждан. Кстати, о рядовых гражданах…

По веским причинам

Будучи сама выходцем из Заречья, я, увы, не нашла ни одного земляка, который собственными глазами видел расхваленный многими моими коллегами «Кайман-10», который якобы возил народ с 202 микрорайона за 1000 рублей в дни, когда «хивусы» отдыхали. 16 мая в ватсапе гуляло объявление с фотографией этого самого «каймана» с телефоном, который якобы набирает льготников. Но номер все время «вне зоны доступа»…

Некоторые знают об этом только по репортажу на местном ТВ и слепо верят. Еще меньше людей говорит, что в какой-то группе в ватсапе кто-то рассказывал, что переехал реку за 1000 рублей. Насколько достоверна такая информация? Львиная доля опрошенных зареченцев в существование «дешевого» государственного транспорта через реку вообще не верят. Ни в вертолет, ни в «Кайман».

— Лично мне, конечно, хочется, чтобы билеты стоили дешевле, — говорит Алексей А. — Но тут важно отметить, что в этот период люди ездят только по серьёзным причинам: на свадьбу или похороны, в больницу и т. д. В общем, если край! И кто думал о простых людях, когда создавалась эта ситуация? Почему власти и предприниматели не выяснили отношения до или после этих сложных дней? Создали ряд неудобств, взбаламутили народ. Для чего? Лучше ведь не стало.

Чужие деньги. Посчитаем?

Можно ли нажить на реке большое богатство? Работяги, обедающие в кафе, миллионерами не выглядят, золотом и бриллиантами не сверкают. Однако недоверчивый люд, конечно, не преминет посчитать чужие барыши.

— Практически все катера, которые вы видите, куплены в кредит, — рассказывает Дмитрий, кивая на «Хивусы». — Средняя стоимость такой лодки с доставкой — четыре с половиной миллиона рублей. Сезон работы для «Хивусов» — примерно 20 дней в год. Всего 20 дней! В хороший день можно съездить два раза на тот берег. За раз в лодке можно перевезти 9–10 пассажиров, но не факт, что каждая лодка отправляется полной. Вот и считайте!
Многие владельцы «Хивусов» кредит еще не отбили, поскольку у них это не единственный долг, есть еще и ипотечные, и другие займы, а также, естественно, у каждого имеются семьи, дети и жены, а значит, есть и немалые текущие расходы… Не будем забывать про налоги. Так что баснословные миллионы на реке заработать не так уж и просто. Протирать штаны в иных кабинетах намного выгоднее.

Только конкуренция

Никто не хочет выставить перевозчиков в хорошем свете. Отрадно, кстати, что власти ратуют в данном случае за интересы населения. Вдруг такая же направленность сохранится и в других сферах? Например, будет посчитана реальная стоимость жилищного квадратного метра или стоимость литра бензина…

А в случае с нашумевшей весенней переправой хотелось бы влиять на цены в этой области за счет живой конкуренции. Был же большой государственный катер на «подушке», который недолго лавировал с того берега на этот. Прокол (случайный или умышленный?) остановил его деятельность.

Показательный пример в нашей республике был с ценами на сунтарское такси. Возили «миллионники» людей за 5000 и не тужили. Но пришли другие машины и скостили цены до 3000 за счет того, что посадочных мест больше. И стали все такси по 3000 ездить… Рынок ведь, и, чтобы работать и побеждать конкурентов, надо пользоваться спросом. А спрос на переправу через Лену имеется и будет, покуда моста не предвидится…

…Река ушла. Скоро пойдут паромы. Переправщики со своих «подушек» пересядут на обычные катера и будут сновать по маршруту Якутск — Нижний Бестях — Якутск за 300 рублей. Золотой сезон подходит к концу…

КОММЕНТАРИИ Арифметика предпринимателей

Еще во время репортажа Дмитрий заявил, что реальная стоимость перевозок в период бездорожья намного дороже установленных не только Госкомцен РС(Я), но и… самими предпринимателями. 2600 рублей — это реальная рыночная себестоимость по подсчетам перевозчиков.

— Расчеты надо начинать не с покупки «Хивуса», а с затрат на нижнее ограждение, — говорит Дмитрий. — Оно стоит 850 тысяч рублей. Хватает его на весну и осень, потому что приходится работать до –35 градусов, а оно рассчитано на максимум 12 градусов мороза. Также каждому предпринимателю надо закупить 5–6 маршевых ремней. Он стоит 36 тысяч рублей на заводе, не говоря о маленьких ремнях, которых нужно с десяток по три с половиной тысячи рублей.

Также много средств мы тратим на дорогу к Даркылаху. Дорожники после зимника ее не делают. А мы подсыпаем песок, выравниваем. У нас море затрат, которые даже не касаются «Хивусов».

На нижнем ограждении есть «чешуйки» на каждом баллоне. В день меняем 5–6 чешуек. Вкладываем по весне 200 и более тысяч рублей в эти чешуйки и к осени еще докупаем. Каждая чешуйка стоит 5 тысяч рублей.

Масло к двигателям тоже надо особенное. Двигатели у нас работают в чрезвычайном режиме. В двигатель льем спортивное масло. За раз 6,5 литра, литр масла стоит 700 рублей. Меняем его раз в 5 дней. И, кстати, двигатель работает только весну и осень. Не выдерживает нагрузки. А стоит он сейчас 206 тысяч рублей.

 

Антонина Винокурова: «Налицо явный сговор»

Председатель Государственного комитета по ценовой политике РС(Я) Антонина Винокурова рассказала, почему сложилась спорная ситуация и как ее собираются решать:

— Суть проблемы заключалась в том, что мы ввели государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров личным транспортом. Это было нашим правом, а не обязанностью. Перевозчики без видимых причин за один день повысили тарифы в два раза. На что мы ввели госрегулирование в целях защиты граждан. Предприниматели с этим не согласились и принесли свои расчеты, мы им показали свои, в целом по затратам цифры совпадают. Камнем преткновения стали пассажиропоток и количество рейсов в день. Мы сделали мониторинг за два дня, но предприниматели считают, что такое время — не показатель, поэтому продлили проверку.

Для государства интересы шестнадцати собственников этих «Хивусов» и жителей заречных улусов и горожан несопоставимы. Если мониторинг покажет, что пассажиропоток в будние дни меньше, чем мы подсчитали, тогда цены можно будет повысить.

Кроме того, с предпринимателями есть договоренность, что если им будет очень трудно ездить по осколкам льда, можно повысить тариф. По этому поводу было совещание у первого заместителя председателя Правительства РС(Я) Алексея Стручкова.

Однако перевозчики на уступки не идут, хотя видно, что это экономически не оправдано. Но налицо явный сговор людей, которые собираются вместе, только когда нужно повышать тарифы. При этом они следят друг за другом, чтобы никто не снижал цен.

Прошел X Ысыах среди работников социального обслуживания заречных и центральных районов - Министерство труда и социального развития РС(Я)24-25 июня в местности «Три березки» Амгинского улуса прошел традиционный Х Ысыах среди работников социального обслуживания  при Министерстве  труда и социального развития РС(Я) учреждений группы «Заречья» и «Центральной».
28.06.2017 Министерство труда и социального развития РС(Я)
Регионам России в сельском хозяйстве есть чему поучиться у Якутии - Администрация Правительства и Президента РС(Я)27 июня в Якутске прошел Всероссийский семинар-совещание «Государственная поддержка малых форм хозяйствования и устойчивое развитие сельских территорий в Республике Саха (Якутия)»,
28.06.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
В правительстве РФ приняли концепцию демографической политики Дальнего Востока - Якутское-Cаха ИАМинистерство РФ по развитию Дальнего Востока утвердило в правительстве России концепцию дальневосточной демографической политики.
28.06.2017 Якутское-Cаха ИА
2 июля – день реки Лена - Министерство охраны природы РС(Я)В 2013 году Главой Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым в целях привлечения внимания населения к сохранению уникальных природных объектов реки Лена,
28.06.2017 Министерство охраны природы РС(Я)
Энергосбыт ПАО «Якутскэнерго» предоставляет прекрасную возможность погасить долги без штрафных санкций.
28.06.2017 АК Якутскэнерго
В инспекции проведены рабочие совещания - УФНСВесь июнь в Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Саха (Якутия) проводятся рабочие совещания с налогоплательщиками, с целью обеспечения своевременной уплаты законно установленных налогов и сборов,
29.06.2017 УФНС
Проведено семинар-совещание для землеустроителей муниципальных образований - УФНСВо втором квартале текущего года в конференц-зале районной администарции МР «Мегино-Кангаласский район» по инициативе Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отноше
29.06.2017 УФНС
ФНС России приглашает пользователей принять участие в тестировании первой очереди новой версии Личного кабинета.
29.06.2017 УФНС
МОСКВА, 28 июн — РИА Новости.  Участие в Восточном экономическом форуме подтвердили 24 страны, среди которых Австралия, Великобритания, Германия, Канада, Китай, США, Япония и ряд других государств,
28.06.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
Житель города Якутска предстанет перед судом по обвинению в совершении преступлений против половой неприкосновенности малолетней падчерицы - Следственный комитетСледственным отделом по г. Якутску СУ СК России по Республике  Саха (Якутия)  завершено расследование уголовного дела по обвинению 35-летнего ранее судимого жителя г. Якутска в совершении шести эпизодов преступления,
28.06.2017 Следственный комитет
Обнародована четкая и понятная причина гибели туристов на перевале Дятлова - SakhaPress.RuРИГ SAKHAPRESS.RU Зловещая трагедия произошла еще в первых числах февраля 1959 года: из девятерых туристов, заночевавших в одной палатке на склоне, живым не вернулся никто.
28.06.2017 SakhaPress.Ru
В ночном клубе у якутянки украли дорогой телефон - YakutiaMedia.RuЖенщина беспечно оставила его на столе и пошла танцевать Поделиться: 28 июня, YakutiaMedia.
28.06.2017 YakutiaMedia.Ru
Без лицензии акционерное общество выкопало песок на 49 млн рублей в Якутии - YakutiaMedia.RuТем самым, компания нарушила закона РФ «О недрах» Поделиться: 28 июня, YakutiaMedia.
28.06.2017 YakutiaMedia.Ru
Насилие над детьми – откуда корни? - Газета Якутия
Насилие над детьми – откуда корни?
«В Нюрбинском районе отчим насиловал падчерицу»… Не слишком ли часто мы стали читать такие заголовки?
Газета Якутия
Этот день в календаре. 29 июня - Якутское-Cаха ИАСегодня 29 июня. Чем известен этот день? В МИРЕ День памяти пропавших без вести азатамартиков (защитников Родины) в Армении.
29.06.2017 Якутское-Cаха ИА
Книгу читаешь – много знаешь - Министерство труда и социального развития РС(Я)        « Книга есть жизнь нашего времени,                                                                               в ней все нуждаются — и старые, и малые».
28.06.2017 Министерство труда и социального развития РС(Я)
Этот день в календаре. 28 июня - Якутское-Cаха ИАСегодня 28 июня. Чем известен этот день? В МИРЕ День Конституции Украины .
28.06.2017 Якутское-Cаха ИА
Аскар Айтматов: «Я в Якутии не случайно» - Газета Якутия
Аскар Айтматов: «Я в Якутии не случайно»
Сын Чингиза Айтматова, экс-министр иностранных дел Киргизии в эксклюзивном интервью газете «Якутия» рассказал о том, что для него значит поездка в Якутию, насколько популярны книги его отца сегодня,
Газета Якутия
Пусть каждый расскажет о себе - Газета Якутия
Пусть каждый расскажет о себе
Народный видеоблог знакомит якутян с якутянами «Мы хотим услышать историю каждого!
Газета Якутия
Представители народов Якутии в День России пройдут парадом по центру столицы
В столице республики 12 июня впервые состоится «Парад дружбы народов России» — по центральной улице пройдут жители разных народов в национальных костюмах.
Газета Якутия
Двукратный чемпион Европы по боксу Василий Егоров: «Ничего не хочу загадывать» - SportSakha.ComВ Доме правительства №2 прошло торжественное чествование по итогам чемпионата Европы по боксу с участием Василия Егорова и его личного тренера Артура Пахомова.
27.06.2017 SportSakha.Com
Подготовка к Играм Манчаары - YakutiaMedia.RuЗампред правительства Яктуии Михаил Гуляев провел выездное заседание оргкомитета по подготовке к играм Поделиться: 27 июня, YakutiaMedia.
27.06.2017 YakutiaMedia.Ru
В Петропавловск-Камчатский вместе с авиакомпанией «Якутия» - Авиакомпания Якутия  Авиакомпании «Якутия» приглашает в полет по маршруту Якутск - Петропавловск-Камчатский - Якутск.
27.06.2017 Авиакомпания Якутия
За звание победителя «Игр Дыгына» поборются 12 самых подготовленных спортсменов
«Игры Дыгына» – зрелищный турнир, где встречаются самые сильные и подготовленные спортсмены республики.
Эхо столицы
Эксперимент Ивана Белолюбского - Газета Якутия
Эксперимент Ивана Белолюбского
Знаменитый спортсмен в образе ученого Иван Белолюбский, семикратный победитель Игр Дыгына, мастер спорта по мас-рестлингу и борьбе хапсагай – таким мы его знаем.
Газета Якутия
Благотворительная акция «Эстафета добра» продолжается - Эхо столицы
Благотворительная акция «Эстафета добра» продолжается
Акция «Эстафета добра» направления «Якутск - город возможностей» Года добра на прошлой неделе пополнилась новыми участниками.
Эхо столицы
Прошел X Ысыах среди работников социального обслуживания заречных и центральных районов - Министерство труда и социального развития РС(Я)24-25 июня в местности «Три березки» Амгинского улуса прошел традиционный Х Ысыах среди работников социального обслуживания  при Министерстве  труда и социального развития РС(Я) учреждений группы «Заречья» и «Центральной».
28.06.2017 Министерство труда и социального развития РС(Я)
Регионам России в сельском хозяйстве есть чему поучиться у Якутии - Администрация Правительства и Президента РС(Я)27 июня в Якутске прошел Всероссийский семинар-совещание «Государственная поддержка малых форм хозяйствования и устойчивое развитие сельских территорий в Республике Саха (Якутия)»,
28.06.2017 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
В правительстве РФ приняли концепцию демографической политики Дальнего Востока - Якутское-Cаха ИАМинистерство РФ по развитию Дальнего Востока утвердило в правительстве России концепцию дальневосточной демографической политики.
28.06.2017 Якутское-Cаха ИА
2 июля – день реки Лена - Министерство охраны природы РС(Я)В 2013 году Главой Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым в целях привлечения внимания населения к сохранению уникальных природных объектов реки Лена,
28.06.2017 Министерство охраны природы РС(Я)