Бортпроводник Екатерина Гончарова: Тридцать лет в полете

Фото: www.yakutia.aero
  «Патриотка, спортсменка и просто красавица» – именно так можно перефразировать известную цитату из советского фильма, как нельзя лучше характеризующую бортпроводника авиакомпании «Якутия» Екатерину Гончарову.

Во Всемирный день бортпроводника гражданской авиации Екатерина поделилась секретами одной из самых романтичных профессий.


«Буду стюардессой!»

- Моя семья была далека от авиации. В детстве родители отправились со мной на море, тогда я впервые увидела самолет и, глядя на членов экипажа, поняла, что хочу, как и они работать в небе. Когда меня в шестилетнем возрасте спросили, кем стану в будущем, без колебаний ответила, что буду стюардессой (в то время так называли бортпроводников). В ответ все засмеялись. Но когда в десятом классе мне задали тот же вопрос, и я рассказала о планах связать свою жизнь с авиацией, уже никто не смеялся. Родители отговаривали меня, советовали поступать в педагогический.

Когда они уехали в отпуск, я подала документы в профессионально-техническое училище   №11 в г. Якутске на специальность «бортпроводник» и прошла медицинскую комиссию.

Маме с папой, вернувшимся из поездки, оставалось лишь смириться с выбором дочери, и поддержать новоиспеченную студентку.

- Мы были единственным выпуском, которым выдали форменную одежду, нам разрешалось совмещать учебу с практикой - в каникулы и выходные дни совершали полеты с экипажем.

Первый стажерский полет - незабываем, он состоялся 26 декабря 1988 года на самолете Як-40 по маршруту Якутск - Олекминск – Ленск - Красноярск – Новосибирск. Несмотря на прекрасный экипаж и моего наставника – инструктора Елену Казакевич, с которой мы теперь коллеги, очень волновалась. Самолет Як-40 не был оборудован микрофоном, все информационные сообщения зачитывала наизусть, и мне нравилось, как пассажиры смотрели на меня, внимательно слушали и выполняли мои рекомендации.

Когда закончила училище, мне было семнадцать лет, а в бортпроводники брали с восемнадцати, поэтому временно устроилась в почтово - грузовую службу. В то время служба бортпроводников и почтово-грузовая служба  располагались недалеко, и я каждые понедельник и пятницу забегала  к начальнику службы бортпроводников Тамаре Павловне Чуркиной в надежде, что меня возьмут раньше положенного срока. В очередной раз, выйдя из ее кабинета, замешкалась, что-то пытаясь найти в сумочке, и услышала, как бортпроводник Антонина Сундэнбан говорит Чуркиной: «Возьми эту девочку, она придет не на один год, видно же, что из нее выйдет толк». После чего она вышла и пригласила зайти. Мне сказали, чтобы приходила после новогодних праздников с результатами врачебно-летной комиссии. Так, с 1990 года я стала бортпроводником Якутского объединенного авиаотряда, а потом и авиакомпании «Якутия». Со дня стажерского рейса я в полете уже тридцать лет.   Ни разу не пожалела, что связала свою  жизнь с авиацией, даже в мыслях никогда не было желания сменить род деятельности, несмотря на кризис 90-х годов, когда были задержки по выплате зарплаты и различные реорганизации. За время работы у меня были допуски на следующие типы воздушных судов: Ан-24, Ан-140, Ту-154Б, Ту-154М, сейчас это - Boeing 757, Boeing 737 и Sukhoi Superjet 100, в составе экипажей совершаю российские и международные рейсы.


Пассажиры и безопасность

В полете бортпроводник обязан обеспечить, в первую очередь, безопасность пассажиров, быть готовым к нештатным ситуациям и знать, что делать в подобных случаях, обеспечить комфортный сервис пассажиру. Бортпроводники, как и другие члены экипажа, постоянно повторяют и освежают знания. Нас учат быть готовыми к нештатным ситуациям, два раза в год в весенний и осенний период проходим теоретическую и практическую подготовку, а раз в два года - плановые курсы повышения квалификации в Москве на базе авиационной школы «Аэрофлота». 

Помимо технологии обслуживания пассажиров, психологии общения, в ходе занятий изучаем основы воздушно-правовой; аварийно-спасательной подготовки, обеспечение авиационной безопасности, авиационной медицины. Особое внимание уделяется охране труда, профессиональному английскому языку, правилам перевозки опасных грузов, специальной подготовке.

Бортпроводники совмещают сразу несколько профессий одновременно: психолога, повара, спасателя, пожарного, официанта, переводчика, помимо этого он должен уметь хорошо плавать - в ходе водной подготовки   мы учимся грести в надувном плоту, чтобы в случае нештатной ситуации – посадки на воду, эвакуировать пассажиров. Одна из самых опасных внештатных ситуаций на борту — это пожар, поэтому в самолете курение строго запрещено.

Огорчает отношение самих пассажиров к их собственной безопасности и просьбам бортпроводников при взлете и посадке пристегнуться, привести спинки кресел в вертикальное положение и элементарно -  снять наушники. Каждый раз удивляюсь и напоминаю пассажирам, что таковы требования федеральных авиационных правил, разработанных в целях их же безопасности.

Однажды летели в Бергамо, мы с коллегой готовились, чтобы накормить обедом пассажиров, как вдруг самолет попал в воздушную яму, чайники с кипятком, тележки с контейнерами для бортпитания, не пристёгнутые пассажиры и мы с коллегой подлетели на несколько сантиметров вверх. Воздушное судно было тут же выровнено, все длилось какие-то доли секунды. Пассажиры, пристегнутые ремнями безопасности, даже не почувствовали этого. До конца полета наши рекомендации выполнялись моментально. На самолете всегда нужно слушать командира воздушного судна и бортпроводников, ведь мы, обращаясь с просьбой  к пассажирам, делаем это лишь в целях их безопасности. 

Пассажиры из зарубежья в этом плане очень дисциплинированные. Они внимательны к личной безопасности. К примеру, в Токио летят, в основном, американцы и, если табло «пристегните ремни» загорается, мы озвучиваем данную команду, они моментально пристегиваются. У них национальная безопасность общества основывается на личной. И к оставленным вещам у них отношение особое – сразу вызывают экстренные службы. Отрадно, что в последнее время наши соотечественники тоже стали бдительнее в отношении бесхозных вещей.

Пассажиры все разные, у каждого свои предпочтения, характер, настроение, но мы обязаны сделать перелет каждого из них максимально комфортным,   предоставить все услуги, заявленные авиакомпанией: питание, имеющуюся систему развлечений. Помимо этого мы стараемся зарядить положительными эмоциями пассажиров. Я патриот своей авиакомпании, если у самолета выявляется неисправность, очень переживаю, ведь это приводит к задержкам, а они, как снежный ком, вызывают ряд изменений в расписании. Помню, выполняли рейс с большой задержкой, люди поднимались на борт недовольные, уставшие, но после полета благодарили нас и уходили с хорошим настроением, улыбками на лицах. 

Плюсы и минусы профессии

Несомненно, плюсов в работе бортпроводника много: общение с разными людьми, обширная география полетов, каждый день видишь разные города, страны, это отличная возможность увидеть мир.

И это очень романтично - большая часть нашей жизни проходит в полете. Мы можем утром встретить рассвет в одном городе, а провожать закат – совершенно в другой точке земного шара.

Минус нашей профессии один - мало времени уделяешь своей семье, поэтому, возвращаясь после поездок, все свободное время стараюсь проводить время с семьей.

Мне повезло – супруг Олег тоже работает в авиакомпании «Якутия» авиатехником воздушного судна   Boeing 737 и понимает меня.  Сын Ян перешел в одиннадцатый класс, в будущем планирует связать жизнь с авиацией.  Вижу в его глазах страсть к небу, а это много значит. Ведь в авиации случайных людей видно сразу.  Кто не любит ее всем сердцем, надолго здесь не задерживается. К примеру, молодежь приходит в нашу профессию за романтикой, но после первой зимы, некоторые не выдерживают и увольняются. Потому что наша работа связана и с физическими перегрузками, и сменой часовых поясов, с недосыпом, много времени мы проводим на ногах, с каждым пассажиром должны быть вежливы и тактичны. 

«Мчусь, как ветер, я...»

Мое самое большое увлечение, после семьи и работы, это – горные лыжи. Увлекла ими своего супруга, теперь катаемся вместе, а сын – сноубордист. В сезон мы все выезжаем в пригородный горнолыжный комплекс, заряжаемся адреналином, скоростью, наслаждаемся чувством полета, свежим воздухом. Когда едешь по склону, а из-под лыж летит снег, а внутри все поет – это непередаваемые ощущения! Зимой катаемся на коньках, благо ледовый дворец недалеко. Летом мой фитнес – это огород, у нас своя дача. Осенью ходим по грибы. Нам некогда скучать, мы с семьей постоянно в движении, любим активный отдых. Также вышиваю картины, как крестиком, так и бисером. Много вкладываю в дополнительное образование сына, он серьезно изучает английский язык, занимается футболом. Семья и родственники для меня – главные люди на земле.

 

В день профессионального праздника желаю коллегам здоровья, долгих авиационных, летных лет, счастья в семье, надежной опоры, стабильности, чистого неба над головой, нашей авиакомпании желаю поступления новых самолетов. Новичкам раскрою самый главный профессиональный секрет – нужно просто любить свою работу. Недаром Конфуций сказал: «Найди себе занятие по душе - и в твоей жизни не будет будней...»

 

Пресс-служба авиакомпании «Якутия»

 
По теме
АО «Аэропорт Якутск» считает необходимым внести ясность в вопросе о влиянии реконструкции взлетно-посадочной полосы на предельную коммерческую загрузку воздушных судов.
26.07.2018
 
Будущие авиационные техники прошли практику на авиационно-технической базе «Якутия техникс» - Авиакомпания Якутия Тридцать будущих авиационных техников прошли практику на  авиационно-технической базе «Якутия техникс», которая является основой инженерно-авиационной службы авиакомпании «Якутия».
11.07.2018
 
Неисправность воздушного судна, которая послужила причиной задержки, не получилось устранить на месте из-за отсутствия технической возможности аэропорта Омска.
05.07.2018
В Якутии четверо подростков поехали в сеседнюю деревню на угнанном авто - ИА SakhaLife.Ru Двери автомобиля из-за технической неисправности не закрывались на ключ. 25 сентября в дежурную часть ОМВД России по Мегино-Кангаласскому району обратился житель с. Павловск с заявлением о том,
26.09.2018 ИА SakhaLife.Ru
В ФГУ Дирекция по управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения" при МВД РФ состоялось рабочее совещание по вопросу поставки в РС(Я) материально-технических ресурсов по мероприятиям
26.09.2018 Министерство транспорта
В Якутии задержан мужчина, подозреваемый в убийстве женщины на почве ревности - Следственный комитет фото с места происшествия Следственным отделом по г. Нерюнгри СУ СК России по Республике Саха (Якутия) возбуждено уголовное дело в отношении 58-летнего жителя села Иенгра по признакам состава преступления,
25.09.2018 Следственный комитет
В Якутск доставили подозреваемого в тяжком преступлении, который скрывался от следствия в охотничьей избушке - ИА SakhaLife.Ru В ходе рейдовых мероприятий, организованным Росгвардией по охотничьим угодьям Кобяйскього и Жиганского районов, в Якутск доставлен разыскиваемый 26-летний молодой человек,
26.09.2018 ИА SakhaLife.Ru
«Справедливая Россия» готова обновить руководство парламента Якутии - ИА SakhaLife.Ru Сегодня депутатская фракция «Справедливая Россия» в Государственном Собрании Республики Саха (Якутия) Ил Тумэн уведомила организационный комитет по подготовке и проведению первого пленарного заседания парламента нового с
25.09.2018 ИА SakhaLife.Ru
Душевный вечер песни монгольской звезды Сарантуяа-Саары в Якутске - ИА SakhaLife.Ru 24 сентября в Саха академическом театре им. П.А. Ойунского состоялся долгожданный Гала концерт заслуженной артистки Монголии, обладательницы Гран-при Международного конкурса “Голос Азии”,
26.09.2018 ИА SakhaLife.Ru
Выставка «Драгоценный камень Якутского балета» - ИА SakhaLife.Ru 2 октября 2018 г. в 15.00 ч. в Музее музыки и фольклора народов Якутии состоится открытие выставки «Драгоценный камень Якутского балета» ,посвященной одной из первых якутских выпускниц Новосибирского хореографического училища,
26.09.2018 ИА SakhaLife.Ru
Молодежный блок Окружной администрации, управлений округов 23 августа вышел на субботник на территории села Владимировка, где ко Дню города Якутска открывается новый арт-объект «Священный табун мифических лошадей».
31.08.2018 Эхо столицы
Победа нерюнгринских ветеранов - Nerungri.Ru 22 сентября в Тынде прошёл открытый традиционный турнир по мини-футболу среди ветеранов, посвященный памяти Алексея Кузьмина.
25.09.2018 Nerungri.Ru
Вот уже около полугода в нашей республике  люди разных возрастов и возможностей играют, осваивают, соревнуются и становятся победителями турниров по новому виду спорта - настольным спортивным играм.
30.08.2018 Эхо столицы
О Кондратьеве Э.В.   Освободить Кондратьева Эдуарда Владимировича от должности заместителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия) в связи с истечением срока служебного контракта.
26.09.2018 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
«Справедливая Россия» готова обновить руководство парламента Якутии - ИА SakhaLife.Ru Сегодня депутатская фракция «Справедливая Россия» в Государственном Собрании Республики Саха (Якутия) Ил Тумэн уведомила организационный комитет по подготовке и проведению первого пленарного заседания парламента нового с
25.09.2018 ИА SakhaLife.Ru
Энергетики Центральных электрических сетей Якутскэнерго проводят плановый капитальный ремонт высоковольтной воздушной линии электропередачи 110 кВ Л-120 «Эльдикан – Солнечный» в Усть-Майском районе.
26.09.2018 Администрация Правительства и Президента РС(Я)
По результатам мероприятий по радиоконтролю, проведенных Управлением по Республике Саха (Якутия) филиала ФГУП «Главный радиочастотный центр» в Дальневосточном федеральном округе, выявлены радиоэлектронные средства,
26.09.2018 Роскомнадзор