Сегодня, 28 августа в Якутске разразился скандал. Судприставы в сопровождении журналистов прибыли в кинотеатр «Центральный», действуя в интересах РАО – Российского авторского общества, представляющего интересы иностранных авторов. В данном случае, интересы американских композиторов, музыка которых звучит в фильмах, демонстрируемых в кинотеатрах России. Судприставы описали имущество кинотеатра на сумму 2,5 млн. руб., дав 10 дней на погашение долга кинотеатра перед РАО. Между тем, ОАО «Кинотеатр «Центральный» вместе с другими российскими кинотеатрами имеет собственную позицию, и защищает ее в суде. Окончательное рассмотрение апелляции назначено в Москве во вновь образованном Российском Суде по интеллектуальным правам 16 сентября. Почему же судприставы торопят? С подводными течениями ситуации SakhaLife ознакомил эксперт В. НИКОЛАЕВ.
По его мнению, ситуация в сфере кинематографа немногим отличается от других. Разные группы людей из Москвы практически во всех регионах захватывают и контролируют производство, земли, предприятия. Доходы от этого рекой текут в Москву и далее за границу для сладкой жизни избранных…
Всему этому способствует целая система… Давно появилось расхожее выражение «Басманный суд», означающее предвзятость и сомнительность…
Почти все кинотеатры России согласились платить РАО, не ввязываясь в длительные тяжбы с системой, имеющей солидное лобби. Лишь около десятка кинотеатров России выстояли под давлением, и пошли искать правду в судах. В том числе и кинотеатр «Центральный» города Якутска. Между тем, судебный процесс, который ведет «Центральный» против РАО, в интересах большинства кинотеатров России.
«Российское авторское общество» требует от имени американских композиторов саундтреков немалый процент за то, что в ходе фильма зрители слушают их музыку.
Спорная ситуация происходит из того, что владельцы РАО отделяют в фильме звук от видеоизображения и рассматривают его как отдельное прослушивание музыки, за которое надо платить отдельно. Кинематографисты же видят фильм как цельное аудиовизуальное произведение, и так и указывают в лицензионном договоре. То есть, производители фильма, в том числе и композитор, получают лицензионные деньги от прокатных организаций той страны, где идет фильм.
И если сначала российские кинотеатры, бросившие вызов РАО, действующему в интересах американских композиторов, боролись каждый в одиночку, то теперь в просторах российского интернета назревает целая идеология. Теперь кинотеатры по всей России изучают опыт борьбы, следят за сайтом АнтиРАО. На российском сайте Юрклуб много лет существует специализированный раздел «ОКУПанты – РАО, ВОИС и остальной РосПил - частые темы», где патриотически настроенные отечественные юристы бесплатно оказывают квалифицированную помощь российским предприятиям.
Часть российских кинематографистов считают, что широко используя подзаконные акты и иные средства, кучка людей под брендом РАО проводит мошенничество федерального масштаба. И судебные тяжбы кинотеатров с РАО могли бы привлечь внимание соответствующих структур к этой проблеме…
В последнее время чувствуется определенная нервозность. Вот и в Якутске напали на кинотеатр «Центральный», не дожидаясь решения суда. К чему такая спешка?
Управление федеральной системы судебных приставов в своем официальном пресс-релизе заявило, что 23 мая 2014 года на основании исполнительного документа по делу № А58-2549/12 от 29.10.2013 возбуждено исполнительное производство № 81107/14/37/14 о взыскании с ОАО «Кинотеатр Центральный» в пользу ООО «Российское авторское общество» суммы долга в размере 2 535 472,47 руб. На постановление о возбуждении исполнительного производства руководство организации – должника не отреагировало, на прием к судебному приставу – исполнителю никто не явился, сумма долга не погашена. Получается, этим и обусловлен сегодняшний визит.
Эксперт же предполагает, что опубликованное 18 июля с.г. Постановление Верховного Арбитражного Суда №51, делает затруднительной деятельность РАО по сбору денег для неизвестных американских композиторов. Ведь теперь им придется на самом деле доказывать то, что именно РАО заключило лицензионные договоры с создателями фильмов. Весьма сомнительно, что РАО сможет стать аналогом советского госкинопроката, который был монополистом по лицензиям на показ.
Определенно, РАО есть что терять. Только за 2013 год РАО собрало 4 млрд. руб. для выплаты авторских вознаграждений. К слову, Федеральная налоговая служба решила, что собранные и не выплаченные в течение трех лет авторские вознаграждения являются собственностью общества, и насчитала невыплаченных налогов РАО на многие сотни миллионов.
Остается процитировать Путина, высказавшего на совещании по газовым рынкам, но слова его вполне уместны и по отношению к сфере кино: «Как и в электроэнергетике, рынок нужно очищать от всякого рода мутных и полукриминальных структур, схем, на которых паразитируют нечистоплотные дельцы».
Что касается сегодняшнего скандала в Якутске, представляется в корне неправильным, когда в интересах американских композиторов государственной структурой России блокирована деятельность российского кинотеатра… Когда суд еще не сказал свое веское слово… Они нам – санкции. И мы с их подачи – сами себе санкции. В конце концов, от этого страдают интересы и потребителей – простых якутских кинозрителей.